Формирование и расходование средств Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение Фонда социального страхования РФ.
Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования, его бюджет.
По структуре курсовая работа состоит из трех частей.
Первая часть – теоретическая. Ее целью является рассмотрение основных положений Фонда, его целей, задач и системы организации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации 5
1.1. Сущность фонда социального страхования, история создания и задачи 5
1.2. Средства Фонда социального страхования 8
1.2.1. Источники поступления средств в Фонд социального страхования 8
1.2.2. Направления расходования средств социального страхования 9
1.3. Система организации фонда социального страхования 12
ГЛАВА 2. Анализ бюджета Фонда социального страхования 20
2.1. Анализ бюджета Фонда социального страхования по РФ 20
2.1.1. Анализ структуры доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования в 2009-2011 гг. 20
2.2.2. Анализ динамики доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования 24
2.1.3. Анализ выполнения плана по доходам и расходам Фонда социального страхования 27
2.2. Анализ поступлений и расходования средств Фонда социального страхования по Калужской области 31
ГЛАВА 3. Проблемы Фонда социального страхования в РФ и пути их решения 35
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение 47

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. государство мобилизирует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства внебюджетных фондов используются для процесса воспроизводства. Фонд социального страхования является ключевым звеном в реализации социальных программ. Деятельность Фонда социального страхования затрагивает интересы практически всего населения страны.

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение Фонда социального страхования РФ.

Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования, его бюджет.

По структуре курсовая работа состоит из трех частей.

Первая часть – теоретическая. Ее целью является рассмотрение основных положений Фонда, его целей, задач  и системы организации.

Задачами теоретической части  являются:

  • описать сущность Фонда социального страхования, историю его создания, задачи Фонда;
  • перечислить источники поступления и направления расходования средств Фонда социального страхования;
  • описать систему организации Фонда социального страхования.

Вторая часть работы – практическая. Ее целью являются анализ бюджета Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ.

Задачами расчетной главы являются:

  • исследование структуры и динамики расходов и доходов бюджета Фонда социального страхования в РФ;
  • анализ выполнения плана по доходам и расходам Фонда социального страхования в РФ;
  • исследование структуры и динамики поступлений и расходования средств Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ;

Третья часть работы – аналитическая. Ее целью является рассмотрение проблем и путей решения Фонда социального страхования в современной России.

Результаты данной курсовой работы могут быть использованы специалистами бюджетной, налоговой сферы, специалистами финансовых структур.

Для написания курсовой работы было использовано 20 источников. В частности, официальные государственные документы (конституция, законы, указы, положения), справочные материалы, а также электронные средства официальной, статистической, периодической и научной информации.

Работа выполнена  на 49 страницах содержит 10 таблиц и 6 рисунков.

 

ГЛАВА 1

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность фонда социального  страхования, история создания и задачи

Идея об обязательном страховании  рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был  предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели  важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства Фонда являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о  его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и  центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения  являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда - г. Москва.

Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

1.2. Средства Фонда социального  страхования

1.2.1. Источники поступления  средств в Фонд социального страхования

Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Тариф страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, составляет 2,9%.

Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы (1,9%, 2%, 0). Таблица пониженных страховых взносов представлена в Приложении 1.

 

1.2.2. Направления расходования средств  социального страхования

Средства Фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования РФ.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда  развития утверждается Правительством РФ.

Распорядителями средств Фонда  являются председатель и главный  бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных  на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

 

1.3. Система организации фонда социального страхования

Председатель Фонда и  его заместители назначаются  Правительством РФ. На данный момент председателем фонда является Афанасьев Сергей Анатольевич.

Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель Фонда:

  • руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
  • вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
  • утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;
  • разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;
  • совместно с Министерством здравоохранения РФ утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;
  • с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;
  • открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;
  • с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
  • руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
  • определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
  • рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
  • принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;
  • издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
  • рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;
  • представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;
  • осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;
  • делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
  • определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;
  • осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства РФ и инструкцией;
  • утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;
  • ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Информация о работе Формирование и расходование средств Фонда социального страхования