Финансовые методы социальной защиты населения в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Финансовые методы социальной защиты населения в экономике Республики Беларусь.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 108 с., 2 рис., 4 табл., 48 источников, 2 приложения.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ЛЬГОТЫ, МОЛОДЕЖНАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА, ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ, МЕХАНИЗМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ.

 

Объектом исследования являются финансовые методы социальной защиты в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются отношения, связанные с использованием финансовых методов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения на примере жилищного строительства одной из наименее защищенных социальных групп населения – молодежи и на этой основе разработка предложения по ее совершенствованию.

При проведении исследования настоящей темы использовались диалектический метод познания, системный подход, методы дедукции, сравнительного и экономического анализа и ряд других методов.

Элементами научной  новизны полученных результатов является обоснование возможности использования системы ипотечного кредитования жилищного строительства как финансового инструмента повышения уровня социальной защищенности. Областью возможного практического применения является система финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность  социальной защиты населения

1.2 Формы обеспечения  социальной защиты населения

1.3 Финансовые методы  обеспечения социальной защиты  населения

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА  (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО  СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Правовое обеспечение  социальной защиты в области  жилищного строительства в Республике Беларусь

2.2 Механизм социальной  защиты в области жилищного  строительства в Республике Беларусь

2.3 Зарубежный опыт  социальной защиты в области  жилищного строительства

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО  СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Ипотечное кредитование  как инструмент финансирования  жилищного строительства в Республике  Беларусь

3.2 Роль органов государственного  управления при формировании  механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения в экономической, политической и социальной жизни  Республики Беларусь, характерные для  переходного к рынку периода, сопровождаются серьезными проблемами как в обществе в целом, так  и среди всех слоев населения, молодежи в частности.

Рассматривая социальную защиту в  современных условиях, можно констатировать, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется  естественный пробел, связанный с  качественно новым этапом развития общества и невозможностью использования прежних теоретических положений и практических механизмов. Сегодня еще нельзя сказать, что в нашей стране существует единая концепция социальной зашиты населения, хотя имеется огромная совокупность мер по социальной защите отдельных категорий населения, что позволяет на современном этапе развития российского; общества хоть как-то компенсировать потери, вызванные переходом к новой экономической системе. Но все острее ощущается необходимость разработки теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения. Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и экономического потенциала страны.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности  в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть действующую в настоящее время в Республике Беларусь систему форм и методов социальной защиты населения на примере жилищного строительства и на этой основе разработать предложения по ее совершенствованию.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

- раскрытие понятия, сущности, значения и форм социальной защиты населения;

- изучение форм финансовой защиты населения;

- изучение зарубежного  опыта обеспечения социальной  защиты населения

- проведение анализа системы финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь и на этой основе разработка рекомендаций по совершенствованию финансовых инструментов социальной защиты в Республике Беларусь;

- определение роли  органов государственного управления в совершенствовании финансовых методов социальной защиты населения.

Поставленные задачи определили структуру дипломной  работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

В первой главе раскрыта сущность понятия «социальная защита населения», определена ее роль и источники финансирования, рассмотрено значение и формы социальной защиты населения.

Во второй главе проведен анализ финансовых методов социальной защиты населения в области жилищного строительства в Республике Беларусь а также рассмотрен зарубежный опыт в данной области.

В третьей главе приведены  предложения по использованию ипотечного кредитования в области жилищного строительства в Республике Беларусь как одного из финансовых инструментов повышения социальной защищенности населения а также определена роль государственных органов в процессе ипотечного кредитования.

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах  дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем социальной защиты являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем социальной защиты.

Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые  научные знания на основе обобщения  фактов. Дедукция дает возможность  получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.

Научная новизна работы заключается в теоретическом  обосновании и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию финансовых методов социальной защиты в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической основой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, являются труды отечественных и зарубежных авторов в области социальной защиты и жилищного строительства таких как Альперович В.Д. (издательство «МаРТ», г. Москва), Венгер Ю.И. (издательство «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск), Врублевский Б.И. (издательство «Развитие», г. Гомель), Каменецкий М.И., (издательство «Дело и Сервис», г. Москва), Медведева Л.Ф. (издательство Академии управления при Президенте РБ, г. Минск), Шелков О.В. (издательство «Дикта», г. Минск) и ряда других.

Нормативно-правовой базой  настоящего дипломного исследования послужили  электронные ресурсы, содержащие законодательные  и нормативные акты Республики Беларусь, касающиеся вопросов социальной защиты и жилищного строительства.

В числе информационных источников работы использовались публикации в периодической печати, в том  числе в общеотраслевых журналах.

Следует отметить, что  вопросы, связанные с рассматриваемой  темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие  и сущность социальной защиты  населения

 

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Потребность граждан  в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

- полной, частичной, временной  или постоянной потерей трудоспособности  из-за болезни или по возрасту;

- потерей кормильца,  наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

- изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

- неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера [8, с.88].

Социальная защита населения  является одним из важнейших звеньев  в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает  влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы  социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических  и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой  и органично входит в общую  систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта  его благосостояния, нужно отметить что фактически все структуры  общества, т.е. институты государственной  власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

В общем виде организационную  структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную  систему взаимодействия организаций  социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном и местном уровне. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов  социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.

Говоря о системе  социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы  лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия  на процессы социальной практики.

Объектами управления в  системе социальной защиты населения  являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные  социальные группы, а также система  взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.

Субъектами управления в системе социальной защиты населения  являются организации, непосредственно  занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.

Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике