Ценностные ориентации социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение целостной концепции формирования личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение. 3
1. Специфика работы социального педагога и его основные функции. 3
2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. 10
2.1. Личностная характеристика социального педагога. 10
2.2. Профессиональная компетентность социального педагога. 14
2.3. Профессиограмма деятельности социального работника. 17
3. Ценностные ориентации социального педагога. 20
Заключение. 24
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Нравственные  отношения учителя и ученика  строятся на основе уважения, любви, веры, терпения, справедливости. Великий педагог предупреждал "когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове": "В эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность".

Классическая  формула "совершенства учителя" Л. Н. Толстого складывалась из чувства любви к делу и любви к детям. В качестве ценностных ориентиров воспитания и образования выступали: свобода, доброта, ответственность, красота, достоинство.

В качестве главных ценностных ориентаций социального педагога В. В. Розанов, рассматривал вечные ценности - красоту, личность, родину, землю, любовь. В педагогическом наследии А. С. Макаренко выделяется гармония ценности личности и коллектива. Единый коллектив учителей-единомышленников, способный решать сложные задачи. Ценность личности заключается в воспитании счастливого человека. Гуманистическая направленность процесса воспитания проявлялась как гармония доверия и уважения.

Главными  ценностными ориентирами в педагогической концепции В.А.Сухомлинского выступали:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- изучение особенностей ребёнка;

- опора в педагогическом процессе  на способности , стремления, детские  желания;

- видение питомца в будущем;

- гармоничное развитие разума  и чувств ребенка;

- гуманизация межличностных отношений;

- воспитание красотой окружающего  мира и т.д.

К проблеме ценностных ориентаций социального  педагога обращаются и современные  ученые.

В. А. Сластенин рассматривая структуру  личности социального педагога, его  профессиональное самосознание выделяет приоритетные положения профессионально-ценностных ориентаций педагога, определяя их как главное образование личности социального педагога. В качестве их главных характеристик он рассматривает - избирательность отношения к профессии, личности воспитанника и самому себе. Основой таких отношений являются духовные отношения.

Ученый  классифицирует ценности педагогической деятельности, связывая их с возможностью удовлетворения педагогом материальных, духовных потребностей:

- ценности, способствующие утверждению учителя в обществе;

- ценности, влияющие на развитие  коммуникативной культуры;

- ценности, ведущие к самосовершенствованию;

- ценности самовыражения;

- ценности, связанные с утилитарно-прагматическими  запросами.

Фундамент профессионально-педагогической культуры, по мнению В.А.Сластенина составляют ценности:

- общечеловеческие: человек, ребенок,  учитель, творческая индивидуальность;

- духовные: педагогический опыт человека, педагогические теории, способы  педагогического мышления и др.;

- практические: педагогические технологии, воспитательно-образовательные системы,  способы деятельности и др.;

- личностные: педагогические способности,  индивидуальные качества педагога, идеалы учителя и др.

По  мнению Н. Е. Щурковой ценностные ориентации социального педагога тесно связаны с культурой личности. Методологическим тезисом ученого, отражающим профессиональную деятельность педагога, является тезис о том, что воспитание - это вхождение человека в культуру.

Ценностная  направленность педагогической деятельности присутствует во многих воспитательно-образовательных системах (Бондаревская Е.В., Караковский В.А. Селевко Г. К. и др.). Воспитательно-образовательным ядром концепции В. А. Караковского выступают общечеловеческие ценности - земля, отечество, семья, культура, мир, труд, знания, человек.

Ценностные  ориентиры профессионально-педагогической деятельности социального педагога и особенно его личностные, существенно  влияют на развитие и формирование духовного мира подростка. Профессиональную значимость личностных качеств социального педагога подчеркивали Ю. К. Бабанский, И. Д. Демакова, Н. Е. Щуркова и др.

Так классификация профессионально  значимых качеств составленная Ю.К.Бабанским  включает три группы:

- личностные качества: потребность  работать с детьми; идейно-политический и культурный кругозор, настойчивость в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический такт; требовательность к себе и другим;

- качества, связанные с учебной  деятельностью: знание предмета; умение оценивать качество знаний, умений и навыков; умение планировать работу, осуществлять развитие мышления, формирование интереса, умение эффективно выполнять план, осуществлять межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда; знание психолого-педагогических основ обучения;

- качества, связанные с воспитательной  работой учителя: умение оценивать  результаты; умение планировать  воспитательную работу, осуществлять  индивидуальный подход в воспитании, осуществлять единство действий  учителя и родителей; знание психолого-педагогических основ воспитания; осуществление внеклассной деятельности по предмет[4].

В исследованиях Ф. Н. Гоноболина выделяются такие профессионально значимые качества социального педагога: способность  понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них[5].

По  мнению Л. И. Уманского, организатора отличают такие качества, как:

- способность "заряжать" своей  энергией других людей;

- способность находить наилучшее  применение каждому человеку;

- психологическая избирательность,  способность понимать и верно  реагировать на психологию других  людей;

- критичность;

- психологический такт;

- инициатива;

- общительность и др.[6]

И.Д. Демакова считает, что в качестве личностных особенностей социального педагога могут выступать: уважение личности ребенка; знание возрастных особенностей детей; знание и учет социальной и культурной среды жизнедеятельности ребенка; умение творчески организовать жизнь детей; умение наблюдать за детьми в разнообразной деятельности; заниматься исследовательской деятельностью; умение создавать условия для самореализации ребенка; гуманистическая направленность личности педагога; гуманистический стиль общения; использование таких методов воспитания, как убеждение и поощрение в качестве ведущих; эмпатия; принятие ребенка таким, какой он есть; конгруэнтность; креативность; суггестивность; рефлексия[7].

Одним из элементов педагогического мастерства социального педагога, по мнению Л.И. Маленковой, являются его личные качества. Качества связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, коллегам, к работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция; эстетическая выразительность. К личностным качествам социального педагога можно отнести здоровый образ жизни, владение темпераментом, постоянное развитие своего характера, т.е. "активное самоусовершенствование"; речевая культура; умение ходить; умение реагировать на трудные ситуации; кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье[8].

Р. Бернс выделяет такие личностные качества педагога, необходимые для  эффективно работы:

- стремление к максимальной гибкости;

- способность к эмпатии;

- умение придать личностную окраску  преподаванию;

- установка на создание позитивных  стимулов для самовосприятия  учащихся;

- владение стилем неформального,  теплого общения с учащимися;

- эмциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

На  наш взгляд, ценностные ориентации могут выступать компонентом  структуры личности социального  педагога и входить в систему  его профессиональной культуры.    

Заключение 

Для осуществления данной цели необходимо определить квалификационные требования к специалисту. Согласно разработанным отечественными учеными (Н.Ю.Васильевой, Л.Г.Гусляковой, И.А.Зимней, В.С.Магун, Т.Д.Шевеленковой) профессиограммам, нами выделены следующие компоненты составляющие основу базовой характеристики социального педагога:

- психолого-педагогическая компетентность;

- способность обеспечивать допустимое  и целесообразное посредничество, выполнять своеобразную роль  «третьего человека»;

- умение влиять на общение, отношения  между людьми;  

- умение стимулировать, побуждать  человека к той или иной  деятельности для решения его  собственной проблемы;  

- способность работать в условиях  неформального общения, в позиции  неформального лидера, способствующего  проявлению инициативы, активной субъективной позиции личности подопечного; 

- умение строить взаимоотношения  на основе диалога, на равных; 

- осознание социальным педагогом  само ценности человеческой личности, ее индивидуальности и творческой  сущности;  

- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;  

- способность воспринимать, различать,  интерпретировать и анализировать,  а также вырабатывать профессиональные  суждения;  

- способность ситуативного разъяснения нескольких социальных процессов;  

- знание и умение применять  психологические приемы диагностики  и изучения личности ребенка,  его семьи и социума;  

- способность к разработке конкретных  методик социально-педагогической  деятельности и т.д.

Определение данных критериев позволило сформулировать квалификационные требования, предъявляемые  к социальному педагогу как профессионалу, включающие в себя:

1. Требования к личностным особенностям: гуманистическая направленность  личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

2. Требования к деятельности:

а). К должностным обязанностям: организация социально-значимой деятельности среди подростков; социально-правовая защита клиента; координация деятельности различных государственных, общественных и клерикальных организаций для оказания действенной помощи клиенту и т.п.

б). К профессиональным знаниям и умениям: умение вычленять проблемы клиента, диагностировать их; уметь определять характер требуемой психологической помощи; к навыкам психологического консультирования, коррекции и реабилитации и т.п.

Информация о работе Ценностные ориентации социального педагога