Венецианов Алексей Гаврилович, великий русский художник: жизнь, творчество и картины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:08, реферат

Описание работы

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.

Файлы: 1 файл

Венецианов реферат.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

Колледж «Даналык»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Венецианов Алексей Гаврилович, великий русский художник: жизнь, творчество и картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-Ф-Г Кыдырбекова  И.Н.

1. Введение

 

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И  действительно, предки художника были выходцами из Греции.

Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а  уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич  торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих  картин и с натуры, портретировал  своих товарищей.

Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий  Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.

Как бы там ни было, первые известные  работы Венецианова, относящиеся к  самому началу 19 века, свидетельствуют  о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.

После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном  управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого  переезда не слишком ясны.

Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез  озаботился своим художественным образованием.

В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его  со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев - начинающего  и маститого - имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время  и жил, и столовался у него. В  доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и  художников.

В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект". Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два  первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже  не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.

Обескураженный Венецианов по некотором  размышлении решил попасть в  сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и  стал академиком.

В 1815 году Венецианов женился на представительнице  обедневшего дворянского рода Марфе  Афанасьевне Азарьевой. К тому времени  он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать  службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова  и Питер и обратно.

Хозяином Венецианов оказался рачительным  и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.

В деревне свершился переворот  в художественной вере художника. Оставив  упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули  его в ряды виднейших живописцев своего времени.

С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу  живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.

Непомерные расходы, связанные  с необходимостью содержать школу  и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей.

декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило  из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила  уже бездыханное тело.

 

2. «Автопортрет», «Портрет инспектора Академии Головачевского с тремя маленькими воспитанниками»

 

В 1811 году за свой автопортрет Венецианов был признан Академией художеств  «назначенным», а за большой портрет  инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с учениками (1811, ГРМ) - избран академиком.

В 1800-е годы Венецианов продолжал  писать милые элегические портреты в духе Боровиковского, усердно копировал  картины в Эрмитаже и в 1811 году решился представить свои работы в Академию художеств. За «Автопортрет»  и ему присудили звание академика. Но, видимо, в нем не переставала  идти какая-то подспудная, внутренняя работа. Его «осенило» уже в  возрасте около сорока лет, - толчком  послужило впечатление от приобретенной  Эрмитажем картины француза Гране  «Внутренность церкви капуцинов». Ровно  ничего особенного не было в этой картине, кроме иллюзорно переданной пространственной глубины интерьера, но Венецианова  это «правдоподобие до обмана» пленило  и помогло сформулировать идею, должно быть, давно у него созревавшую: надо попытаться писать без предуказанных  стилевых правил: «...ничего, - по его  собственным словам, - не изображать иначе, чем в натуре является, и  повиноваться ей одной без примеси  манеры какого-нибудь художника, т. е. не писать картину à la Rembrandt, à la Rubens и проч., но просто, как бы сказать, à lа Натура». Мысль, во всяком случае, смелая для того, кто двенадцать лет занимался копированием эрмитажных картин.

 

3. Картина «Гадание на картах». 1842. ГРМ

 

Живописец изображал все, что видел, научившись передавать поэтически осмысленную  реальность через самые простые  ее проявления. Он был не критиком «окружающей  действительности», а поэтом-лириком.

Полотно Венецианова «Гадание на картах»  не изображает святочный обряд, однако две крестьянские девушки, несомненно, гадают о судьбе. Как и целый  ряд созданных в это время  работ, картина отражает напряженные  поиски новых композиционных возможностей в живописи. Сделав композиционным и смысловым центром одну из карт, мастер в целом моделирует маленький, тесный мир, запечатлевая единение юных крестьянок, сошедшихся за гаданием.

 

4. Картина «Гумно». 1821. ГРМ

 

Первой фундаментальной работой  Венецианова стала картина «Гумно», которая открывала новые пути в русской живописи.

Это был результат «безусловного  внимания природы», то есть пристального изучения натуры. В картине изображено гумно - сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и  молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. Художник тщательно  соблюдает законы линейной перспективы, следит за естественным распределением света и тени. Он любовно и внимательно  передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток  дневного света; в глубине - снова  яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным  очень постепенны. Тени в картине  прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре.

Картина хранится в Государственном  Русском музее, в Санкт-Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны  зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним  проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева  крестьянская женщина. Перспектива  системы Венецианова строится в  несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся  по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине  Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет  композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.

Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая  родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца  Гране.

Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После  возвращения из Петербурга, где молодой  художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это  было необходимо для того, чтобы  помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию  полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей  Гаврилович приболел.

На Академической выставке, которая  была открыта 1 сентября 1824 года, картина  была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был  сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.

В этой картине он еще только осваивает  новую тему, вырабатывая новые  для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво  отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время  его недолгого ученичества.

 

5. Картина «Жнецы». Вторая половина 1820-х гг. ГРМ

 

Художник написал несколько  работ, где мы можем увидеть «жатвенный»  мотив. На основе увиденного в реальности мотива построена композиция мастера  «Жнецы». Такую сцену из жизни  художник подсмотрел в жизни своих  крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с  этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет  элемент приглаженности, причиной этого  стало долгое и постоянное позирование  крестьян.

Несмотря на очевидность кропотливого труда над позирующей натурой, мастеру  удалось передать как собственное  очарование душевным волнением героев, так и их простодушное восхищение красотой создания природы.

Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся атмосферой завороженного созерцания. Как восхищенно и внимательно, затаив дыхание, рассматривает  деревенский паренек двух пестрых  бабочек, присевших на руку матери. Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону, снисходительно и немного утомленно. В этой картине  мы видим мальчишку Захарку, героя  нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.

Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев приближены к самой раме; задний фон - условная сплошная стена из колосьев. Пластически  объемно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Плотно, густыми мазками  написана грубая ткань одежды Анны Степановой: ее белая рубаха, сарафан, желтоватый головной платок, не забыты и скромные украшения - тонкое ожерелье и колечко. Венецианов зорко подмечает  разный тон кожи женского запястья и загрубелых, обветренных рук  подростка, легко прописывает светотень  на лицах крестьян. С искренней  симпатией он рисует смышленого, любознательного  Захарку и раскрывает в материнском  лице застенчивую ласковость и теплоту.

Серпы в руках жнецов и колосья  у них за спинами помогают нам  понять сюжет. Они специально созданы  для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик  в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и  легкую улыбку, и усталость. И это  усталость не только после проделанной  работы.

Естественно, бабочки улетели, как  только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте  и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.

В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» - он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и  не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности  холста.

 

6. Картина «Крестьянка с васильками». 1820-е гг. ГТГ

 

Венецианов создает целую галерею  образов крестьянских девушек юного  возраста. Все они написаны с натуры. Непосредственность, портретность образа в этих произведениях является одним  из самых крупных реалистических завоеваний эпохи.

Информация о работе Венецианов Алексей Гаврилович, великий русский художник: жизнь, творчество и картины