Финансовые методы социальной защиты населения в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

В целях совершенствования  государственной поддержки молодых  и многодетных семей издан  Указ Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 г. № 585 «О предоставлении молодым  и многодетным семьям финансовой поддержки государства», согласно которому молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей в период погашения задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам.

Под молодыми семьями  понимаются семьи, в которых хотя бы один из супругов (родитель в неполной семье) находится в возрасте до 31 года либо находился в таком возрасте на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Под многодетными семьями понимаются семьи, имеющие  троих и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления об оказании финансовой поддержки.

Иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся  к категории молодых и многодетных  семей и постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, пользуются правом на получение финансовой поддержки наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Заявление и  документы, необходимые для получения  финансовой поддержки, представляются молодыми и многодетными семьями в местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение;

Финансовая  поддержка предоставляется в  следующих размерах:

- молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка - 20 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения;

- молодым семьям  при рождении второго ребенка  или наличии двоих несовершеннолетних  детей - 40 бюджетов прожиточного минимума;

- многодетным  семьям при наличии троих и  более несовершеннолетних детей  - 50 бюджетов прожиточного минимума.

Финансовая  поддержка семьям предоставляется:

- при рождении  двойни - на одного ребенка из  двойни в размере 20 бюджетов  прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума.

Если в семье  до рождения двойни был один ребенок, то на одного ребенка из двойни предоставляется  финансовая поддержка в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из двойни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;

- при рождении  тройни - на одного ребенка из  тройни в размере 20 бюджетов  прожиточного минимума, на другого  - 40 бюджетов прожиточного минимума, на третьего - 50 бюджетов прожиточного минимума.

Если в семье  до рождения тройни был один ребенок, то на одного ребенка из тройни финансовая поддержка предоставляется в  размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого и третьего - по 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из тройни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;

Финансовая  поддержка предоставляется равными  долями в течение срока погашения  основного долга по кредиту, установленного кредитным договором, и направляется на погашение суммы основного долга по кредиту, а в случае ее полного погашения - на погашение процентов за пользование кредитом.

При этом размер финансовой поддержки не должен превышать  суммы остатка основного долга  по кредиту и (или) процентов за пользование им на дату подачи кредитополучателем заявления об оказании финансовой поддержки.

В случае, если сумма рассчитанной в установленном  порядке финансовой поддержки или  ее остатка, подлежащего направлению  на погашение задолженности по кредиту, равна либо превышает сумму остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им, финансовая поддержка предоставляется единовременно на сумму остатка задолженности по основному долгу по кредиту и (или) процентов за пользование им.

При рождении в  семье, получившей финансовую поддержку, ребенка (детей) в период погашения  задолженности по кредиту, выданному  банком на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, такая семья вправе снова обратиться за получением финансовой поддержки.

Финансовая  поддержка не предоставляется молодым  и многодетным семьям, которые  вместе с получением кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых  помещений реализовали свое право  на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, в том числе безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений [43].

Особо важной задачей  при реализации государственной  жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего, речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов. Условия и порядок предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.07.2002 г. № 992.

Согласно данному  Постановлению льготные кредиты  предоставляются ОАО «АСБ «Беларусбанк»  гражданам Республики Беларусь, а  также постоянно проживающим  на территории Республики Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - граждане), имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

Льготные кредиты предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, поставленных на учет по льготным основаниям согласно коллективным договорам) и включенным в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготных кредитов, с соблюдением очередности граждан исходя из времени постановки их на учет и утверждаемые соответственно районными, городскими, районными в городах исполнительными и распорядительными органами, Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Службой безопасности Президента Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля.

Названные списки предоставляются в ОАО «АСБ «Беларусбанк»  по полностью сформированным организациям граждан-застройщиков не позднее чем  за месяц до начала кредитования.

Граждане, состоящие  на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их проживания, включаются в списки на получение льготных кредитов районными, городскими, районными в городах исполнительными и распорядительными органами для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения по месту их проживания.

Максимальный  размер предоставляемого гражданам  льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилых помещений  не должен превышать 90 %, а предоставляемого гражданам, постоянно проживающим, работающим и осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей, - 95 % стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Льготный кредит на приобретение жилого помещения предоставляется в размере наименьшей стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой согласно договору купли-продажи или заключению об оценке (по определению оценочной стоимости) жилых помещений (для жилых помещений в сельских населенных пунктах – с учетом хозяйственных построек), выданному в установленном законодательством порядке организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации), но не должен превышать 70 % (для многодетных семей - 90 %) рассчитанного в установленном порядке максимального размера кредита, предоставляемого на строительство жилья.

Льготные кредиты  на приобретение жилых помещений, построенных  организациями и индивидуальными предпринимателями специально для продажи, предоставляются в порядке, применяемом при кредитовании строительства жилых помещений.

Срок пользования  льготным кредитом исчисляется со дня  его предоставления до полного выполнения кредитополучателем своих обязательств по погашению кредита и не должен превышать 20 лет, а для граждан, постоянно проживающих, работающих и осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей, - 40 лет.

Плата за пользование  льготными кредитами в течение  срока их погашения устанавливается  в размере 5 процентов годовых, а  для граждан, постоянно проживающих, работающих и осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей, - 3 процентов годовых.

Семьям, приобретшим  статус многодетной семьи после  ввода жилого дома в эксплуатацию (приобретения жилого помещения), срок, на который предоставляются льготные кредиты, увеличивается до 40 лет.

Плата за пользование  этими кредитами в течение  срока их погашения устанавливается  в размере 3 % годовых исходя из суммы  задолженности на дату представления документов в ОАО «АСБ «Беларусбанк» для заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.

Погашение задолженности  по льготным кредитам и выплата процентов  за пользование ими осуществляются гражданами равными долями в течение  всего периода погашения кредитов.

В случае приобретения жилого помещения размер льготного  кредита рассчитывается с использованием показателя стоимости строительства 1 кв.метра общей площади жилого помещения типовых потребительских  качеств, утвержденного местными исполнительными и распорядительными органами в текущих ценах на дату открытия кредитной линии.

Льготный кредит предоставляется гражданам в  размере, не превышающем фактическую  стоимость строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения  в конкретном доме.

При заключении кредитного договора с гражданином-кредитополучателем конкретный размер льготного кредита  определяется исходя из платежеспособности этого кредитополучателя и стоимости  строительства (реконструкции) жилого помещения в текущих ценах, рассчитанной по утвержденной проектно-сметной документации, а при завершении строительства жилых домов (квартир) и при переоборудовании под жилые помещения неэффективно используемых зданий и сооружений, переданных из государственной собственности, - из стоимости, определенной договором купли-продажи с организацией граждан-застройщиков (гражданином), и остаточной стоимости строительства (реконструкции) этих домов (квартир), помещений [29].

Условия и порядок  отнесения граждан к категории  малообеспеченных трудоспособных для получения льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2000 № 1955.

Согласно данному  Постановлению, к малообеспеченным трудоспособным гражданам, имеющим право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, относятся состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обладающие способностью к осуществлению трудовой деятельности граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения в списки на получение льготного кредита и (или) подачи документов на получение субсидии, и располагающие заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает:

- для получения  льготного кредита - двукратного  предельного размера льготного  кредита для данной семьи;

- для получения  субсидии - стоимости квартиры типовых  потребительских качеств исходя  из максимальной нормы предоставления  общей площади жилого помещения социального пользования для данной семьи.

Для отнесения гражданина к категории малообеспеченных им представляются сведения о совокупном доходе и имущественном положении  семьи [28].

В целях установления единого порядка учета доходов и расчета среднедушевого и совокупного дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий издано Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2008 г. № 374 «О некоторых вопросах государственной поддержки населения», в соответствии с которым безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), определенная исходя из установленных

Правительством Республики Беларусь для расчета этих субсидий норм (нормативов) их потребления, и  за пользование жилым помещением, его техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт в пределах 20 кв. метров общей площади на каждого проживающего в жилом помещении члена семьи превышает: 20% совокупного дохода семьи (гражданина), проживающей (проживающего) в городе, поселке городского типа; 15% совокупного дохода семьи (гражданина), проживающей (проживающего) в сельском населенном пункте. Размер ежемесячной безналичной субсидии семье (гражданину) определяется как разность между суммой указанной платы и суммой, составляющей соответственно 20% и 15% совокупного дохода семьи (гражданина) [30].

Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике