Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ…………....7
1.1 Содержание понятия «социальная защита»……………………………………7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в РФ…….....12
Глава II. Формирование социальной защиты населения
в Оренбургской области…………………………………………………………..17
2.1 Структура и полномочия Министерства социального развития Оренбургской области ……………………………………………………………17
2.2 Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области по осуществлении социальной защиты населения………….…...……………....26
2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области ………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая СУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечение прав и интересов престарелых и инвалидов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» все нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года приобрели жилье - 194 чел. Активно решается вопрос обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01.03.2005. По состоянию на 23.04.10 состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилой площади 886 ветеранов и вдов участников ВОВ, из них - 304 чел. получили свидетельства на социальную выплату, 72 - заключили договоры купли-продажи жилья.

В 2009 году в области появилась новая категория льготников - с 1 января жителям области, не имеющим государственных наград, но имеющим значительный стаж трудовой деятельности (не менее 40 лет для женщин, 45-лет для мужчин) присваивается звание «Ветеран труда Оренбургской области».

Указом Губернатора области звание «Ветеран труда Оренбургской области» уже присвоено – около 18 тыс. оренбуржцев, которым предоставляются меры социальной поддержки, аналогичные мерам, представляемым ветеранам труда федерального значения.

Ежегодно в рамках областных целевых программ предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, включая единовременные выплаты ко Дню Победы, оказание материальной помощи, медико-социальное обслуживание, санаторно-курортное лечение:

  • более 130 тружеников тыла получили санаторно-курортное лечение в Оренбургском центре комплексной реабилитации инвалидов «Русь»;
  • около 7 тыс. участников Великой Отечественной войны и вдов погибших военнослужащих в годы Великой Отечественной войны получают единовременную выплату ко Дню Победы (500 руб.);
  • более 10 тысяч инвалидов получают дополнительную реабилитационную помощь, в том числе:
  • выполнение операций с использованием эндопротезов;
  • приобретение медицинского оборудования для оснащения центра комплексной реабилитации ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • обучение вождению автотранспорта, оплата проезда инвалидов по зрению в специализированные реабилитационные центры;
  • оформление подписки на периодические печатные издания;
  • обеспечение техническими средствами реабилитации, не вошедшими в Федеральный перечень.

На базе областного реабилитационно-технического центра действует служба «Социальное такси» для доставки инвалидов в учреждения здравоохранения, культуры и к другим объектам социальной сферы (за 2009 - более 2 тыс. услуг)14.

Предмет особой ответственности органов социальной защиты населения - система социального обслуживания населения, которая способна обеспечить всех нуждающихся граждан основными видами и формами социального обслуживания.

Основная задача органов и учреждений социальной защиты населения – поддержка нуждающихся категорий граждан (по возрасту, по состоянию здоровья, утратившие мотивацию к самостоятельному жизнеобеспечению, в том числе и малообеспеченные).

В области сформирована и функционирует сеть учреждений социального обслуживания, способная обеспечить всех нуждающихся граждан основными видами и формами социального обслуживания

Каждому пятому жителю области – предоставляется социальные услуги, как на дому, так и в стационарных условиях, потребность в учреждениях социального обслуживания растет - ежегодно численность граждан, охваченных различными видами социальных услуг, увеличивается в среднем на 10% (50 тысяч граждан). Ежегодно численность граждан, охваченных различными видами социальных услуг, составляет более 420 тыс. чел.: около 4 тыс. чел.  находятся на стационарном обслуживании; около 27 тыс. чел. - на надомном социальном обслуживании; около 440 тыс. чел. (в том числе около 127 тыс. семей с детьми) получают различные виды социальной помощи.

Обеспечение безопасных условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания находится на постоянном контроле:

  • организация медико-социального обслуживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется в соответствии с Национальными стандартами;
  • на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях системы социальной защиты в 2009 году дополнительно из областного бюджета выделено - 50,0 млн. руб.: разработан план мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в государственных учреждениях здравоохранения, социального обслуживания и образования, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 31.03.2009 № 127-п.; разработан план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений социального обслуживания, утвержденный председателем Правительства – первым вице-губернатором Оренбургской области С.И.Грачевым 21.04.09;
  • в рамках соблюдения мер антитеррористической безопасности:  во всех учреждениях обеспечена бесперебойная телефонная связь, устанавливаются металлические входные двери, распашные решетки на окна, укреплены ограждения территорий, обеспечено наружное освещение зданий и круглосуточная охрана, введен пропускной режим,  устанавливается система видеонаблюдения;
  • в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами: в учреждениях социального обслуживания с круглосуточным проживанием людей проводятся мероприятия по защите сотрудников и проживающих от гриппа и других острых респираторных вирусных заболеваний, а так же дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение заноса и ограничение распространения случаев гриппа, вызванных высокопатогенным вирусом.

В целях расширения информационного пространства для населения области введена  новая система предоставления социальных услуг -  круглосуточная служба «Единого социального телефона», функционирование  интернет-приемной Министра социального развития области и интернет-портала «Государственные услуги»).  

Опека и попечительство.

На территории Оренбургской области определен вопрос по установлению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, неспособными по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права, вопрос полномочий органа опеки и попечительства в отношении имущества граждан, признанных безвестно отсутствующими.

Исполнение полномочий органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, осуществляется с привлечением подведомственных министерству здравоохранения и социального развития Оренбургской области государственных медицинских учреждений, учреждений, оказывающие социальные услуги.

Всего на территории Оренбургской области осуществляют свою деятельность 76 государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания, находящихся в ведении министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области15.

Установлено взаимодействие с судами общей юрисдикции: в целях недопущения вынесения необоснованных судебных постановлений по делам с участием органов опеки и попечительства Оренбургский областной суд информируется обо всех законодательных решениях по вопросам опеки и попечительства:

  • рассмотрено 1456 судебных обращений;
  • назначено 1156 опекунов над недееспособными лицами, от обязанностей опекунов освобождено 60 человек, продлено 1868 опекунских удостоверений;
  • на территории области проживают более 5000 граждан, признанных судом недееспособными (по данным с органов Пенсионного фонда РФ, лечебных учреждений, учреждений социального обслуживания);
  • в интересах подопечных органом опеки и попечительства издано 890 распорядительных документов, связанных с предварительным разрешением на совершение сделок с имуществом и на расходование доходов подопечных.

Итогами работы в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) стало снижение:   на 2% количества семей, нуждающихся в заботе государства; на 13% количества семей с моральным неблагополучием; уровень заболеваемости общей и инфекционной патологией, в стационарных учреждениях социального обслуживания (случаев вспышек острых инфекционных заболеваний в течение последних 2-х лет не отмечалось). Увеличение: на 7% количества многодетных семей;    на 5% количества семей, состоящих на социальном патронаже в органах и учреждениях социальной защиты населения; на 7% количества семей, получивших различные виды помощи в органах и учреждениях социальной защиты населения на 24,7% году число лиц старческого возраста и долгожителей (от общей численности, проживающих) в стационарных учреждениях социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Направления совершенствования деятельности Министерства социального развития Оренбургской области

 

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.

В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы:

1. Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

2. Принцип равенства всех граждан - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.

3. Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.

4. Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

5. Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.

6. Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан - сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.

7. Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

8. Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне - обеспечение предоставления пожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Развитие социальной защиты населения в Оренбургской области должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

  • улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
  • повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
  • развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
  • совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
  • использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);
  • организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
  • обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Информация о работе Формирование социальной защиты населения в Оренбургской области