Жизнь и творчество Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Содержание работы

Введение
1. Жизнь и творчество Сократа
2. Этическое учение Сократа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Жизнь и творчество Сократа

2. Этическое учение Сократа

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории  моральной философии и этики, логики, диалектики,  политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается  до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Поворот и переворот в античном мышлении наметился с появлением афинянина Сократа, сына Софрониска. Недаром греческая философия делится на периоды: досократовский и последующий. Он становится известным в Афинах уже на склоне лет, зрелым человеком. А по тогдашним понятиям - будучи уже старым человеком. И в то время, когда он начал свой  действительный философский путь, он оказался духовно более могущественным, чем политические лидеры страны, чем многие завоеватели. Когда мы говорим об этом времени, мы говорим: эпоха Сократа.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал - окружили  его имя  притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые  эпохи и, не  померкнув, сквозь толщу  двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

Один из крупных философов XIX века, Джон Стюарт Милль, говорил, что  человечеству полезно время от времени вспоминать, что жил на земле человек по имени Сократ.


1.        Жизнь и творчество Сократа

Эразм Роттердамский, великий христианский гуманист XVI века, в одном из своих произведений пишет: «Поразительно, что таким  мог быть и такое мог познавать человек, который жил до Христа и не знал Христа. Когда я читаю о нем, мне хочется  сказать: Святой Сократ, моли Бога о нас».

В центре сократовской мысли тема - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя  и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он  всегда был одет скромно и нередко ходил босиком.

Его образ дошел до нас не только по античным портретам, но и по описанию двух его учеников. Один был Ксенофонт. Человек, который увлекался в основном лошадьми, торговлей,  человек военный, хозяйственный.  Для него Сократ был  просто наставником житейской мудрости. Другой был Платон, молодой аристократ, поэт, уже написавший  трагедию, увлекавшийся искусством, один из величайших творческих гением человечества. Платон увидел в этом балагуре наставника, вручившего ему нить Ариадны. Он внимательно следил за ходом его мысли и видел, как  логика приводит к самой глубокой тайне человека. Сократ не оставил нам ни одной строчки. Подобно многим великим мудрецам. Но его образ отражен в диалогах Платона и в воспоминаниях Ксенофонта.

Один из его учеников, Алкивиад, говорил, что Сократ напоминает ему шкатулку, в которой держат драгоценности или дорогие вина. На этих шкатулках нередко изображался смешной леший, Пан или сатир, потому что внешне Сократ выглядел несколько комично. Небольшого роста, коренастый, лысый, с курносым носом картошкой с глазами навыкат, с отвислым животом. А греки так ценили   прекрасное  и так преклонялись перед красотой человеческого лица, тела и осанки... Но этот странный, чудной человек обладал огромным обаянием.

Все в Сократе замечательно - наружность, нравственная физиономия. Его положение, цели, метод исследования, жизнь и смерть. К счастью, в сочинениях Платона и Ксенофонта характер и стремление Сократа очерчены с такой ясностью, хотя, вероятно, и не без некоторых прикрас, что можно вполне ощутить всю притягательную силу этой личности. Конечно, если кто-либо и имел право на оригинальность, то это Сократ; он ни у кого не заимствовал своей философии. Он пошел по новому пути. Вместо того, чтобы объяснять бытие Вселенной, он всегда жаждал  света, который бы осветил ему в этой Вселенной лишь его собственную стезю. (Дж.Г.Льюис)

Сам Сократ ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредством устного диалога. Его учениками была записана некая серия поучений, которые приписывают Сократу, однако они часто не согласуются, более того, противоречат друг другу. Аристофан, иронизирующий над Сократом знал его лишь  молодым. Платон в большей части своих диалогов идеализирует учителя, часто вкладывая в его уста собственные идеи.  Отсюда  предельно сложная задача  установить  собственное учение Сократа, отделив от него то, что примыслено Платоном. Ксенофонт в своих сочинениях  дает нам редуцированный образ Сократа, соскальзывая подчас в банальности: решительно неясно из его описаний,  каким образом афиняне могли послать на смерть человека, образ которого дает  нам Ксенофонт. Аристотель также упоминает Сократа,  и его суждения  кажутся более объективными.


2. Этическое учение Сократа

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя», начертанного на храме  Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции считался спартанец Хилон, Это  изречение  послужило толчком к  философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении  этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще,  к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе  познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека  и человеческого познания  знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).

Конечно, к своим взглядам, относящимся к позднему наиболее известному нам периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных стадиях развития философской мысли Сократа,  сожалению не имеется.

По некоторым сведениям, приводимым, в частности Диогеном Лаэртским, молодой Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен, а затем и Архелая (ученика Анаксагора), учение которого немало походило на доктрину Диогена  из Аполлонии (где эклектически соединялись взгляды Анаксимена и Анаксагора). В этот же период с досадой и негодованием он полемизирует с софистами, с тем решением проблем, которое  они предлагали.

Во времена сократовской молодости философия в Афинах был импортным продуктом. Афиняне  были сильными в политике, искусстве,  ремеслах, торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже  просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».

О новых веяниях в философии и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих  философов и учителей мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды,  косец Продик Эвен из Пароса и многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям.

Знакомство молодого Сократа с основными течениями тогдашней философии сыграло, конечно, плодотворную роль в становлении и развитии его собственных представлений.

Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке  и его поведении, считая  эти проблемы важнейшими для философии. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают  ему то, в чем он более всего нуждается, - познание самого себя и своих дел, определение программы  и цели деятельности ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание  (осознание) этого, согласно Сократу делает людей благородными.

Сократовская философия  имеет дело не с бытием, но со знанием  о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие по концепции Сократа  - это результат одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, не просто субъективный феномен человеческого  мышления, но некая умопостигаемая объективность разума.

Одно из фундаментальных положений Сократа состоит в следующем: одно дело - это инструмент, который используют,  но совсем  другое - «субъект», который пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос «Что есть человек?» невозможен ответ, что «это тело», скорее, это «то, чему служит тело», то есть душа - «psyche».

Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам.  Но и им  доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее.

Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - «я знаю, что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение человеческого познания  к божественному разуму. Философ стоит между богом и людьми, мудростью и невежеством. Философия  как любовь  к мудрости в сократовской трактовке предстает  как любовь  к божественной  мудрости. Отсюда ясно, почему Сократ не  упускал случая аттестовать свое философствование  в качестве посильной службы богам.

Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же  людей,  считал Сократ, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к богу. Таковы условия и границы возможной  и допустимой автономии  человеческого познания. Четко было обозначено Сократом и единственное верное, по его мнению, направление усилий человека - познание и действование на основе знания.

Эта сократовская концепция знания и познания существенно  существенно отличается и от широко распространенной тогда традционно-мифологической веры, которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины, отрицанием объективный критериев человеческого познания и социально-политического поведения. Позиция софистов, опиравшихся на чувственное познание, была для Сократа в принципе столь же неприемлемой, как и подход Анаксагора. Еще более нелепой представлялась ему трактовка индивидуального ощущения в качестве критерия истины. Такие взгляды развивал, в частности, прославленный глава софистов Протагор,  с которым Сократ встречался и беседовал.

Человек по Сократу, был бы вообще лишен  разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познается подобным. Кроме того душа -  хранительница знаний, приобретенных  ею ранее в  вечных странствиях в этом и том мире; человеческое  же познание - это, по сути дела, воспоминание души  о прежних знаниях. Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском учении  не исчерпывается. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смыл и место в моральной философии Сократа,  определяя  смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.

Сократовское  обращение к вопросам о целесообразном устройстве  мира, космической гармонии, божественно предопределенной всеобщей связи явлений и т.п. преследовало прежде всего этические интересы и было нацелено на выявление направлений и границ целесообразной траты человеком своих познавательных усилий.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни, Поэтому ценность всякого познания - природных людских и божественных явлений и отношений - в том чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

Дорога самопознания ведет человека  к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ  подчинил его господству все космические и земные дела. Знание  в трактовке Сократа предстало в качестве  единственного должного регулятора и надлежащего критерия  человеческого поведения.

Для Сократа  знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но судя по его образу жизни, лишен  добродетели.

Информация о работе Жизнь и творчество Сократа