Финансовые методы социальной защиты населения в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Основополагающим принципом  шведской системы социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских «социальных экономик», в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют соответственно 27 и 17%. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

Южно-европейская модель социальной защиты не имеет четкой организации. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в Италии (11,3%), уровень безработицы на севере страны составляет около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а для юга - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи. Существенной проблемой итальянской системы социальной защиты является одновременное существование плохо социально-гарантированных секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных причин оказались без каких-либо доходов.

Следующей по значимости проблемой является асимметричная  структура социальных расходов. Это  проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение -15,4% в ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Проблему значительной доли пенсионеров в общей структуре населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране, средний показатель рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых низких в Европе [2, с.23].

Таким образом, в настоящее  время обеспечение социальной защищенности осуществляется путем использования  поддержки социальной инфраструктуры, финансирования оказания услуг в  области социальной защиты, компенсации  затрат на социальное обеспечение и непосредственных выплат гражданам, которые являются объектами социальной защиты. В практике деятельности развитых государств сложились социально-ориентированные модели социальной защиты, которые характеризуются различными уровнями обеспечения социальной защищенности и соотношением государственных и негосударственных институтов в области социального обеспечения.

 

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Правовое  обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь

 

Одной из актуальных проблем  обеспечения социальной защищенности в Республике Беларусь на сегодняшний  день является обеспечение населения жильем. Это вызвано в первую очередь значительным разрывом между высоким уровнем стоимости жилищного строительства и уровнем доходов населения.

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на  Конституции Республики Беларусь и  состоит из Жилищного Кодекса,  Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета  Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики  Беларусь, регулирующих жилищные отношения.

Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь  являются:

- обеспечение  юридических гарантий получения или приобретения жилых  помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- обеспечение  свободы граждан и их организаций  в реализации жилищных прав  и интересов; 

- формирование  конкуренции работ и услуг  на рынке жилья;

- создание условий  свободного осуществления связанных  с жилищными  отношениями прав  на безопасную и здоровую среду  обитания, отдых,  получение информации, социально-бытовое и культурное  обслуживание;

- правовая защита  жилищных и связанных с ними  прав и интересов субъектов  жилищных отношений.

Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.

Субъектами  жилищных отношений являются:

- граждане Республики  Беларусь, иностранные граждане  и лица без  гражданства  (далее – граждане);

- юридические лица независимо от форм собственности;

- государственные  органы.

Жилищный фонд в Республике Беларусь состоит из государственного и частного жилищных фондов.

Государственный жилищный фонд включает:

- республиканский  жилищный фонд – часть жилищного  фонда, находящуюся в республиканской собственности; 

- коммунальный  жилищный фонд – часть жилищного  фонда, находящуюся в  коммунальной  собственности административно-территориальных  единиц.

Частный жилищный фонд включает:

- жилищный фонд  граждан – часть жилищного фонда, находящуюся в  собственности граждан;

- жилищный фонд  юридических лиц негосударственной  формы собственности –часть жилищного  фонда, находящуюся в собственности  юридических лиц негосударственной  формы собственности [11].

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право:

- получать жилое  помещение в пользование на  условиях и в порядке,  установленных  Жилищным Кодексом;

- получать земельный  участок для индивидуального  жилищного строительства; 

- осуществлять  индивидуальное или коллективное жилищное строительство;

- получать в  установленном законодательством  Республики Беларусь порядке   льготные кредиты, субсидии и  иные формы государственной поддержки  для  строительства (реконструкции)  или приобретения жилого помещения; 

- получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке  субсидии на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;

- приобретать  жилое помещение в собственность  по основаниям, установленным   законами Республики Беларусь;

- пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма) и на иных  основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- владеть, пользоваться  и распоряжаться по своему  усмотрению жилыми  помещениями,  принадлежащими им на праве  собственности, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики  Беларусь;

- самостоятельно  выбирать формы и способы улучшения  своих жилищных  условий, ремонта  и эксплуатации жилого помещения; 

- требовать устранения  обстоятельств, препятствующих осуществлению жилищных и связанных с ними прав, а также создающих угрозу здоровью, отдыху и свободному развитию личности, содержанию жилого помещения;

- на судебную защиту  своих жилищных и связанных  с ними прав и интересов  и совершение иных действий, не противоречащих законодательству Республики  Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений  обязаны:

- соблюдать требования  законодательства Республики Беларусь  и договорных обязательств,  связанных  с реализацией жилищных прав;

- не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других  субъектов жилищных отношений;

- возмещать ущерб, нанесенный  ими жилым помещениям других  граждан и  юридических лиц  независимо от форм собственности  в связи с пользованием  этими  жилыми помещениями;

- обеспечивать доступ  в занимаемые ими жилые помещения  работникам, занятым  обслуживанием  и эксплуатацией жилищного фонда,  при проведении  необходимых ремонтных  работ; 

- соблюдать правила строительства,  эксплуатации и ремонта жилых  помещений. 

Согласно законодательству Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на  территории Республики Беларусь, пользуются правами и исполняют  обязанности в области жилищных отношений наравне с гражданами Республики  Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и  международными договорами Республики Беларусь [11].

В период существования СССР решение  жилищной проблемы в нашей стране целиком лежало на государстве, и  оно на своем уровне изымало часть  заработной платы всех работающих, строило и распределяло жилье по очереди, решая, какое количество метров жилья необходимо семье для жизни, труда и отдыха. Зная это, каждый из граждан добивался постановки на очередь, чтобы по истечении 10-15 лет получить так называемое бесплатное жилье.

Однако в настоящее время  в нашем обществе все больше людей  начинают понимать, что получить квартиру за счет государства с каждым годом  становится все проблематичнее.

Национальной жилищной программой, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 года № 640, предусмотрено, что до 2015 г. жилищное строительство будет одним из главных приоритетных направлений экономической политики государства, определяющим социальное и экономическое положение граждан. Улучшение жилищных условий граждан планируется на основе всемерной поддержки активности в сфере строительства жилых домов, обеспечения доступности всех слоев населения к качественному жилью. Это будет реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования [5, с.21].

Формирование и развитие рынка  жилья является одним из основных концептуальных положений жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике. Имея собственное жилье, будь оно приватизированное (принадлежавшее ранее государству) или построенное за счет собственных средств, любой гражданин может свободно им распоряжаться, переезжать из одного места в другое с целью приложения своих сил, знаний и таланта с максимальной пользой для себя, а значит, и для общества.

Тенденция увеличения частного жилищного фонда в последние  годы приобрела устойчивый характер и сохранится в ближайшей перспективе. Это является достаточно ярким свидетельством того, что в республике на деле реализуется гарантированное ст. 48 Конституции Республики Беларусь право граждан на жилище, которое, в частности, обеспечивается содействием в приобретении жилья. Важное место в становлении и развитии жилищного рынка занимает так называемый первичный рынок жилья. В республике он представлен как непосредственно куплей-продажей вновь построенных и незаселенных квартир, так и долевым участием граждан в жилищном строительстве, а также приобретением новых жилых помещений в составе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ) и молодежных жилищных кооперативов (МЖК), то есть организаций граждан-застройщиков [5, с.24].

В настоящее время  жилищная политика в Республике Беларусь реализуется по следующим основным направлениям:

- предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимся предусмотренными законодательством льготами;

- государственная поддержка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех граждан за счет собственных средств.

При регулировании отношений  стоимости жилья и доходов  населения планируется исходить из положения, соответствующего международным стандартам: стоимость жилого помещения не должна превышать 4-5 годовых доходов среднеобеспеченной семьи при развитой системе кредитования жилищного строительства.

В целях реализации государственной  жилищной политики и прав граждан на жилище, в Республике Беларусь принят ряд нормативных актов. В рамках проводимой государственной молодежной политики Указом Президента Республики Беларусь от 17.06.1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» была поручена разработка порядка предоставления льгот при выдаче молодым гражданам и молодым семьям долгосрочных кредитов на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаведение домашним имуществом, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, а также компенсации ОАО «АСБ «Беларусбанк» за счет средств бюджета потерь при выдаче им кредитов на льготных условиях [37].

Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике