Возможности межкультурной коммуникации в современном культурном пространстве Латвии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 02:31, диссертация

Описание работы

Цель бакалаврской работы – показать (описать?) возможность диалога в межкультурной коммуникации на примере непрофессионального театрального объединения «Театр Сна» и текстовой группы «Прбита»

Объект исследования – диалог как способ межкультурной коммуникации в культурном пространстве Латвии

Предмет исследования –творческое объединение «Орбита» и непрофессиональное театральное объединение «Театр Сна» как отражение межкультурного диалога в культурном пространстве Латвии.

Содержание работы

Введение


Глава I Диалог как способ межкультурной коммуникации в культурном пространстве Латвии


1.О специфике коммуникации в культуре
2.Диалогичность в пространстве межкультурной коммуникации



Глава II Возможность развития межкультурного диалога в Латвии на примере слияния текстовой группы «Орбита» и непрофессионального театрального объединения «Театр Сна»


2.1 Текстовая группа «Орбита» как пример диалогичности межкультурной коммуникации в современном культурном пространстве Латвии

2.Развитие межкультурного диалога в Латвии на примере непрофессионального театрального объединения «Театр Сна»



Глава III

Проект «Театрализация литературных текстов как форма развития межкультурного диалога» (серия театральных этюдов Театра Сна на тексты творческого обьединения Орбита)


Заключение

Файлы: 1 файл

MILA-DIPLOM-TEKST2(222).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Возможности межкультурной коммуникации в современном  культурном пространстве Латвии 

Введение 

Глава I Диалог как способ межкультурной коммуникации в культурном пространстве Латвии 

    1. О специфике  коммуникации в культуре
    2. Диалогичность в пространстве межкультурной коммуникации
 
 

Глава II Возможность развития межкультурного диалога в Латвии на примере слияния текстовой группы «Орбита» и непрофессионального театрального объединения  «Театр Сна» 

2.1 Текстовая группа «Орбита» как пример диалогичности межкультурной коммуникации в современном культурном пространстве Латвии

    1. Развитие межкультурного диалога в Латвии на примере непрофессионального театрального объединения  «Театр Сна»
 
 

Глава III

Проект «Театрализация литературных текстов как форма развития межкультурного диалога» (серия театральных этюдов Театра Сна на тексты творческого обьединения Орбита) 

Заключение 
 

Введение  

     Одним из важнейших оснований общей культуры личности является культурная коммуникация. Происшедшие в последние годы политические, социальные, экономические изменения в обществе привели к бурному развитию межнациональных контактов, международных связей, межкультурных отношений, то есть межкультурной коммуникации, что подразумевает поиски культурного единства, введение «чужого» в свой мир, который при этом должен сохранить и собственное своеобразие.

     С взаимодействием культур связаны и современные проявления фундаментальных проблем, особенность решения которых состоит в рамках систематического диалога культур.

     Главная цель межкультурного общения заключается в достижении по-возможности полного взаимопонимания между участниками коммуникации, необходимого для преодоления межкультурных конфликтов. Для того, чтобы найти ключ к эффективной межкультурной коммуникации, требуется изучение специфических особенностей взаимодействующих культур, а также характеристик носителей языка и культуры — языковых личностей, вступающих в межкультурный диалог посредством текстовой деятельности.

     Существование человека является всегда «со-бытием» с другими людьми1. Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа для вех разновидностей философии диалога.

     Диалог  как способ общения людей в  его научном осмыслении был введен еще Сократом и использован в  качестве метода получения знаний. В основе сократовского метода находится переход от обыденных представлений к уровню философского осмысления проблемы в последовательных обобщениях.

     Философско-методологической основой данного подхода является понимание диалога Библера, когда все философские системы не отвергаются и даже не снимаются в гегелевском смысле слова, а сосуществуют и взаимодействуют2.

     Гуманизм  такого взаимодействия заключается  в том, что каждый субъект культуры должен пережить неполноту бытия  перед бесконечным разнообразием  всей мировой культуры. В таких условиях единственно разумной и вместе с тем нравственной дорогой подлинного объединения различных культур может быть признан только диалог между ними.

     Тема  диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX века в работах К.Ясперса, О.Шпенглера, М.Бубера, М.Бахтина. Позднее проблема «диалога культур» поднималась в трудах Л. Баткина, М.Кагана, на рубеже 80-х-90-х гг. – в работах П.Гайденко, В.Библера и др.

     Так, Ясперс возвел способность коммуникации в ранг «гносиологического критерия истины»3, Бахтин перевел понятие «диалог» из литературного жанра в философскую категорию и ввел в культурологию теорию о «диалоге культур»4.

     Проблема  диалога в культуре (вслед за Бахтиным) выходит на существенные характеристики культуры, важнейшей из которых, с точки зрения нашего исследования, является универсальным принципом, который организует мышление человека, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействий, следствием взаимоотношений с самим собой, социумом, с универсумом.

     Диалог  выступал как самостоятельный литературный жанр, как форма научного трактата, а диалогичность – как внутреннее свойство текстов, созданных различными искусствами.  «Вся история - это диалог культур»5.

     Таким  образом, диалог в данном исследовании выступает как способ осуществления коммуникаций и условие для взаимодействия людей и культур.

     Диалог - это основа взаимодействие культур для обоюдного и межнационального развития. Если в обществе наблюдается напряжение или конфликты нескольких народов, диалог между культурами затруднён, а уже не диалог, а напряжение становится органическим характером взаимодействие культур этих народов, что не является темой данного исследования.

     Также мы полагаем, что диалог- это активное взаимодействие равных субьектов, которое предпологает общие ценности культур, и дает возможность соприкасаться и понимать ценности других культур, возможность уменьшить политическое напряжение между разными группами народов.

     Культура  XX-XXI века стремится к особому роду диалога культур, при котором доминант взаимодействия между многими уникальными индивидами – не сколько во взаимном познании (познавании), а понимании. То есть реальность обоих взаимодействующих культур становится полем самореализации их представителей.

     Естественным  образом возникает вопрос, каким образом можно развивать и усиливать взаимодействия культур посредством диалога? Так как глубиной диалога больше всего занимаются творческие люди, способные  отвечать на вопросы, главный путь для создания межкультурных контактов - это контакты представителей творческой среды, так как когда встречаютса функционеры, представляющие ту или иную официальную организацию (как носители административных принципов) культурный диалог не происходит.

     Важно расширять неформальные контакты. Диалог культур направлен на культурное саморазвитие, взаимное дополнение не опыте другой культуры в установленных  культурных рамках. Диалог культур  необходим как условие самосохранения человечества. В современном мире диалог культур сложный процесс, поэтому необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие представителей творческой среды разных культур, а в нашем случае латышской и русской.

     В современной социокультурной ситуации Латвии чрезвычайно актуальна проблема межкультурного диалога. На территории Латвии традиционно сосуществуют вместе с латышами многие друие меньшинства. Одна из крупнейших этнокультур – русские. Важно отметить что на данный момент руско-латышский культурный диалог развиваетса в различных жизненных сферах: общественная жизнь, публицистика, образование, искусство.

     Таким образом актуальность выбора темы в  том чтобы активизировать латышско-русский  культурный диалог через деятельность молодежного театра.

     Цель  бакалаврской работы – показать (описать?) возможность диалога в межкультурной коммуникации на примере непрофессионального театрального объединения «Театр Сна» и текстовой группы «Прбита»

     Объект  исследования – диалог как способ межкультурной коммуникации в культурном пространстве Латвии

     Предмет исследования –творческое объединение «Орбита» и непрофессиональное театральное объединение «Театр Сна» как отражение межкультурного диалога в культурном пространстве Латвии.

     Задачи  бакалаврской работы:

  1. показать специфику коммуникации в культуре; 
  2. дать характеристику феномена диалогичности межкультурной коммуникации;
  3. дать анализ межкультурного диалога в культурном пространстве Латвии;
  4. дать характеристику театра как способа развития межкультурного диалога;
  5. дать характеристику развития межкультурного диалога в Латвии на примере непрофессионального театрального объединения  «Театр Сна»
  6. дать характеристику развития межкультурного диалога в Латвии на примере текстовой группы «Орбита»
  7. Представить совместный проект непрофессионального театрального объединения «Театр Сна» на тексты творческого обьединения «Орбита» как форму развития межкультурного диалога.

 

Глава I Особенности диалога как способа межкультурной коммуникации  

    1. Особенности специфики коммуникации в культуре
 
 

      Для того, чтобы начать исследование особенностей специфики коммуникации в культуре, необходимо четко определить, что  мы подразумеваем под самим термином «коммукация».

      Российский  исследователь С.Г. Тер-Минасова пишет о коммуникации «Ее Величество Коммуникация, которая правит жизнью, развитием, поведением людей, познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми и понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправданна, так как «общение — это столп, стержень, основа существования человека»6.

      Термин  «коммуникация» (от лат. communicatio) вошел в научный оборот в начале XX в. и в настоящее время в психологической и социологической литературе имеет следующие основные интерпретации: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) процесс передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении); а также 3) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы в нем7.

      Первое  определение связано с дифференциацией  и систематизацией коммуникативных  средств, второе -с проблемами межличностного взаимодействия, третье - с проблемами массовой коммуникации, но в каждом из них коммуникация выступает как, своего рода, связующий элемент в процессе взаимодействия индивидуальной и социальной информации.

      Концептуальные  основы и проблемы коммуникации изложены в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Н.К. Гарбовского, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, М.С. Кагана, Г.В. Колшанского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Е.Ф. Тарасова, Д.И. Шаркова и др.

      Чаще  всего под коммуникативностью понимается «направленность на собеседника, оптимальность общения с точки зрения эффективности воздействия на другого»8. Значит, коммуникативный подход, обеспечивающий (или призванный обеспечить) как раз такое воздействие, «напрямую «замкнут» на строение и особенности деятельности»9.

      Коммуникативная деятельность не является абсолютно независимой и поэтому не может рассматриваться как самостоятельная, вне связи с другими видами деятельности. В процессе коммуникации как особого рода человеческой деятельности взаимодействуют две стороны: лингвистическая и социальная, поскольку любое высказывание, произведенное в конкретной ситуации общения, имеет за собой весьма широкий фон предварительных условий, влияющих на организацию деятельности и базирующихся на особенностях психической и практической деятельности индивида в обществе.

      Коммуникация  имеет социальную и эмоциональную  окраску в результате того, что  в ней проявляются свойства вступающих в нее субъектов, и она влияет на динамику познавательных процессов  через мотивационную сферу личности. К тому же общественные отношения, будучи вплетенными в ткань коммуникации, создаются, развиваются и воспроизводятся в непосредственном взаимодействии индивидов. Именно в этом смысле коммуникация представляет собой средство освоения человеком общественной жизни и через нее общество транслирует социальные отношения личности.

      Поэтому коммуникативная деятельность должна рассматриваться в тесной связи с деятельностью социальной, а коммуникация определяться не только как деятельность, но и как «форма социального взаимодействия, в процессе которого осуществляется обмен представлениями, идеями и интересами»10.

Информация о работе Возможности межкультурной коммуникации в современном культурном пространстве Латвии