Финансовые методы социальной защиты населения в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Последующие экономические  кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. обозначились основные проблемы современного этапа развития систем социальной защиты. Они были вызваны причинами социально-демографического, политического и экономического характера. Особую важность в последние десятилетия XX в. приобрели демографические факторы. Падение рождаемости в большинстве развитых стран ниже уровня естественного воспроизводства населения, а также увеличение средней продолжительности жизни и рост доли людей пенсионного возраста создают финансовые проблемы для пенсионных систем и медицинского страхования. К 1990-м гг. тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значениям. Поэтому в эти годы постепенно происходит переоценка социальной роли государства, связанная с отказом от всеобщей государственной поддержки социальной защиты в пользу менее дорогостоящих корпоративных или коллективно-договорных форм, использующих принцип страхования.

Поскольку сущность понятия  «метод социальной защиты» включает в себя совокупность приемов и  способов воздействия субъектов  социальной защиты на функционирование и развитие социальных отношений  и процессов в обществе с целью  достижения их оптимального соответствия жизнедеятельности людей [21 с.10], то можно выделить следующие методы обеспечения финансовой защищенности в зависимости от объекта социальной защиты (табл.1.4.):

Как видно из данных табл.1.4., в настоящее время обеспечение  социальной защищенности осуществляется путем использования следующих финансовых методов:

- поддержка социальной  инфраструктуры;

- финансирование оказания  услуг в области социальной  защиты;

- компенсация затрат  на социальное обеспечение;

- непосредственные выплаты  гражданам, которые являются объектами социальной защиты.

 

Таблица 1.4.

Классификация методов  социальной защиты населения в зависимости  от финансируемых расходов

№№ пп

Метод обеспечения социальной защиты

Финансируемые расходы

1.

Поддержка инфраструктуры

Содержание домов престарелых, домов инвалидов, учреждений здравоохранения включая учреждения реабилитации, государственных социальных служб всех уровней, центров подготовки малообеспеченных категорий населения.

2.

Оказание услуг

Протезирование инвалидов  и других категорий граждан, оказание услуг по обеспечению занятости, услуг по получению специальности, оказание адресной помощи: уход за лицами с ограниченными возможностями, лишенными возможности самостоятельно передвигаться и т.д.

3.

Компенсация затрат

Бывает двух видов: полная и частичная. Компенсация затрат на приобретение лекарственных средств и медицинских препаратов, оплата путевок и финансирование отдыха детей в летний период, предоставление льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта.

4.

Непосредственные выплаты

Пенсионное обеспечение (трудовые и социальные пенсии), выплата  пособий по безработице, выплаты  в случае временной нетрудоспособности, получения травм, увечий и инвалидности на производстве, поддержка материнства, ветеранов, предоставление льготных условий кредитования, субсидирование жилищного строительства; выплаты, связанные с исполнением обязательств государства перед участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Применительно к Республике Беларусь в настоящее время средства социального обеспечения направляются на следующие виды расходов:

- выплату различных  пенсий и пособий;

- выдачу бесплатных  и льготных путевок на санаторно-курортное  лечение;

- организацию отдыха детей в летний период;

- содержание домов  инвалидов и престарелых граждан;

- протезирование инвалидов  и других граждан;

- осуществление мероприятий  по обучению и трудоустройству  инвалидов и др.

Среди всех видов государственного социального обеспечения основное место принадлежит пенсиям и пособиям.

Пенсии. В соответствии с законодательством в нашей республике могут назначаться и выплачиваться следующие виды пенсий: трудовые и социальные [23, с.99].

Для более полного понимания  разнообразия форм и методов обеспечения финансовой защищенности а также их сочетания  представляется целесообразным рассмотрение механизмов финансовой защиты населения в сложившихся системах социальной защиты на примере развитых государств Европейского Союза. Тем более актуальным изучение подобного опыта представляется в связи с тем, что данные государства характеризуются уже сложившейся социально-ориентированной моделью рыночной экономики, тогда как в Республике Беларусь, взявшей официальный курс на построение модели социально ориентированной рыночной экономики, построение последней находится в стадии формирования и развития.

Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС Под экономической моделью  социальной защиты населения можно  понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или бисмарковская, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская [2, с.18].

Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую  связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит  социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики «бисмарковской» модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты -распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной  справедливости - основополагающий в  данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в  ней понимается как законное право  гражданина. Отличительной чертой скандинавской  модели является широкий охват различных  социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния [2, с.19].

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к  данной модели, осуществляется преимущественно  за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально- экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%).

Особенности систем социальной защиты в странах ЕС. В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Организация системы социальной защиты в ФРГ строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Тем не менее государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

В организационном отношении  для системы социальной защиты ФРГ  характерна разобщенность учреждений, осуществляющих социальное страхование: как независимые действуют организации  по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой в случае, если все виды страховых социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Особенность французской  системы социальной защиты - очень  сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. С 1970 по 2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5% до 30,9%. По данным Статистического бюро ЕС, такая доля социальных затрат ставит Францию на четвертое место после Швеции и Дании. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования [2, с.21].

Управление социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих  на национальном и региональном уровнях  страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев на производстве, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя.

Для британской системы  социальной защиты населения характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы  отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части -национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая -за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.).

Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике