Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

Файлы: 1 файл

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.docx

— 88.27 Кб (Скачать файл)

Формы социальной работы специалистов данного отделения центра «Доброта»:

– патранирование состоящих на учете семей, совместно с отделом охраны прав детства и инспекторами по делам несовершеннолетних;

– проведение рейдов по семьям и местам концентрации несовершеннолетних;

– выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

– проведение профилактической и просветительской работы по различным вопросам построения семейных взаимоотношений, ведения здорового образа жизни, ответственного материнства и отцовства, патриотического воспитания молодежи и другие.

Для каждой семьи, состоящей на учете в отделении разрабатывается индивидуальный план реабилитации и вывода семьи из трудной жизненной ситуации, реализация планов реабилитации осуществляется специалистами отделения в системе межведомственного взаимодействия со специалистами различных организаций и ведомств.

С начала 2013 года из семей убежал 321 ребенок, из интернатов и приютов – 226. Больше всего «бегунков» зарегистрировано в Благовещенске, Свободном, Белогорске и Райчихинске. Большинство из них 85 % и раньше уходили из дома. В основном это дети 12 – 17 лет [29].

С цель профилактики безнадзорности среди детей Постановлением губернатора Амурской области от 27.01.2012 № 18 утвержден Комплексный план  мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Амурской области на 2012-2013 годы [28]. Данный план включает следующие мероприятия:

– защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социальная адаптация в обществе воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– социальная реабилитация несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении;

– формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

– пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних;

– профессиональная ориентация и трудоустройство несовершеннолетних;

– организация досуга, летнего отдыха, нравственного  воспитания и интеллектуального развития детей и подростков.

Таким образом, в Амурской области проводятся различного рода мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение беспризорности и бродяжничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, являются закономерным результатом социально-экономических, политических и идеологических преобразований в общественных отношениях, детерминирующих межличностные отношения в семье - основном институте социализации (десоциализации). Кризис семьи приводит к увеличению числа социальных сирот, детей с девиациями психического развития и поведения.

Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Социально-педагогическую работу с безнадзорностью и бродяжничеством можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный. Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает  скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации и утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача – помочь ребенку обрести опыт семейной жизни.  Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Социально-педагогическая помощь беспризорными безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бреева, Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 44.
  2. Верховодко, А.П. Организация работы с гражданами без определенного места жительства и занятий в специализированных учреждениях системы социальной защиты (Из опыта практической работы) / А.П.Верховодко, Т.Г.  Малышева. – Пермь: Методика, 2009. – С.6-9.
  3. Дети улицы: растущая трагедия городов. - М.: Норма-М, 2006. – 231 с.
  4. Журавлев, В.Ф. Бездомность как социальная проблема / В.Ф. Журавлева // Социологические исследования. – 2007. –  № 3. – С.35-43.
  5. Карлинский, И. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России / И. Карлинский. – СПб: Дельта, 2010. – 321 с.
  6. Коваленко, Р. Бездомность в России. Проблематика и методология изучения / Р. Коваленко. – М.: Издательство: институт экономики и города, 2011. – 112 с.
  7. Кольцова, О. Освещение бездомных в шести регионах России / О. Кольцова. – М.: Норма, 2012. –154 с.
  8. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2011. – 640 с.
  9. Лапин, Н.И. Тревожная стабилизация: состояние и тенденции российского общества / Н.И. Лапин // Обществ, науки и современность. – 2011. – № 6. – С. 39-53.
  10. Молчанов, А.А. Бездомность в России: комплексный анализ и технологии профилактики / А.А. Молчанов // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 4. – С. 43-52.
  11. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  12. Никифоров, А.Н. Бездомность: тенденции развития и возможные подходы к решению проблемы / А.Н.Никифоров, Р.Н.  Гутов. – М.: Академия, 2010. – 321 с.
  13. Осинский, И.И. Бездомные - социальное дно общества / И.И.Осинский, И.М.Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. – 2007. – № 1. – С. 53-58.
  14. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
  15. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.
  16. Пентыхов, А. Бродяжничество наших дней (результаты социологического исследования) / А. Пентыхов // Вопросы социального обеспечения. – 2008. – № 3. – С. 9-14.
  17. Петренко, В. Бездомные дети / В. Петренко // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 11. – С. 26-28.
  18. Платонова, Н.М. Социальная работа с бездомными / Н.М. Платонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
  19. Стивенсон, С.А. О феномене бездомности / С.А. Стивенсон // Социс. – 2006. – № 8. – С.213.
  20. Стивенсон, С.А. Детская беспризорность: социальные аспекты / С.А. Стивенсон. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  21. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 400 с.
  22. Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
  23. Федоров, М. Беспризорность в России: вновь грозная реальность / / М. Федоров // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – №11.– С. 20-23.
  24. Филатов, В.А. Технология социальной работы / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 124 с.
  25. Шахина, Н.А. Детская безнадзорность в России: проблемы и пути их решения / Н.А. Шахина // Социум. – 2004. – № 7. – С.  18-21.
  26. Юликова, Е.П. Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения / Е.П. Юликова, М.А. Новикова, А.Л. Маршак // Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. – М.: ЦБНТИ Минтруда России, 2008. – 320 с.
  27. Юревич, А.В. Социопсихологическое состояние современного российского общества / А.В. Юревич // Вестник Рос. акад. наук. – 2007. – № 5. – С.387 – 395.
  28. Постановление губернатора Амурской области от 27.01.2012 № 18 «Комплексный план  мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Амурской области на 2012-2013 годы»
  29. http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-85093/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема