СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении процессов манипулирования сознанием читательских масс в газете «ВЕ».
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть психологическую сущность манипулирования сознанием;
2. изучить методы манипулирования, применяемые в СМИ;
3. проанализировать на примерах текстов периодической печати возможности манипулирования сознанием средствами СМИ.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

В данной курсовой работе на тему «СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание»  рассматриваются основные методы и механизмы отбора и распределения материалов в печатном издании «Вечерний Екатеринбург»

     Работа посвящена проблеме  манипулирования массовой аудиторией посредством СМИ

     Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов  и заключения.                     

     Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

     Первая глава называется «Теоритические аспекты манипулирования общественным сознанием посредствам СМИ». В ней раскрываются теоретические аспекты темы на основе анализа литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы.

     Вторая глава называется «Исследование основных механизмов верстки  новостных газет на примере печатного издания «Комсомольская правда»». В ней проводится анализ собранного фактического материала, полученные результаты.

     В заключении  подведены итоги исследования, сформулированы выводы, к которым пришел автор в результате исследования.

 

 

 

 

 

введение

 

    Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время средства массовой информации являются основным распространением сведений о событиях, происходящих в мире и, одновременно, мощным инструментом воздействия на массовое сознание.

     С тех пор, как психологами была оценена восприимчивость психики человека к внешнему воздействию (внушению), пропаганда и агитация стали основным рычагом воздействия на людей. Попытки управлять населением предпринимались везде и всегда, в различных формах, но с широким распространением печатных изданий, радио, телевидения, а теперь и Интернета это стало делать намного проще. К тому же, способы воздействия постоянно совершенствуются, что, к примеру, подтверждается высокой эффективностью рекламы.

    Манипуляция - это особая форма управления другим человека с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет.

    По сути, манипуляция общественным сознанием (в том числе и посредством СМИ) - это особый вид власти, который принуждает людей менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые им. В результате умелых манипуляций поведение большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов.

    Управление людьми и манипулирование их мнением посредством средств массовой информации ( СМИ) - широко распространено в настоящее время.

    В публикациях 60-х годов Б. Грушин осветил вопросы привлечения россиян к управлению социальными процессами посредствам СМИ, в 80-х за рубежом был выпущен коллективный фундаментальный труд «Международная энциклопедия коммуникации» под руководством Д. Гербнера, Э. Барноу и других учёных. Если ранее интерес к массовым коммуникациям носил больше эпизодический характер, то к началу 90-х годов прошлого века у «власть имущих» возникли следующие устойчивые потребности: «эффективное манипулирование аудиторией, достижение определённых результатов выборных компаний различного уровня».

    Среди отечественных работ последних десятилетий, раскрывающих проявления массового сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс. Заслуживают внимания положения об иррациональных моментах в проявлении массового сознания, склонности действовать на уровне подсознания, что создает возможность манипулирования массовым сознанием и общественным настроением.

    Тема манипулирования сознанием аудитории в средствах массовой информации недостаточно разработана в научной литературе, что также свидетельствует об актуальности обращения к ней в настоящей курсовой работе.

Объектом исследования в данной работе является манипулирование массовой аудиторией посредством СМИ.

Предмет исследования - манипулирование читательским сознанием, на примере газеты «Вечерний Екатеринбург».

Цель исследования заключается в изучении процессов манипулирования сознанием читательских масс в газете «ВЕ».

    Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

    1. рассмотреть психологическую сущность манипулирования сознанием;

    2. изучить методы манипулирования, применяемые в СМИ;

    3. проанализировать на примерах текстов периодической печати возможности манипулирования сознанием средствами СМИ.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, классификация.

глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ манипулирования общественным сознанием посредством сми

 

1.1. Проблемы манипулирования СМИ

Манипуляция массовым сознанием (манипуляция общественным мнением) - один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через заведомое программирование их поведения. Это воздействие направлено на психику человека, осуществляется потаенно и имеет цель изменить мнение, побуждения людей в желаемом для кого-то направлении.

Сам термин «манипуляция» лексически многозначен, поскольку он претерпел некоторые изменения в своем значении. В буквальном смысле слова термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками, требующих определенного умения. Латинский первоисточник данного термина - manipulus - имеет два значения: 1) пригоршня, горсть (от manus - рука + ple - наполнять); 2) маленькая группа, кучка, горсточка. В последнем значении это слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

Впоследствии слово «манипуляция» приобретает метафорический оттенок. Поначалу оно применялось к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценилось искусность в проведении ложных отвлекающих приемов, создании обманчивого впечатления или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция определяется и как способ влияния на людей или ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка - вот три определяющих момента, на которых основываются манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу.

В психологии термин манипуляция определяется как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».

По определению С.Г. Кара-Мурзы, «манипуляция сознанием есть воздействие на психические структуры человека, осуществляемое скрытно и ставящее своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении.

Рассмотрим психологические основы феномена манипуляции.

Ведущая роль в отражении контактов человека с окружающей реальностью, в ее восприятии, принадлежит сознанию. Психологами доказано, что, помимо сознания, существует и второй слой психики - подсознание (бессознательное психики). Подсознание (бессознательное) также представлено двумя слоями: 1) личное бессознательное; 2) коллективное бессознательное (филогенетическая память).

Поведение представителей массы, бессознательно выполняющих заложенные в их психику установки, обусловлено архетипическими составляющими психики, которые частично перешли к такому человеку филогенетическим путем (т.е. были сформированы до его рождения), а частично сформировались в результате личного опыта каждого человека.

Таким образом, личное бессознательное формируется при жизни человека посредством репрезентативных и сигнальных систем, а формирование коллективного бессознательного зависит от опыта предшествующих поколений. На информацию, поступающую из внешнего мира, частичное влияние оказывает сам человек, а также среда обитания, которая формирует направленность его мыслей.

Информация личного бессознательного постоянно пополняется в течение всей жизни индивида. Информация, поступающая из внешнего мира, со временем будет переработана с задействованием глубоких слоев бессознательного, а также находящихся в бессознательном архетипов и паттернов поведения. Затем эта информация перейдет в сознание в виде появления у человека конкретных мыслей и, как их результата - совершения соответствующих поступков. Именно в бессознательном психики сосредоточены желания, инициативная составляющая поступков, - все, что впоследствии переходит в сознание (становится осознанным самим человеком). Таким образом, рассуждая о роли архетипов бессознательного в факторе влияния на подсознание с использованием манипулятивных методик, должно подразумевать, что это становится возможным посредством определенной провокации архетипических пластов бессознательного психики. Манипулятор наполняет определенным смысловым значением информацию, которая поступает в мозг человека, чтобы путем задействования того или иного архетипа вызвать в психике человека соответствующие ответные реакции, и, таким образом, спровоцировать человека к выполнению заложенных манипулятором в подсознание человека установок.

Отметим, что архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае они состоят из остатков информации, попавшей некогда в психику человека, но эта информация не была вытеснена в сознание или в память, а осталась в личном бессознательном, обогатившись ранее полусформированными доминантами, полу-установками, и полу-паттернами; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок либо паттернов, но она как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации подобного содержания (т.е. информации со схожей кодировкой — связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны проходят дополнительное формирование, в результате чего в мозгу появляется полноценная доминанта, а в подсознании - полноценные установки, переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением, обусловливает полноценное закрепление психологических установок в подсознании, и, как следствие, возникновение соответствующих мыслей у индивида, которые впоследствии переходят в поступки путем предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.

Именно от наличия подсознания и от его свойств зависит реализация человеком скрытых воздействий со стороны манипуляторов, которые вводят в подсознание человека психологические установки посредством психотехнологий.

Отметим, в свете интересующей нас проблемы, значимость средств массовой коммуникации, поскольку именно с их помощью подобного рода осуществляется психологическая обработка индивидов, объединенных в массы. Очевидно, что если какая-либо информация поступает с помощью средств массовой коммуникации (газеты, журналы (в т.ч. и глянцевые), телевидение), то она непременно откладывается в психике индивида, независимо от того, успело сознание обработать хотя бы часть подобной информации, отложить в памяти, или не успело. Эта информация может оказать свое воздействие на сознание либо в ближайшее время, либо - в отдаленное.

    В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, в ряде случаев отодвигая на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний, а также другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, «протокольное» освещение тех или иных фактов, но также их комментирование и оценку.

Влияние на сознание масс СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основные этапы информационного процесса - получение, отбор, обработка, комментирование и распространение сведений. Отбор наиболее важной информации и ее представление - важнейшая задача всех СМИ, и это, открывает широкие возможности для манипулирования общественным сознанием и мнением. Несомненно, информированность граждан впрямую зависит от того, каким образом - с какими целями и по каким признакам отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее обработки, осуществленной СМИ, а также от способа и форм представления информации.

Одна из главных функций СМИ - воздействие на общественное мнение. Данное воздействие в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо важно владеть информацией о разных группах и слоях населения, то есть иметь исчерпывающую картину культурного контекста данного общества. Если какому-либо СМИ удается принудить значительные массы людей воспринимать какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то имеющим противоположную точку зрения становится затруднительно обратить людей к иному смыслу.

Информация о работе СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание