Влияние СМИ на формирование массового сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Также актуальность данной темы заключается в тесном проникновении массовой культуры во все сферы жизни общества. Массовая культура в последнее время получает все большее распространение, и все сильнее ее критикуют, хотя у нее есть и положительные черты, такие как донесение до общества новой (полезной) информации, появление направлений «развлекательной» культуры и пр. Современный человек уже не представляет своей жизни без средств массовой информации.
Рассмотрим вкратце понятие массовой культуры – это культура, преобладающая среди большинства людей в данном обществе. Массовая культура настраивает общество на определённую волну, создаёт стереотипы, зачатую играя на примитивных инстинктах человека. Массовая культура превращает искусство в товар, приобретает образ коммерции или индустрии.

Содержание работы

Введение................................................................................................................4

Теория массовой культуры. Особенности и направления массовой культуры.................................................................................6
. Массовая культура как явление единства человеческого сознания................................................................................................-
. Типы и функции массовой культуры. Концепция Ортега-и-Гассет..................................................................................................10

Влияние СМИ на формирование массового сознания...................15
Стили изложения информации в СМИ............................................-
Основные функции СМИ.................................................................17

Заключение.........................................................................................................22

Список использованных источников и литературы..................................24

Файлы: 1 файл

Курсовая (РАБОЧАЯ).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Среди основных направлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

— индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки  и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;

— массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам  научных знаний, философских и  религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

— средства массовой информации (СМИ), транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;

— система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического»  воспитания граждан контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества и т.п.;

— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные  учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

— массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;

— система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, и пр.), формирующая  в общественном сознании стандарты  престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая  в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п.) являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;

— индустрия досуга, включающая в  себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и  «бульварная» литература, аналогичные  «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном  искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу- индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, индустрия курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительное мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры.

В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре как о явлении исключительно западного происхождения. В действительности и основной массив советской официальной культуры («социалистической по содержанию») вполне соответствует критериям массовой культуры, но только специфического «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеологическом манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в обществе.

Хотя массовая культура, безусловно, является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, тем не менее этот феномен порождается  очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сообществ, при которых социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры, основывающейся на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает методическую эффективность и содержательную актуальность.

При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации  личности и представляет собой «эмбриональное»  проявление созревающей обыденной  культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции, еще не прошедшей процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.

 

Если рассматривать критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество - это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса - это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. По мнению Ортега-и-Гасета, обезличенная "масса" - скопище посредственностей, - вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного "элитарного" меньшинства, поднимается против него, вытесняет "элиту" из традиционных для нее областей - политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века.

Изучая психическую  структуру нового "человека массы" с точки зрения социологии, Ортега находит в нем следующие основные черты:

  1. врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
  2. ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
  3. он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу "прямого действия".

В основе восстания масс, подчеркивает Ортега-и-Гассет, лежит  замкнутость души массового человека. Дело в том, что человек массы  считает себя совершенным, он никогда  не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям. "Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец - никогда".

Таким образом, в понимании Хосе Ортега-и-Гассета элита не является правящим меньшинством или аристократией крови, это аристократия духа, ее представителей можно найти в любом социальном слое общества. Элита - это наиболее одаренная в эстетическом и этическом смыслах часть общества, способная к руководству этим обществом.

 

Если вернуться и  рассматривать степень влияния  типов массовой культуры, следует  подробно разобрать средства массовой информации, т.к., на мой взгляд, этот тип воздействия на социум является самым сильным. Томас Маколей впервые употребил термин (в печати) – «чётвёртая власть», в чём отражается степень воздействия СМИ на общество (власть помимо законодательной, исполнительной и судебной).

 

  1. Влияние СМИ на формирование массового сознания.

    1. Стили изложения информации в СМИ.

Говорить о стилях изложения информации можно на примере  языковых стилей в рекламе. Ведь она  является одним из способов коммуникативного воздействия на сознание человека.

Итак, следует сказать, что стиль рекламы «многослоен». Он содержит в себе элементы различных стилей. Литературное оформление рекламного текста зависит от содержания и адресата рекламы.

Что понимать под языковыми  стилями?

Язык как явление  социальное выполняет различные  функции, связанные с той или  иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие:

    1. Общение
    2. Сообщение
    3. Воздействие

Для реализации этих функций  сложились и оформились отдельные  разновидности языка, характеризующиеся  особыми лексико-фразеологическими, синтаксическими средствами, используемыми исключительно или преимущественно в данной разновидности. Эти разновидности называются функциональными стилями. Возникнув на экстралингвистической (внеязыковой) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками – принципами отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка. В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили:

      • Разговорный (функция общения)
      • Научный (функция сообщения)
      • Официально – деловой (функция сообщения и воздействия)
      • Литературно – художественный (эстетическая функция и функция воздействия)

Чаще всего стили  сопоставляются на основе их лексических  особенностей, так как именно в  области словарного состава заметнее всего проявляются различия между ними. Однако наличие у всех стилей литературного языка значительного количества общего лексического материала, с одной стороны, с другой – необходимость учитывать все структурные части данного стиля, а не только одну лексическую сторону заставляют привлекать для его характеристики и другие стороны языковой системы. Стиль рекламы сочетает в себе черты публицистического, научного, научно-популярного, отчасти разговорного и делового стилей. Такое сочетание вполне естественно и вытекает из самой природы рекламы, из ее основных функций – сообщения и воздействия. Так, в рекламе рассчитанной на специалистов, используются элементы научного и делового стиля, в рекламе товаров массового потребления уместны элементы разговорного стиля. Реклама рационального питания, бытовых услуг, культурного отдыха, где большую роль играют воспитательные, и просветительные задачи приобретает черты научно-популярного или публицистического стиля.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование массового сознания