Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

Файлы: 1 файл

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.docx

— 88.27 Кб (Скачать файл)

 

Профилактика связана с  устранением, сглаживанием и снятием  причин, условий и факторов, которые  вызывают те или иные отклонения в  развитии личности. Чаще всего она  взаимодействует со средой, социальным окружением человека. К принципам профилактической работы относят основные требования, правила, нормы, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам профилактической работы. К этим принципам относят:

– принцип персонификации профилактической работы (ориентация на конкретную личность с ее потребностями);

– принцип субъектности (клиент социальной работы должен стать активным участником профилактического процесса);

– принцип креативности содержания профилактического процесса (содержание социальной деятельности зависит от условий и трудностей в процессе ее осуществления) [14, с. 56].

Как показывает опыт ряда регионов России, для профилактики бродяжничества необходимо;

– активное взаимодействие с  пенитенциарными учреждениями конкретного региона. Работники системы исполнения наказания, правительственных учреждений, а также граждане, готовящиеся к освобождению из мест лишения свободы, должны получать полную информацию обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения. Содействие в процессе адаптации гражданам из группы риска, интеграция их в общество и реализация их гражданских прав являются ведущими направлениями деятельности специализированных социальных служб, в которые могут обратиться бездомные;

– создание банка данных о  наличии общественных работ (уборка территорий, сельскохозяйственные, разгрузочно-погрузочные, земляные работы), выполняя которые бомжи могли бы без процедуры оформления необходимых документов заработать на жизнь. В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые в настоящее время распространяют и закрепляют негативные стереотипы отношения к бездомным;

– общественные мероприятия  и акции, привлекающие внимание к  проблеме бездомности и бедности, распространение информации о бездомных, проведение дискуссий о путях решения их проблем. Например, целесообразно отдавать остатки пищи в столовых, кафе, ресторанах на питание бомжам (при соответствующей санитарной обработке). В каждом районе города можно организовать пункты сдачи/выдачи одежды, куда можно было бы бесплатно сдавать вышедшие из моды или слегка поношенные вещи, а впоследствии раздавать их бомжам в виде гуманитарной помощи;

– создание не только достаточно комфортных домов социальной адаптации, но и менее дорогих ночлежек, где бомжи могли бы получить все необходимое;

– введение на федеральном  уровне регистрации по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь  возможность зарегистрироваться, арендуя  комнату или живя у знакомых, как это практикуется в большинстве европейских стран [7, с. 25].

За последние годы в России приняты новые законодательные  и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении.

Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел.

Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Здесь профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи [25, с. 18].

Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социально - педагогическая профилактика - это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [25, с. 19].

Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. 

Наиболее эффективная форма  работы по восстановлению контактов  со школой и семьей - организация  педагогической и психологической  помощи и поддержки ребенку или  семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового  характера и т.п.) [25, с. 20]. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.

Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей. С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения. Так же необходимо работать с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.

Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится  не приспособить безнадзорного к  окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями. Для эффективности взаимодействия социально-педагогического процесса и социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел [10, с. 50].

Таким образом, профилактика и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности имеет неоценимое значение в социально-педагогической работе.

 

5. Формы  и методы социально-педагогической  работы с

беспризорностью и бродяжничеством

 

Важнейшая задача системы  социального обслуживания детей  – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций. Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями. В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другие социальные учреждения [10, с. 50].

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных  интересов ребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности  детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим детей на воспитание. Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям [18, с. 104].

Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и  жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

В приёмные семьи детей  передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности. Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:

-  педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;

-  групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

-  коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

-  содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для  несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц. Их значение в том, что они оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятной среды, готовят к проживанию в приёмной семье или интернатном учреждении. В этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).

Основные направления деятельности социально-реабилитационного центра (психолого-педагогической и медико-социальной помощи):

-  выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;

-  профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;

-  обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;

-  обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты [18, с. 107].

Основные этапы в работе с поступившими детьми:

-  диагностика;

-  реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

-  постреабилитационная защита ребёнка [3, с. 41].

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков. В приёмном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение. В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации. В отделении реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации. Индивидуальная программа реабилитации выполняется как в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе. Отделение социально-правовой помощи защищает права и законные интересы воспитанников.

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема