Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

Файлы: 1 файл

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.docx

— 88.27 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3    1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -

политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5

2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10

3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и

   бродяжничеством   детей………………………………………………………...15

4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности   и

беспризорности………………………………………………………………….....18

5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью

и бродяжничеством………………………………………………………………...22    

ПРАКТИЧЕСКАЯ    ЧАСТЬ……………………………………………………....32 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России в настоящее время  актуализируется проблема детской  беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности приобрели угрожающий характер, т.к. число беспризорных детей из года в год неуклонно растет. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Эта социально-педагогическая проблема, присуща не только России, за рубежом она получила название «дети улицы», которая существует в большинстве крупных городов мира. Она является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и подростков. Однако данный феномен присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения, из этого следует необходимость, углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь в условиях местной специфики.

Различные аспекты рассмотрения и решения  проблем безнадзорности, беспризорности, бродяжничества рассматривали в свои работах современные авторы: Е.Б. Бреева, В.Ф. Журавлев, О. Кольцова, А.А. Молчанов, А.Н. Никифоров, П.Д. Павленок, А. Пентыхов, В. Петренко, Н.М. Платонова, С.А. Стивенсон, .А. Шахина.

Теоретическая значимость и  новизна исследования. В результате исследования систематизированы научные представления о бродяжничестве и беспризорности как социально-педагогической проблеме. Характеристика таких понятий как бродяжничество, беспризорность, социальная сирота составят основу для последующего теоретического осмысления изучаемой проблемы.

Объект исследования – бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Предмет – профилактика и предупреждение бродяжничества и беспризорности.

Цель – рассмотреть теоретические  аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;

2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;

3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

4. Определить формы и методы работы с беспризорностью и бродяжничеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  «бродяжничество» и «беспризорность».

Правовые  и социально политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности

 

Одной из ключевых проблем  России в настоящее время остается проблема социального сиротства. Дети, лишенные собственных семей по разным причинам (алкоголизм или наркомания родителей, насилие или просто острое социальное неблагополучие в семье, пренебрежение интересами и правами ребенка), становятся сначала безнадзорными, а в дальнейшем с высокой долей вероятности и беспризорными.

Н.М.Платонова определяет понятие «бродяжничество» как скитание лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города [18, с. 6]. По ее мнению, бродяжничество необходимо рассматривать как одну из крайних форм социального аутсайдерства.  Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин оказались в самых низших слоях общества [21, с. 49].

Е.Б. Бреева, опираясь на результаты эксперимента, выявили неосознаваемые индивидом мотивы бродяжничества [1, с. 44]. По мнению автора, бродяги не осознают мотивов перемены места своего проживания и учебы, хотя и приводят различные противоречивые мотивировки. Неосознанная необходимость смены своего окружения – это стремление избежать самоидентификации в группе, так как любое участие в совместной деятельности ведет к некоторой определенности, соотнесению себя с другими участниками группы.

Таким образом, основным мотивом и личностным смыслом бродяг является стремление к сохранению своей субъективно-личностной и социальной дезидентификации.

Детское бродяжничество бывает:

– случайным (ребенок возвращается в семью, столкнувшись с тяготами реальной уличной жизни);

– устойчивым (бездомные собираются в шайки, часто основанные на жестком подчинении лидеру) [18, с. 7].

Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут из дома от проявления различных форм насилия. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери. Ежегодно четверть миллиона российских родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. Кризисные явления во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, фактически выталкивают детей на улицу.

Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что  ребенок неоднократно после конца  уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, так как они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет ребенку, а затем и взрослому, нигде остановиться, ни на работе, ни в семье. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти [16, с. 9].

Это механизм, когда бродяжничество является следствием несформировавшейся внутрисемейной, а, следовательно, и субъективно-личностной идентификации. Но в реальной жизни возможен и обратный путь: бродяжничество служит отправной точкой для постепенного выпадения человека из обычного ритма жизни, «обрастания» асоциальными наклонностями, разрушения уже сложившегося самоопределения личности.

Бродяжничество может рассматриваться, прежде всего, как определенный образ жизни, который складывается в результате разрыва социальных связей. Иногда бродягами становятся люди, которые могут быть рассмотрены как жертвы социальной пропаганды и собственных романтических представлений. В поисках интересной жизни, работы, новых впечатлений и друзей эти люди прибывали на «ударные» стройки, важные народнохозяйственные объекты, но не сумев вынести бытовую неустроенность, тяжелые условия труда, климат, невысокую зарплату, уезжали и вновь пускались на поиски. С другой стороны, бродягами становились те, кто, стремясь к высокому заработку, наиболее выгодным условиям труда и оплаты, колесили по всей стране, часто меняли место жительства. Постепенно они привыкали к бытовой неустроенности, теряли социальные связи, что в итоге вело к нисходящей социальной мобильности.

Первые публикации в прессе о детской беспризорности в современной  России появились в 1993 г. В них  говорилось о необходимости создания «Армии спасения детства», так как ни в одной стране мира не отмечалось такого количества детей, брошенных своими родителями. Появился специальный термин – «социальное сиротство», который раскрывал феномен детей-сирот при живых родителях. Такой термин был выбран неслучайно, он подчеркивал, что в жизни общества происходят своеобразные мутационные изменения, приводящие к потере родительского инстинкта [18, с. 8].

В российских законодательных  актах детская беспризорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской безнадзорности в связи с отсутствием у ребенка места жительства или места пребывания.

Согласно Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Понятие «беспризорность» определяет положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Отличительными признаками такого статуса являются:

– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками и уход из семьи;

– обитание в местах, не предназначенных для человеческого проживания;

– отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства и определенных занятий;

– бегство из воспитательных учреждений;

– добывание средств для существования не признанными в обществе способами (попрошайничеством, воровством, проституцией);

– ранняя алкоголизация и наркомания [18, с. 77].

Для более глубокого понимания  феномена детской бездомности было введено понятие «уличность». Под уличностью подразумевается проживание на улице (или в притоне), удовлетворение основных жизненных потребностей своими силами, практически полное отсутствие контроля за жизнью ребенка со стороны законных представителей.

Группой неправительственных  организаций (НПО) было предложено следующее  определение уличных детей: беспризорник, или уличный ребенок, – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его (ее) обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты [18, с. 78].

Точный учет беспризорных детей крайне затруднен. Многие родители не всегда подают заявления в милицию  об «ушедших на улицу и не вернувшихся детях». В местный и оперативный розыск объявляют, прежде всего, детей и подростков, сбегающих из детских домов, интернатов, приютов, специализированных образовательных учреждений.

Безнадзорные и беспризорные – это дети, в отношении которых  были грубо нарушены основные права  ребенка, которые временно или постоянно  лишены своего семейного окружения [20, с. 14].

В настоящее время в России не действуют многие положения Конвенции о правах ребенка, в частности касающиеся права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); ответственности родителей за воспитание детей (ст. 8); принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 3) и др. Кроме того, не предусмотрена надежная правовая защита от жестокого обращения и преступных посягательств по отношению к детям в семье.

С 1991 г. началась приватизация жилых помещений, причем до августа 1994 г. права несовершеннолетних при  приватизации не учитывались. Малоимущие стали продавать приватизированные квартиры, в результате чего многие дети оказались выброшенными на улицу и стали бомжами.

Нарушения жилищных прав детей  приобрели массовый характер. Наиболее характерные из них:

– выселение при сносе домов;

– нарушение порядка «ордерования» общежитий;

– непризнание за детьми права на квартиру;

– всевозможные сделки с жильем, в результате которых дети оказываются на улице.

Дети фактически несут имущественную  и моральную ответственность  за неудавшиеся браки их родителей. Пункт 2 ст. 292 Гражданского кодекса  и пункт 4 ст. 31 Жилищного кодекса  позволяют выселять «в никуда бывших членов семьи собственника жилья». Жилищные права бывших жен и детей военнослужащих нигде не прописаны, что ведет к многочисленным нарушениям их прав. Дети военнослужащих, как и их родители, не имеют постоянного места жительства и регистрации. Права на служебное жилье они также не имеют.

Росту детской беспризорности и безнадзорности способствует продолжающийся системный кризис института семьи, проявляющийся в увеличении числа разводов и неполных семей, в ухудшении морально-психологического климата в отношениях между детьми и родителями, росту различных форм насилия, что приводит к глубокому нарушению прав детей [18, с. 79].

Кризис института российской семьи привел к росту числа  асоциальных семей с низким уровнем  благосостояния. В условиях хронической  невыплаты заработной платы, безработицы  многие семьи с детьми, которые  можно было отнести к маргинальным слоям, оказались на грани выживания. Возникло явление, когда пьющие родители стали использовать своих детей как добытчиков пропитания (чаще с помощью попрошайничества, проституции или воровства)

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема