Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

Файлы: 1 файл

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.docx

— 88.27 Кб (Скачать файл)

Проблема детской бездомности  и бродяжничества характерна, прежде всего, для крупных городов, которые  становятся центрами обитания бездомных и беспризорных детей из регионов. В большинстве городов среди беспризорных доминируют выходцы из районных центров, рабочих поселков и сел. Беспризорные дети приезжают в крупные города из различных регионов, в том числе и из стран СНГ.

Таким образом, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество являются закономерным результатом социально-экономических, политических и идеологических преобразований в общественных отношениях, детерминирующих межличностные отношения в семье – основном институте социализации. Кризис семьи приводит к увеличению числа социальных сирот, детей с девиациями психического развития и поведения.

 

2. Классификация  категорий беспризорных детей

 

По классификации ЮНИСЕФ категории беспризорных детей можно  условно разделить на:

– сохраняющие определенные связи с семьей;

– собственно «уличные», т. е. совершенно одинокие дети [18, с. 81].

По образу жизни выделяют:

– группы «оседлых» беспризорников, которые живут на одном и том  же месте до нескольких месяцев;

– группы «сезонных» беспризорников, которые уезжают на летние месяцы, а потом возвращаются;

– группы «семейных» беспризорников, которые «бомжуют» вместе с родителями, братьями и сестрами;

– группы «кочующих» беспризорников, перемещающиеся с места на место [10, с. 43].

Среди беспризорных и безнадзорных детей присутствуют мигранты и беженцы из соседних стран. Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать – случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством, также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе беспризорных оказываются  также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав. Количество детей-сирот в России составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты – проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение – это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.

Отсутствие лиц, желающих принять  ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья [18, с. 83].

Большинство сирот – это дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу.

Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это  дети, выброшенные из семьи, отторгнутые  ею [19, с. 10]. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные – начиная от внугрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу в поисках ночлега, съестного и сочувствия.

Ряды беспризорников пополняют  также подростки, сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из не благополучных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его «неотреагированное горе», вызванное утратой родителей [23, с.20].

К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны  взрослых, сверстников, невозможность  избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения – это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного  поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или  человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных  ситуаций в семье. В течение длительного  времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.

Наиболее простая схема  – делить причины ухода детей из дома на две категории: «побег от» и «побег к». Такое деление показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, какие из-за притеснений [23, с. 24].

По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

– беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей то заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным веществам, а реже в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки;

– беспризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь;

– беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;

– беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам [23, с. 23].

По нашему мнению, всех детей, склонных к бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:

– нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;

– дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей – алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей, неустроенностью при лишении родительских прав;

– «трудные подростки», для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, насилия, побоев, несправедливости, как стремление устроить свою жизнь по-новому.

– дети и подростки с отклонениями от нормы в психическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь уехать.

 

3. Социально-педагогическая  работа с беспризорностью и  бродяжничеством детей

 

Социально-педагогическую работу с безнадзорностью и бродяжничеством можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются [24, с. 16].

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации и утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача – помочь ребенку обрести опыт семейной жизни [24, с. 17]. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Социально-педагогическая помощь беспризорными безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

Так, например, в г. Благовещенске Амурской области осуществляет деятельность  Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» по адресу ул. Рабочая 95. При центре существует отделение социальной помощи семье и детям, а также психолого-педагогическое отделение (служба детского телефона доверия). Специалисты центра оказывают социально-бытовые, социально-педагогические, социально-правовые, социально-экономические, социально-медицинские и социально-психологические услуги.

Работа отделения помощи семье и детям подразделяется на два направления – работа с неблагополучными семьями, находящимися в социально-опасном положении и группы риска и профилактическая работа с семьями в трудной жизненной ситуации работа с малообеспеченными семьями и семьями с педагогической несостоятельностью родителей.

На начало 2013 года на учете  состоит 214 семей категории «социально-опасное положение» в них 860 граждан, 104 категории «группа риска» в них 432 гражданина, 137 семей в трудной жизненной ситуации  с охватом  455 граждан.

Работу с неблагополучными семьями также осуществляет отделение социальной помощи семье и детям. На протяжении трех лет Центр является грантополучателем средств Всероссийского Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации, которые направляются на проведение мероприятий по борьбе с беспризорностью.

Социальная работа строится на использовании следующих технологий:

–  социальной диагностики (комплексного процесса исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности);

–  психолого-социального консультирования (оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на бездомного с целью преодоления его жизненных проблем);

–  социальной терапии (целенаправленного процесса практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);

–  социальной реабилитации (процесса, направленного на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества);

–  социального обеспечения (системы оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц, нуждающихся в социальной помощи);

– социальной опеки (особой формы государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан);

–  социального контроля (механизма, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами);

–  социальной профилактики (совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).

 

 

 

 

 

4. Профилактика  и предупреждение детской 

безнадзорности и беспризорности

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема