СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении процессов манипулирования сознанием читательских масс в газете «ВЕ».
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть психологическую сущность манипулирования сознанием;
2. изучить методы манипулирования, применяемые в СМИ;
3. проанализировать на примерах текстов периодической печати возможности манипулирования сознанием средствами СМИ.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Метод апеллирования к общественной потребности - осуществляет обращение к эмоциям, минуя интеллект.

Метод «забрасывания грязью» -применяется преимущественно в контрпропаганде и заключается в подборе таких эпитетов и такой терминологии, которые дают предмету разговора четкую этическую оценку. Этот метод причисляется к самым грубым пропагандистским приемам, но, тем не менее, находит широкое применение.

Использование дезинформации - распространение ложных сведений. Грубый, но, тем не менее, эффективный прием манипуляции. Используется, в основном, в момент принятия какого-либо важного решения, когда же становится известным истинное положение вещей, цель дезинформации будет уже достигнутой. Для подачи дезинформации используют, как правило, сторонних журналистов из известных, весомых изданий.

Утечка секретной информации часто организуется самими властями, чтобы провести зондирование общественного мнения. Если реакция крайне негативна, власти всегда имеют возможность опровергнуть сенсационную информацию, объявив ее домыслом журналиста.

Закон очередности - особо значимые сообщения публикуются в первую очередь. Прочитанные в конце сводки новостей или напечатанные на последней странице изданий, сообщения независимо от их интерпретации заранее теряют свою социальную значимость.

Закон предшествования - любая информация усваивается аудиторией в первом истолковании, в дальнейшем уже любая попытка изменить толкование воспринимается либо как принципиально новая информация, либо как ложь. Именно поэтому очень важно первенство в подаче информации, в особенности — комментариев к ней.

Иннокуляционный (от лат. – прививка) эффект используется, если известно, что скоро распространится нежелательная информация. Когда содержание этой информации уже становится известно, ее можно упредить другим сообщением, которое изначально формирует у реципиента установку на последующее негативное восприятие нежелательной информации.

Ассоциативное связывание наделяет определенное явление дополнительными чертами. Малозначащие детали, включенные в текст, вызывая определенные ассоциации, способны изменить на желаемое направление воображение потребителей информации.

глава II. ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГАЗЕТЕ «вЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ»

2.1. Характеристика газеты «ВЕ»

Целью нашего исследования является выявление особенностей языкового манипулирования в СМИ на материале публикаций ООО «Медиа-холдинг "Уральский рабочий"» в газете «Вечерний Екатеринбург»

Единственная в Екатеринбурге ежедневная городская газета, издается с 1957 года. Тираж – более 20 000 экземпляров, формат и объем – 6 и более полос А2, выходит 5 раз в неделю.

         Газета посвящена проблемам и достижениям жизни третьей столицы России, общественной активности, культуре и спорту, по стилю изложения рассчитана на самый широкий круг читателей разных возрастов и социальных слоев. Кредо газеты – позитивный взгляд на события.

Для анализа мы взяли статьи Виктора Толстенко, опубликованные в 2014 г. Темы статей в основном политические. Для успешного решения задач и достижения целей манипулятивного воздействия автор использует различные приемы и методы, которые мы и попытаемся классифицировать в соответствии с воздействием на сознание читателя. 
Политический обозреватель медиа-холдинга «Уральский рабочий». Родился в 1950 году. Высшее образование. По первой профессии металлург. В журналистике с 1985 года: в газетах «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург» — от корреспондента до заместителя редактора и главного редактора. Неоднократный победитель творческих конкурсов. Героями его публикаций и соавторами по интервью были рабочие и крестьяне, учёные и бизнесмены, депутаты и чиновники, министры, президенты. Награждён почётным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», отмечен наградами Правительства РФ, областного Законодательного Собрания, Главы Екатеринбурга, Российского профсоюза работников культуры, Министерства чёрной металлургии СССР; ветеран труда. Двое детей, четверо внуков. Убеждён, что журналистика - это не служба, а образ жизни; надо быть честным перед собой и людьми, не льстить и не заискивать; не поучать, а вести диалог, учитывать все точки зрения - тогда твоему слову будут верить, а к аргументам относиться уважительно

 

1. Высказывания с установкой на создание отрицательного образа, на «демонизацию» кого или чего-нибудь путем «навешивания ярлыков»

Губернаторы, по сути, получают чуть не неограниченный политический и весьма существенный финансовый рычаги давления на муниципалитеты крупных городов (а в их числе все региональные центры плюс ещё сотня-другая крепких муниципалитетов) - с тем чтобы перераспределять бюджетные ресурсы, которые в основном формируются в крупных городах (в Екатеринбурге формируется две трети регионального бюджета!). Как им вздумается. (В. Толстенко «Россияне настаивают на всенародных выборах мэров»// Вечерний Екатеринбург 20.05.2014)

Тут мы имеем очевидное воздействие на сознание читателя путем приема высказывания с установкой на создание отрицательного образа. Автор определяет губернаторов как нечестных и даже опасных деятелей.

(В. Толстенко. «Госчиновники: их мало, и почти все - плохи?» // Вечерний Екатеринбург. 23.05.2014)

2. Высказывания, снижающие образ оппонента, политического противника и т.д. путем концентрированного применения внелитературной( просторечной, жаргонной) лексики и лексики литературной с отрицательно-оценочными коннотациями.

Однако именно государственное управление в России, особенно на региональном уровне, хромает на обе ноги Употребление слов разговорного стиля (хромает на обе ноги) определяет ироничный характер текста.

 

2. Упрощение проблемы

Увы, говорить о том, что российская медицина в целом самая передовая в мире, пока не приходится. Да, у нас численность населения на одного врача и одну больничную койку одна из самых низких в мире, причём ситуация сохраняется все 10 лет, - а вот интенсивность труда врачей и загруженность больниц в развитых странах гораздо выше.

Пожалуй, наиболее близок к стандартам Европы по медицине и физической культуре и спорту (как и по уровню жизни в целом) Екатеринбург. Что, собственно, и послужило выходу нашего города первым в стране на естественный прирост населения - за счёт не только увеличения рождаемости, а главное - снижения смертности. Только с начала этого года уже открыто несколько медицинских учреждений - новых либо после глубокой реконструкции, для взрослых и детей. Всемерной поддержкой муниципальных властей пользуется служба скорой помощи: в 2013 году общие затраты на содержание службы составили 1 144,8 млн. рублей, приобретено 14 автомобилей скорой помощи на сумму более 22 млн., медицинского оборудования - более 5 млн.; открыта новая подстанция на ул. Блюхера в КИРОВСКОМ районе. В 2013 году впервые за многие годы в муниципальной службе здравоохранения увеличилось количество врачей, пришедших работать не только в стационары лечебных учреждений, а, что особенно отрадно, в амбулаторно-поликлиническую службу. (В.Толстенко. «Ну, за здоровье нации!»// Вечерний Екатеринбург. 16.05.2014)

Использование разговорных оборотов речи представляет сложную политическую проблему доступной разным категориям читателей.

 

3. Постановка имени объекта в иронический контекст

Но — чу! Чем сейчас занят министр по делам ЧС? Человек и орел Сергей Шойгу? ( В.Толстенко. «И нет других забот…»// Вечерний Екатеринбург. 17.10.08)

Ирония в адрес министра по делам ЧС вызвана тем, что во время чрезвычайного случая он был занят иным вопросом, который не требовал чрезвычайного решения.

 

Да-да, Анна Афанасьевна, беспокоить депутатов такими вещами, как детское материнство, педофилия, подростковая преступность-это действительно вопиющая неполиткорректность! . [В.Толстенко. «Обсуждать проблему педофилии неполиткорректно»// Вечерний Екатеринбург .17.10.08.]

Обращаясь к депутату, автор иронично соглашается с ее высказыванием, хотя ясно, что высмеивается деятельность депутатов, которые просто «не замечают» проблему. Использование эмоционально-окрашенных слов без дополнительной информации является убедительным приемом. Автор апеллирует к чувству ответственности по отношению к детям и призывает депутатов действовать, чтобы принять нужные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности использования манипуляционных технологий в «ВЕ»

         Способы и виды убеждающего воздействия исследованы в теоретической литературе достаточно глубоко, тогда как изучению механизмов внушения уделяется незначительное внимание.

В статье Виктора Толстенко «Идею Президента поставили с ног на голову» в газете «Вечерний Екатеринбург», вышедшей 18 апреля 2014 года, встречаются такие фразы.

Например, «А вот крупные города, способные покрыть налогами свои потребности, старались жить «своим умом». Вот эту «вольницу» сейчас и атакуют. В четверговом номере губернаторского вестника «Областная газета»  руководитель Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ в большой статье по поводу дискуссии вокруг законопроекта 90% текста, по моим подсчётам, уделил как раз обоснованию реформировать МСУ в Екатеринбурге - как будто именно областной центр самая что ни на есть «болевая» точка на карте региона - хотя достаточно одного взгляда из окна поезда или машины, чтобы понять, где жизнь лучше, а где хуже.». Здесь мы видим употребление жаргонизмов, которые подразумевает неблагополучное состояние 3 столицы России.

Порог восприятия повышается, если происходит совпадение содержания информации с опытом, установками, стереотипами. В данном случае, у жителей Екатеринбурга прочно сформировалось такое мнение, что идет явное разделение слоев население «хотя достаточно одного взгляда из окна поезда или машины, чтобы понять, где жизнь лучше, а где хуже».

Хотелось бы привести другие примеры, связанные с применением средств языковой манипуляции. 
 Такие как «Российская газета». Отари Хурцилава. Статья «Открытое письмо президенту Грузии М.Н.Саакашвили». Примеры пропагандистского материала: «Да какая разница – важно найти в себя силы и больше не продолжать!».

«Война с Россией, шутка ли!!!».

«И войны, запах которой уже заполнял все пространство, не будет!».

«Я не забываю своих корней и люблю мою Грузию и мой грузинский народ!».

«Что касается моих впечатлений о действиях российского руководства – я гражданин России и уважаю выбор своего народа!».

«Аргументы и факты» №34 август 2008 «Не прогибаться» Николая Зятькова.

Примеры: «Госсекретарь США Кондолиза Райс в унизительном великодержавном тоне выразила свое отношение к России». «Возникает вопрос: стоит ли в такой ситуации дружить со страной, которая так воинственно себя ведет?» .

«А получение каких-то временных преимуществ или высокомерных «похлопываний по плечу» от США в случае сдачи своей позиции – только слабое утешение».

«Нужно выдержать этот острый период противостояния, твердо стоять на своем и ни у кого не идти на поводу».

«Неожиданно «солидарность с Россией» в отношении ситуации в Южной Осетии проявила Турция - член НАТО, имеющий, впрочем, свои интересы в регионе». При прочтении такой статьи, у каждого россиянина проявится чувство патриотизма. Язык гражданина Злобина так ярок в экспрессивном значении, что его переполняют самые различные тропы, средства языковой выразительности от простых эпитетов до иронии. Особенно заостренную манипуляцию имеет выше приведенное предложение: «Нужно выдержать этот острый период противостояния, твердо стоять на своем и ни у кого не идти на поводу». В данном случае автор использует лозунговый способ передачи мысли, волеизъявления.

Примеры фраз, содержащие манипулятивный характер, взятые из газеты «Аргументы и факты» №34 август 2008 статьи Николая Злобина, директора российских и азиатских программ Института мировой безопасности.

Комментарии экспертов: «Американские инструкторы грузинской армии косвенно или, может быть, прямо участвовали в атаке на российских граждан и миротворцев».

«Очевидно, что на территориальной целостности Грузии поставлен крест».

«Однако глобальные изменения, вызванные «пятидневной войной», еще продолжатся». Стиль статьи - публицистический, отличающийся лаконичностью, сухостью и изобилует констатацией фактов, что, несомненно, произведет на читателя несомненность в высказываниях автора.

«Аргументы и факты» №34 август 2008. Статья «А как мы распорядимся победой?» Вячеслава Костикова.

«Нам необязательно подстраиваться под желания Джорджа Буша, Качиньского и их прибалтийско-украинской «подтанцовки» .

«Американцам, конечно, нужно как-то замазать свой фактический провал в Грузии».

«А на фоне того, что они учинили и учиняют в Ираке, нам очень уместно напомнить им русскую присказку «чья бы корова мычала».

«Что касается мелких пропагандистских шавок из Прибалтики, Польши и Украины, то от них ничего, кроме визга, никто и не ожидал».

«Привыкшие ждать команды от начальства пропагандистские машины различных ведомств профукали ситуацию». В данных выражениях тоже использована информация, которая будет рационально осмысленной и эмоционально усвоенной человеком, так как эмоциональная окраска приведенного выше предложения достигается за счет фразеологизмов, жаргонизмов, эпитетов, метонимии, создающих иронию.

В рассмотренных газетах статьи отличаются ярко выраженной экспрессивной лексикой, особенно это видно в издании «Аргументы и факты». Мы видим, что преобладающей структурой выражения манипуляции являются жаргонизмы, восклицания, риторические вопросы и тропы.

    Речевая манипуляция и способы языкового насилия в газетном тексте

   Под речевой манипуляцией мы понимаем осуществляемое средствами коммуникации скрытое воздействие на человека, которое имеет целью изменение его эмоционально-психологического состояния. Важнейшее орудие воздействия - язык. Приемы языкового манипулирования, частично рассматриваются в науке, которая получила название НЛП (нейролингвистическое программирование). НЛП занимается проблемами влияния, которое оказывает язык на программирование психологических процессов. Речевое манипулирование является частью языкового насилия.

Информация о работе СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание