Финансовые методы социальной защиты населения в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» определено, что льготные кредиты предоставляются ОАО «АСБ «Беларусбанк» гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений. При этом кредитуемая жилая площадь составляет:

- для граждан,  строящих жилые помещения в  городах и поселках городского  типа, а также в многоквартирных  жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

- для граждан,  постоянно проживающих и работающих  в сельских населенных пунктах  и строящих в них одноквартирные  жилые дома, а также блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра);

- для Героев  Беларуси, Героев Советского Союза,  Героев Социалистического Труда,  полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи.

Максимальный  размер кредита не должен превышать 90 % (для граждан, постоянно проживающих  и работающих в населенных пунктах  с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей - до 95 %) стоимости строительства  норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств [42].

На основании Указа  Президента Республики Беларусь от 10.09.1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» определены категории  граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих соответствующие льготы, которым предоставлено право на пользование жильем по договорам найма, построенным за счет средств государственного бюджета:

- инвалидам;

- семьям погибших или пропавших без вести воинов;

- воинам-интернационалистам;

- лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

- многодетным семьям, имеющим троих и более детей;

- семьям при рождении близнецов;

- одиноким матерям;

- участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указом также  определено, что при этом должен соблюдаться принцип одноразовости использования указанными гражданами права на внеочередное или первоочередное получение жилых помещений по договорам найма [39].

На основании Указа  Президента Республики Беларусь от 18.12.1996 г. № 428 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 10.09.1996 г. № 358» местным исполнительным и распорядительным органам, предприятиям, учреждениям и организациям поручено принимать на отдельный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодые семьи, молодых граждан из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие (проживающих) совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного и общественного жилищных фондов или по договору найма в домах, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам либо гражданам на праве собственности, а также в качестве временных жильцов (независимо от длительности проживания), если они изъявляют желание осуществить строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений за счет собственных средств, одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов [41].

В заключение вопроса  следует повторить, что жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищные отношения.

 

2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь

 

Далее рассмотрим, каким  образом реализуется обеспечение  социальной защиты в области жилищного  строительства на примере молодежного  жилищного строительства.

Решение жилищной проблемы молодых семей является одной  из важнейших задач государственной молодежной политики. На государственном уровне принят ряд нормативно-правовых актов. обеспечивающих реализации) финансово-кредитного механизма воспроизводства жилищного фонда. Основными принципами, на которых базируется новая жилищная политика, являются:

- дифференцированный  подход со стороны государства  к обеспечению жильем граждан  в зависимости от их доходов  и социального статуса:

- сохранение обязательств  государства перед гражданами, состоящими  на учете, нуждающимися в улучшении жилищных условий, пользующимися предусмотренными законодательством льготами по обеспечению жильем:

- соблюдение социальной  справедливости при предоставлении  льгот в жилищной сфере:

- постепенный переход  от строительства и содержания  жилья за счет государства путем дотирования производственной деятельности жилищно-коммунальных организаций к адресной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

- государственное стимулирование  привлечения средств граждан  и юридических лиц негосударственной  формы собственности в сферу воспроизводства жилья:

- передача в распоряжение  местных органов управления основного  объема государственных финансовых  ресурсов, направленных на жилищное  строительство, а также разделение  их на прямые капитальные вложения  и финансовая поддержка граждан.

Анализ статистических данных о социально-экономическом  положении молодежи показывает. что  эта социально-демографическая группа является одним из самых социально  необеспеченных слоев населения  республики. В настоящее время  свыше 600 тысяч семей республики стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них 175 тысяч. что составляет 25% от общего числа, составляют молодые семьи. Анализ проблемы обеспечения жильем молодежи показывает, что 58,4% молодых людей проживают совместно с родителями (среди учащейся молодежи 66,8%. работающей - 32,6%), 12,6% проживают в общежитиях, 4,9% снимают квартиры или комнаты, 2,1% совсем не имеют никакого жилья [21, с.37]..

Документами, положившими  основу в решении проблемы молодежного  строительства, стали:

- Указ Президента Республики  Беларусь № 358 от 10.09.1996 г. «О  мерах по улучшению жилищных  условий молодежи»;

- Указ № 428 от 18.10.1996 г. «О внесении изменений и  дополнений в Указ Президента  Республики Беларусь от 10 сентября 1996 г.;

- Указ Президента Республики Беларусь № 346 от 02.09.1996 г. «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе»;

- Указ № 555 от 17.12.1996 г. «О некоторых дополнительных  мерах по развитию индивидуального  жилищного строительства».

В этих документах заложена основа организации учета и финансирования жилищного строительства для молодых граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поддержке государства:

- определена льготная  категория граждан из числа  молодых людей (возраст до 31 года): инвалиды, семьи погибших или пропавших без вести воинов, воины-интернационалисты, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний: многодетные семьи, имеющие троих и более детей, семьи при рождении близнецов; одинокие матери;

- внесены изменения в предоставление безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений;

- принято решение о  предоставлении кредитной линии  в размере до 90% стоимости строительства  жилого помещения типовых потребительских  качеств (из расчета 20 кв. метров общей жилой площади на одного члена семьи) сроком до 40 лет и уплатой 5% годовых за пользование им;

- рассмотрен вопрос  о выделении в первоочередном  порядке молодым гражданам на  приобретение домашнего имущества  льготного кредита сроком до 3 лет с уплатой 10% годовых;

- определена финансовая  помощь государства молодым семьям  при рождении детей с погашением  задолженности по кредитам, полученным  на строительство (реконструкцию)  и покупку жилых помещений;

- предусматривается обеспечение  в установленном порядке первоочередного предоставления земельных участков для строительства молодым гражданам и молодежным кооперативам.

В целях совершенствования  форм организации и финансирования молодежного жилищного строительства  в 1997 г. создан Фонд поддержки молодежного жилищного строительства (ФПМЖС). Основными задачами фонда являются объединение лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для создания на территории Республики Беларусь жилых комплексов для членов ФПМЖС, включая жилые дома и объекты социального, культурно-бытового и производственного назначения, участие в разработке и осуществлении молодежных социально-экономических программ развития жилищного строительства.

Приоритетным направлением деятельности фонда является формирование социально-экономического механизма, направленного на улучшение жилищных условий молодежи посредством осуществления финансовой поддержки молодежного жилищного строительства за счет привлечения как бюджетного, так и внебюджетного финансирования.

Программа «Молодежное  жилье». Программа поддержки молодежного жилищного строительства «Молодежное жилье» является социальным проектом. направленным на финансовую поддержку молодежи, участвующей в молодежном жилищном строительстве, создание в республике смешанной системы финансирования молодежного жилищного строительства. Программа основывается и предусматривает такие формы бюджетного и внебюджетного финансирования, как:

- этапы первоначального  накопления;

- этапы предоставления  финансовой помощи;

- предоставление финансовой помощи из средств государственного бюджета;

- субсидирование застройщиков;

- льготное кредитование застройщиков;

- предоставление финансовой помощи  в виде кредитования из внебюджетных источников;

- порядок получения финансовой  помощи;

- порядок расходования финансовой  помощи застройщиком;

- участие в финансировании молодежного  жилищного строительства в сельской  местности;

- участие в финансировании незавершенного  жилищного строительства;

- участие в финансировании индивидуального  жилищного строительства;

- участие в финансировании  программы предприятий (организаций), ведущих перечисления ежегодных  членских взносов за застройщика;

- участие юридических  и физических лиц в финансировании  долевого строительства жилья.

Реализация программы «Молодежное жилье» позволит достичь следующих результатов:

- уменьшения числа  молодежи, состоящей на учете  нуждающихся в улучшении жилищных  условий за счет оказания адресной  финансовой помощи;

- увеличения доли общественного  жилищного фонда за счет участия  общественных объединений в финансировании молодежного жилищного строительства;

- широкого привлечения  внебюджетного финансирования из  различных источников за счет  выпуска и размещения цепных  бумаг, негосударственного кредитования  и субсидирования;

- развития рынка жилья,  создания экономических условий, позволяющих застройщикам иметь выбор в формах улучшения своих жилищных условий за счет собственных средств;

- создания для инвесторов программы экономических условий, стимулирующих инвестирование средств в молодежное жилищное строительство, создания гарантий надежной защиты инвестиций [21, с.40].

В целях создания условий для строительства индивидуальных жилых домов и привлечения  внебюджетных источников финансирования в сферу жилищного строительства  издан Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.1996 г. № 555 «О некоторых дополнительных мерах по развитию индивидуального жилищного строительства», согласно которому для поддержки всех категорий граждан, осуществляющих жилищное строительство, включая индивидуальное, используются формы внебюджетного финансирования, основанные на системе целевых денежных сбережений граждан. Данным Указом было рекомендовано Национальному банку заключить с ОАО «АСБ Беларусбанк» соглашение об открытии ему кредитных линий на 1997 г. на сумму 400 млрд. рублей и на 1998 - 2000 г. на сумму 5 трлн. рублей (в том числе на 1998 г. - 1,4 трлн. рублей) сроком до 40 лет с уплатой 2 % годовых для кредитования строительства (реконструкции) или покупки индивидуальных жилых домов, осуществляемых гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с погашением акционерным сберегательным банком «Беларусбанк» кредита и уплатой Национальному банку процентов за пользование ими через 2 года после начала кредитования, но не позднее чем через месяц после сдачи домов в эксплуатацию [40].

Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике