Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7
1.1 Содержание понятия «социальная защита»……………………………………7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в РФ…….....12
Глава II. Формирование социальной защиты населения
в Оренбургской области…………………………………………………………..17
2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17
2.2 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26
2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая СУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)
  • Отдел организации социального обслуживания населения в стационарных учреждениях
  • Отдел организации нестационарного социального обслуживания
  • Отдел опеки и попечительства
  • Отдел развития материальной базы учреждений социального обслуживания и организации размещения государственных заказов
  1. Административно-хозяйственный отдел9

Министерство осуществляет на территории Оренбургской области следующие полномочия:

организует и проводит мониторинг по совершенствованию системы социальной поддержки населения;

разрабатывает показатели эффективности мер социальной поддержки населения, проводит экспертизу инновационных социальных проектов, а также проектов нормативных правовых актов;

осуществляет государственное регулирование мер социальной поддержки и социального обслуживания организациями, предприятиями и учреждениями различных организационно-правовых форм;

участвует в реализации национальных проектов в Оренбургской области;

участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ по оказанию адресной помощи населению, реабилитации инвалидов, профилактике социального сиротства, беспризорности и бродяжничества и другим вопросам в сфере социальной поддержки населения области;

обеспечивает формирование баз данных по различным направлениям социальной поддержки населения, единой информационной системы и внедрение новых информационных технологий в социальной сфере;

осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области;

организует работу подведомственных учреждений по социальному, медико-социальному обслуживанию граждан;

развивает созданную сеть государственных учреждений социального обслуживания населения Оренбургской области, осуществляет методическую помощь и принимает меры по развитию материально-технической базы подведомственных учреждений;

формирует государственный заказ на гарантированные социальные услуги;

формирует и утверждает территориальный перечень социальных услуг и технических средств реабилитации инвалидов, рекомендуемых для применения на территории Оренбургской области;

взаимодействует с общественными, благотворительными и другими организациями по вопросам поддержки ветеранов, инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан и семей с детьми;

разрабатывает региональные правовые акты, направленные на совершенствование системы мер социальной поддержки семьи и детей;

осуществляет организацию и финансовое обеспечение мероприятий по оздоровлению и отдыху детей;

обеспечивает предоставление помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам;

организует и координирует деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников системы социальной защиты населения;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и служебную тайну;

организует работу по ведению бухгалтерского учета и отчетности в органах и учреждениях социальной защиты населения;

привлекает внебюджетные источники для финансирования областных социальных программ;

осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств в учреждениях социальной защиты населения, организует и проводит документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных учреждениях;

составляет сводную отчетность по средствам областного бюджета, выделяемым муниципальным образованиям на социальную поддержку и социальное обслуживание населения, осуществляет контроль за расходованием этих средств;

формирует планы и перечни проектов строительства и реконструкции зданий и сооружений системы социальной защиты населения для включения их в федеральные и областные инвестиционные программы;

обеспечивает информационное сопровождение мер социальной поддержки населения, социально значимых акций, представляющих интерес для жителей области;

организует работу подведомственных учреждений социальной защиты по рассмотрению обращений граждан в соответствии с нормативными правовыми актами;

осуществляет в соответствии с нормативными правовыми актами работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

представляет в установленном порядке интересы Оренбургской области по вопросам социальной защиты населения на межрегиональном, федеральном и международном уровнях;

осуществляет контроль за реализацией социальных программ и проектов;

прогнозирует и определяет приоритетные направления в сфере социальной, семейной и демографической политики;

проводит мониторинг демографической ситуации в Оренбургской области;

организует проведение межведомственных мероприятий в сфере социальной и демографической политики;

осуществляет координацию деятельности по организации оздоровления детей и подростков;

определяет направления социальной политики в сфере защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства;

осуществляет реализацию мероприятий по вопросам международной гуманитарной помощи и осуществляет контроль за ее целевым использованием;

выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Оренбургской области в порядке, определенном федеральным и областным законодательством;

организует и осуществляет работу по экономическому планированию бюджетных ассигнований и анализу расходов, направляемых на выполнение задач и функций Министерства;

организует работу по ведению бюджетного учета и отчетности в подведомственных организациях, разрабатывает предложения по ее совершенствованию, организует сбор, учет и составление сводных финансовых отчетов подведомственных организаций и своевременное представление их в соответствующие органы, обеспечивает их полноту и достоверность;

разрабатывает проекты законов Оренбургской области, проекты правовых актов Губернатора и Правительства Оренбургской области, а также представляет заключения по проектам правовых актов Российской Федерации по вопросам своей компетенции;

издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы и распоряжения ненормативного характера;

рассматривает обращения граждан и организаций, принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;

осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного распространения;

организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в соответствии с положением о мобилизационной подготовке Министерства;

организует в установленном порядке проведение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности;

участвует в установленном порядке в выполнении мероприятий по противодействию коррупции, терроризму и экстремизму;

определяет кадровую политику в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством10.

 

 

 

2.1 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по  осуществлении социальной защиты населения

 

Министерство социального развития Оренбургской области является одним из основных исполнителей социальной политики области, обеспечивает нормативно-методическое сопровождение деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, координатором деятельности других ведомств, общественных формирований и негосударственного сектора экономики в вопросах социальной поддержки и помощи отдельным категориям населения.

На 01.01.2010 года в Оренбуржье  проживает 2 миллиона 112,9 тысяч человек. Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте составляет 63,3 %,  моложе трудоспособного – (16,9%), старше – (19,8 %). Общее число инвалидов, живущих с области – 239,8 тысяч человек11.

Министерство социального развития осуществляет свою деятельность по приоритетным направлениям:

  • государственная поддержка отдельных категорий населения;
  • социальное обслуживание;
  • социальное сопровождение семьи и детей.

Реализуются более 20 региональных программ социальной направленности с объемом финансирования более 3 млрд. руб., в том числе:

  • «Дети Оренбуржья» на 2008-2010 годы, направленная на создание оптимальных условий для осуществления региональной политики в интересах детей, решения задач их обеспечения, защиты прав и социальных гарантий детей;
  • «Защитник Отечества» на 2007-2010 годы,  предусматривающая оказание адресной социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и военнослужащим;
  • «Здоровье ветеранов войн – активное долголетие» на 2009-2011 годы, предусматривающая улучшение качества жизни ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе  тружеников тыла, ветеранов и инвалидов боевых действий, сохранение активного долголетия жителей Оренбургской области пожилого и старческого возраста (старше 60 лет);
  • «Реабилитация инвалидов в Оренбургской области» на 2007-2010 годы, предусматривающая создание условий для наиболее полной реализации инвалидами реабилитационного потенциала и адаптации их в общество, улучшение качества жизни инвалидов меры реабилитационной помощи, в том числе, семьям с детьми-инвалидами12.

Социальная ориентированность областного бюджета позволяет ежегодно дополнительно к федеральным, выделять значительные средства на социальную поддержку и социальное обслуживание населения.

Объем средств на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания населения постоянно растет - в 2009 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 5,8 млрд. руб. Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных действующим законодательством, осуществляются своевременно и в полном объеме.

Различные социальные выплаты (ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсации, субсидии, материальная помощь и т.д.) получают более 700 тыс. жителей области, пользуются льготами около 420 тыс. чел., социальным обслуживанием охвачен каждый пятый житель области.

Денежные выплаты, пособия, компенсации, субсидии, материальная помощь и т.д. предоставляются гражданам с учетом индексаций, что особенно актуально в условиях экономической ситуации. 

 

 

 

Обеспечение прав и интересов детей.

Выполняя инициативы Президента РФ, самое пристальное внимание уделяется улучшению положения женщин и детей, укреплению семейных ценностей, повышению доступности и качества социальных услуг.  

 

Ежегодно региональные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета получают более 200 тыс. семей с детьми. Как результат – повышается рождаемость - в этом году родилось более 27,4  тыс. малышей, увеличивается число многодетных:

  • поэтапно увеличивается размер: ежемесячных пособий на ребенка, с 01.01.2009 составил 143,75 руб. (с уральским коэффициентом), с 01.01.2008 расширена категория получателей - семьи с детьми, доход которых не превышает 110% величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области (в 2009 году – около 160 тыс. чел.); ежеквартальной надбавки детям-инвалидам, воспитывающимся в неполных семьях и областной социальной пенсии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (с 50% до 100% базовой части трудовой пенсии по старости: с 01.01.08 – 1794 руб., с 01.10.09 – 2154 руб.) (в 2009 году – более 420 детей-сирот, и около 3 тыс. детей-инвалидов);
  • каждому новорожденному, детям погибших участников боевых действий открывается именной накопительный вклад «Губернаторский» в размере 1 тыс. руб., с 01.01.09 года, в соответствии с Указом Губернатора размер начисления процентов по вкладу увеличен до ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (в 2009 году – более 27,4 тыс. чел.);
  • семьям, в которых одновременно родились трое и более детей, выплачивается единовременная материальная помощь в размере 3 тыс. руб. на каждого ребенка (в 2009 году –3 семьи);
  • всем многодетным семьям, независимо от уровня их доходов, предоставляются льготы в оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на городском транспорте и обеспечении школьной формой со снижением ее стоимости по нормам, установленным Правительством области (ежегодно мерами социальной поддержки пользуются около 12 тыс. многодетных семей);
  • малообеспеченным семьям, в том числе семьям с детьми, предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Средний размер субсидии  в 2009 году – 880 руб., при этом доля собственных расходов граждан при совокупном семейном доходе составляет 18%, при федеральной - 22%) (субсидиями воспользовались в 2009 году – более 51 тыс. семей);  
  • для молодых инвалидов организовано обучение на факультете дистанционных образовательных технологий Оренбургского государственного университета (в 2009 году – 122 чел.);
  • детям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, предоставляется дополнительное материальное обеспечение (ежегодно более 100 детей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, получают ежемесячное дополнительное материальное обеспечение в размере 1500 руб.);
  • для детей, нуждающихся в особой заботе государства, проводятся мероприятия по организации отдыха и оздоровления (ежегодно организованным отдыхом охвачено более 140 тыс. детей)13.

Информация о работе Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области