Венецианов Алексей Гаврилович, великий русский художник: жизнь, творчество и картины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:08, реферат

Описание работы

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.

Файлы: 1 файл

Венецианов реферат.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

Такова «Крестьянка с васильками» - одно из наиболее значительных в первой трети XIX века достижений в жанре  крестьянского портрета.

Лирически проникновенна «Крестьянка  с васильками». Задумчивое лицо девушки  прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят  об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Само появление портрета «человека  из народа» говорит о развитии демократических начал в русской  культуре.

Аналогии можно найти в некоторых  рисунках Кипренского и, главным  образом, в живописи Тропинина. Подобно  Тропинину, Венецианов часто вводит в такой портрет аксессуары, придающие  изображению бытовой характер.

 

7. Картина «Купальщицы». 1829. ГРМ

 

Достойно быть отмеченным, что венециановский мир оказывается приобщенным  к, так сказать, иконографическому  Олимпу европейской художественности, а именно изображению женской  наготы - теме, привычной для стран  романской традиции, но исключительно  редкой (на концептуальном уровне) в  русском искусстве. Можно, кстати, отметить, что в натурном классе петербургской  Академии женская модель вообще не ставилась. Трактовка этой темы у  Венецианова поразительна своей  смелостью, так как моделями для  него выступают те же русские крестьянки, приносящие в языческие по своему происхождению и эстетическому  кодексу изображения совершенно особую атмосферу смиренного и священного целомудрия, что делает их, именующихся  вакханкой, Дианой, похожими на готовящихся  принять обряд крещения.

«Здесь он прибегнул к традиционному  для Академии сочетанию двух фигур - одной в рост, другой - присевшей  и изображенной со спины, - пишет  Э.В. Кузнецова. - Но этим и кончается  связь этой композиции с академическими канонами. Купальщицы Венецианова - это  обычные русские крестьянки со здоровыми  и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается  живое и искреннее чувство».

Пейзаж как совершенно самостоятельный  вид живописи у Венецианова отсутствует; однако в жанровых произведениях  его значение очень велико: это  среда, в которой живут люди. Пейзаж играет большую роль в создании человеческого  образа и сообщает произведению единство настроения.

 

8. Картина «Лето. Жатва». Первая половина 1820-х гг. ГТГ

 

Венецианов русский живописец

Настоящим родоначальником народного  бытового жанра суждено было стать  А.Г. Венецианову.

После войны 1812 года русский жанр мог  «найти себя» прежде всего в варианте крестьянского пейзажа, наполненного поэтическим пафосом в духе руссоистской идиллии.

В венециановском пейзаже как бы скрыта внутренняя полемика с городским  миром, государственной властью, казенной службой. Картины «Лето. Жатва», «На  пашне. Весна», «Гумно» и другие образуют цикл времен года: весна, лето, начало осени - изображены периоды, отмеченные крестьянским сознанием как основные составляющие элементы земледельческого круга жизни. Венециановские полотна - эпическое  повествование о вечных трудах человека, в которых заключен смысл его  земного существования.

 

9. Картина «На пашне. Весна». Первая половина 1820-х гг. ГТГ

 

В картине «На пашне. Весна», простой  будничный сюжет (крестьянка, боронящая  поле), превращается в эпическую  поэму о вечном воскрешении земли  и человека. Важную роль в создании возвышенно-аллегорического образа Весны в картине Венецианова  играет пейзаж. От полотна веет спокойствием и величием русской природы. Оно  ясно показывает, как понимал сам  Венецианов на деле провозглашенный  им принцип á la Натура. Для него картина не копия, а живая правда действительности, правда воплощения идеи, а не факта. Поэтому так органично соединились в его работе всеобще значимая антикизация и простой ландшафтный мотив, праздничность и повседневность, универсализм замысла и убедительность его воплощения.

Венецианову духовная значимость русского крестьянства, безыскусственность его  облика, трудовая жизнь в тесной слитности с природой казались источником новой нравственной и пластической красоты. На этой основе реалистические искания художника принимают  принципиально новый характер. У  Венецианова складывается понимание  искусства как непосредственного, строго следующего натуре воспроизведения  окружающей действительности.

Вместе с тем устремленность к вечному и непреходящему  естественно вводила в венециановский мир воспоминание о высоких, классических образах эпохи итальянского Возрождения. Босоногая крестьянка, легко ступающая  по вспаханной земле и с грустью  взирающая на младенца, напоминает рафаэлевскую Сикстинскую Мадонну.

Ассоциации с ренессансными  мадоннами и даже древнерусскими иконописными образами Богоматери часто  возникают на полотнах Венецианова, тем более что он занимался  и религиозной живописью.

 

10. Картина «Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института». 1832-1835. ГРМ

 

Наряду с живописью, Венецианов занимался иконным писанием. Он написал  иконы для Александровского собора в Варшаве, церкви Обуховской больницы и Собора всех учебных заведений (Смольного собора) в Петербурге.

На этом поприще художника, к  сожалению, не ждали большие успехи. Примером иконописной деятельности Венецианова может служить публикуемый  запрестольный образ из Собора всех учебных заведений.

 

11. Картина «Спящий пастушок». Между 1823 и 1826 гг. ГРМ

 

Картина хранится и выставляется в  Государственном Русском музее, Санкт - Петербург.

Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными  слоями. Каждый слой наполнен своей  особенной тональностью. Автор последовательно  меняет цветовую гамму картины, здесь  он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза  маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что  он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.

Сюжет, если вообще здесь можно  говорить о нем, очень прост. На первом плане, справа, прислонясь спиной к  стволу березы, дремлет крестьянский мальчик - пастушок. Его неподвижная  фигура композиционно отделена от пейзажного фона, что позволяет передать безграничную широту и глубину ландшафта. Венецианов изображает вид на реку Ворожбу из окон своего дома в селе Сафонково  Тверской губернии. В мягких, стелящихся берегах протекает речка. На противоположной  стороне видна слегка холмистая, типично русская равнина с  пожелтевшими нивами, перелесками, одинокими  елями, сараем и ветхим плетнем. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти  осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непрерывного и бесконечно многообразного течения жизни.

На картине отлично заметна  идея гармонии природы и людей. Природа  спокойна, величава. Рыбак ловит  рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли  на мгновение просторы полей и  лугов - картина наполнены скрытым  смыслом, который не всем удается  понять с первого раза.

Эту картину Венецианов так и  не решился показать на выставке в  Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.

Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском  искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.

Пейзажный фон представляет вид  на реку Ворожбу из окон дома Венецианова  в Тверской губернии . Крестьянские дети впервые появляются в русской  живописи именно в творчестве Венецианова.

 

12. Картина «Утро помещицы» («Помещица, занятая хозяйством»). 1823. ГРМ

 

Картина «Утро помещицы» или  «Хозяйка, раздающая бабам лен» отражает начало трудового дня, - смысл и  основная ее ценность в том, что художник воссоздал обобщенный образ повседневной жизни. В этой картине, как и в  других, посвященных крестьянской теме, Венецианов не стремился к буквальному  перенесению на холст типов, костюмов и эпизодов сельского быта. Каждая деталь создает впечатление бытийственности, а в образе помещицы воплотились  черты русской женщины, хозяйки, соответствующие народным представлениям. В целом же именно венециановский жанр, становление которого происходит после войны 1812 г., дает наиболее полноценное  представление о возможностях отечественной  художественной культуры первой половины XIX в. создать целостный образ  крестьянского трудового дня  как синтез новейших изобразительных  достижений и народного мифа.

«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил  Александру I. В это время в  Эрмитаже создавалась коллекция  работ русских художников. «Утро  помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку.

На картине «Утро помещицы»  изображен собственный дом мастера  в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника Марфы  Афанасьевны. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось  уловить простоту и дух, создать  «эффект открытого окна».

Неглубокое пространство комнаты  расширяет узкая полоска полузанавешенного  окна, сквозь которое льется утренний свет. Пронизанная светом атмосфера  комнаты в помещичьем доме полна  спокойствия и тишины; фигуры крестьянок исполнены достоинства и грации. Сама помещица, сидящая у стола  в домашнем платье и чепце, погружена  в полутень; свет подчеркивает лишь силуэт ее фигуры.

Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Автор вводит в картину  мебель из красного дерева, которая  была постоянным атрибутом в 1820 годах. Стол, за которым сидит молодая  женщина, и высокая ширма делят  пространство комнаты на две части, позволяя художнику сконцентрировать внимание на фигурах и предметах  первого плана.

В этой картине также использован  устойчивый прием Венецианова - выстраивание перспективы. Автор выстраивает  ее при помощи досок пола.

Это единственная работа Венецианова, где он показывает соприкосновение  крестьянского и дворянского  миров.

 

Заключение

 

Венецианов учился видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться  в поверхность и границу формы  предмета, а схватывать его «в движении целого». Зримым выражением, субстанцией  этого движения является свет, льющийся обычно из многих источников. Поверхности  предметов как бы омыты потоком  света, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней». Позднее в произведениях  его учеников весьма часты люминирующие, облитые мерцающим светом, расслоенные  контуры. Начало и окончание изгибов  формы существует «вне контура», в  «градусах тени и света». Прибегая к современной терминологии, можно  сказать, что эти границы даны как бы «не в фокусе». Его система  отменяет само понятие границы - рельеф разуплотнен, предметы зрительно облегчены  и словно «плывут».

Художник создавал идеализированный поэтический образ крестьянской жизни. Работа на открытом воздухе позволила  Венецианову использовать эффекты  дневного освещения и усложнить  палитру.

Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это  всеобъемлющее понятие. Про нее  он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты. Ещё одной  особенностью в картинах Венецианова  является интерьер

Венецианов пишет: «В 57 лет у  человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы  жить, желудок внутреннего существования  спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я  и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в  рот влили. Дня через два-три  я глядь - ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у  меня кофе, водку, вино, крепкой и  горячий чай, сигары, а дали суп  из телятины, што со снегу, да воду с  кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу - да как же, раз по пяти и  по шести в день... Устал…»

Венецианов Алексей Гаврилович - первый русский живописец, сознательно  избравший бытовой жанр основой  своего творчества. Именно ему принадлежит  заслуга утверждения в русском  искусстве бытового жанра как  самостоятельного вида живописи. Он разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер. Его  живопись национальна и демократична.

Информация о работе Венецианов Алексей Гаврилович, великий русский художник: жизнь, творчество и картины