Туризм в Приднестровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить особенности туризма с точки зрения социально-культурной деятельности и выработать практические рекомендации по развитию туризма в современных условиях.
Задачи исследования:
- изучение научной и специальной литературы по данной тематике,
-определить сущность и функцию туризма,
-изучить эффективность туризма как познавательной деятельности человека, -
-проанализировать пути развития туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения туризма.
. Мировой туризм ………………………………………..........6
1.2 Туризм, его виды и функции………………………………..13
1.3. Факторы влияющие на развития туризма………………….24
Глава II. Условия развития туризма в Приднестровье.
2.1.Проблемы развития туризма в Приднестровье их возможное
пути решения.…………................................................................29
2.2. Туризм как значимое направление в народном
образовании. …………………………………………..………… 33
Заключение ………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая по туризму.docx

— 78.01 Кб (Скачать файл)

Все вышесказанное  позволяет заявить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба. В связи с этим отмечается появление новых видов туризма, связанных, прежде всего, с широким распространением Интернета и развитием новых технологий. Появились такие виды туризма как виртуальный и космический.

Виртуальный туризм – это пассивная форма  туризма, позволяющая не выходя из дома посетить самые удивительные, экзотические места нашей планеты. Надо сказать, что виртуальный туризм не способен заменить те эмоции, которые получает человек в реальности.

Космический (орбитальный) туризм – специфический  вид туризма. Данный вид туризма  требует больших материальных затрат, но в дальнейшем, думается, этот вид  туризма будет постепенно становиться привычным и типичным. В недавнее время американская компания «Space Adventures» по договоренности с Росавиакосмсом выставила на продажу две путевки на международную космическую станцию, обе уже проданы. Это свидетельствует о возрастании интереса к космическому туризму.

Необходимо  отметить и то, что в XXI веке появился еще один вид туризма – научный туризм. Новый феномен настоящего времени – научные экспедиции и научные станции, включающиеся в орбиту туризма. Как отмечает М.Б. Биржаков [17], научный туризм может быть ознакомительным, при этом туристам демонстрируются природные и антропогенные объекты и образцы, даются квалифицированные пояснения по ним и проблемам, с ними связанными. Но все чаще и чаще туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала, например, участвуют в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных, в полевых исследованиях. Однако самой привлекательной формой самостоятельных научных исследований выглядит научно-экспедиционный туризм. При этом организуются постоянно действующие или  сезонные экспедиции, стационарные и маршрутные научные станции. Именно активный научно-познавательный туризм должен оказать воздействие на формирование принципиально иного отношения человека к окружающей его природной среде, соседям по стране и планете.

Любая деятельность, которую организует  человек, имеет определенную функцию  или несколько функций. Рассмотрение основных видов туризма невозможно без анализа их функциональной нагрузки. Выделим основные функции туризма:

Экономическая. Туризм является одной из самых динамичных отраслей экономики. Благодаря туризму осуществляется поступление иностранной валюты без экспорта товаров за рубеж. В настоящее время туризм - это целая индустрия, содержащая в себе различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги. В индустрию туризма входят гостиницы, предприятия питания, бюро путешествий и экскурсий, туристские фирмы, автотранспортные предприятия, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также киносервис, службы быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и др. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха. Таким образом, экономическая функция туризма очевидна.

Рекреационная. Различные виды туризма ориентированы, прежде всего, на восстановление физических и психических сил человека затраченных  на производстве. Без восстановления трудоспособности человек просто не сможет заниматься какой-либо трудовой деятельностью. Различные виды туризма  в той или иной степени носят  рекреационный характер, способствуют оздоровлению в той или иной степени организма человека. Поэтому рекреационная функция свойственна в той или иной мере всем видам туризма.

Гедонистическая. Данная функциональная нагрузка характерна практически для всех видов туризма, так как различные поездки  в уникальные местности, путешествия  по культурно-историческим местам, так  или иначе, сопряжены с получением удовольствий, наслаждением от осуществляемой деятельности.

Гносеологическая. Познание характерно для разных видов  туризма, прежде всего, для познавательных его видов. Например, экологический  туризм позволяет туристам ознакомиться с особенностями той или иной рекреационной зоны, изучить историю данной местности, кроме того, данный вид туризма формирует у туристов потребность в бережном отношении к окружающей среде и т.д.

Мировоззренческая. Туризм как вид деятельности формирует  у человека, осуществляющего эту  деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль жизни (экстремальный вид туризма) и т.д.

 

 

 

                  1.3.Факторы влияющие на развития туризма.

Социальная  эффективность туризма выражается в доступности большинства видов  туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные  семьи,  молодежь, пенсионеров, инвалидов. Надо заметить, что в настоящее время социальная эффективность современного туризма, в силу экономических и социальных проблем весьма невысока, но думается, что в ближайшее время ситуация изменится.

Эффективность туризма во многом зависит от факторов влияющих на его развитие:

  1. Статичные факторы – это совокупность природно-географических и культурно-исторических  факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы  - это особенности ландшафта той или иной местности (море, горы, степи и т.д.), наличие природных ресурсов (нарзаны, минеральные пещеры, грязи и т.д.); культурно-историческое наследие (памятники архитектуры, культуры, истории и т.д.)
  2. Динамичные факторы – это демографические, социально-экономические, материально-технические и политические условия. Различные социально-демографические группы в зависимости от возраста и материального положения склонны отдавать приоритет тем или иным видам туризма. Очевидно, что процент участников экстремальных видов туризма в возрасте 45-55 лет гораздо ниже, чем представителей возрастной группы 25-35 лет, также не каждый может позволить себе международный туризм, так как он требует определенных материальных вложений. Политический фактор также оказывает большое влияние на развитие туризма. Неблагополучная политическая ситуация в том или ином регионе в первую очередь сказывается на снижении спроса на туристические услуги.

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения, пол, профессию, образование, семейное положение, состав семьи, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. Это, как правило, высокообразованные ориентированные на успех в профессиональной деятельности, материально обеспеченные люди, которые стремятся более рационально и комфортно организовать свое свободное время.

К числу  внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также общеэкономические факторы:

улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

увеличение (снижение) персонального дохода;

более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от формы оплаты труда (оплачиваемые, неоплачиваемые отпуска);

выделение (не выделение) льгот, скидок на туристические  услуги для определенных групп населения.

 Кроме того, к внешним факторам развития туризма относятся изменения правового регулирования (ослабление или ужесточение визового режима в ряд стран); развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также обеспечение безопасности путешествий.

 Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы,  воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием социокультурной инфраструктуры  рекреационной сферы (предприятия общепита, розничная торговля, наличие условий для культурно-досуговой деятельности: библиотеки, концертные залы, клубы, стадионы.)

К внутренним факторам, влияющим на развитие туризма, следует относить также  следующие факторы туристского рынка:

  1. процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма);
  2. возрастание роли сегментации рынка (увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития  в устоявшемся   туристском пространстве и т.д.);
  3. возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);
  4. возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
  5. возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);
  6. возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся:

  • рост численности работников;
  • увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;
  • строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

В качестве интенсивных факторов принято выделять следующие:

  • повышение квалификации персонала;
  • развитие профессионально-квалификационной структуры;
  • техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;
  • рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам,  влияющим на развитие туризма  негативно, относятся: кризисы, милитаризация  экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Следует отметить, что на развитие туризма, влияет фактор сезонности.

Таким образом,  туризм как сфера деятельности человека многогранен и многофункционален. Его можно определить как добровольно совершаемые территориальные, экваториальные или воздушные перемещения продолжительностью более суток, совершаемые с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью., обеспечивающих отдых и восстановление жизненных сил туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 2.Условия развития туризма в Приднестровье.

2.1.Проблемы развития туризма в Приднестровье их возможное пути решения.

        В настоящее время в Приднестровье, несмотря на значительный туристско-рекреационный потенциал, туризм не исполняет большой роли в экономике региона. Доход, который можно было бы получать от уже существующих туристских потоков, не служит источником повышения уровня жизни населения. Кроме того, имеются большие проблемы с учетом туристского потока и доходов от туризма. Недостаточный уровень развития регионального туризма обусловлен рядом причин внешнего и внутреннего характера:

Причины внешнего характера:

- сложная социально-экономическая ситуация в республике( непризнаность республики);

- негативная информация о ПМР в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т.п.); 

- отсутствие информации в СМИ о Приднестровье как регионе, благоприятном для туризма.

Причины внутреннего характера:

  - отсутствие необходимой  законодательно базы;

- отсутствие комплексного подхода на туристский потенциал региона;

- неразвитость туристской инфраструктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, практически отсутствие средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

- отсутствие специализированного реестра существующих и перспективных туристских объектов в регионе, требующих дальнейшей разработки; 

- отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом и инвестирования в средства размещения, создание историко-культурных и природных заповедников в регионе и иную туристскую инфраструктуру; 

- невысокое качество обслуживания в секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров для работы в современных условиях и отсутствие современной учебной базы в сфере туризма и гостиничного бизнеса; 

-  небольшое количество информации в средствах массовой информации об исторических ценностях, памятниках и памятных местах Приднестровья.

      Основными целями развития туризма Приднестровье должны стать:

- оздоровление и повышение образовательного уровня населения;  
 развитие сельских населенных пунктов;

- создание в Приднестровской   Молдавской Республике современного  высокоэффективного  и  конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для  удовлетворения  потребностей   приднестровцев    и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой -  значительный вклад в развитие народного хозяйства республики, в том числе за счет налоговых  поступлений  в  бюджет, увеличения  количества  рабочих  мест,  сохранения  и  рационального использования культурного и природного наследия.

        Основной задачей развития туризма в Приднестровье должно стать формирование достаточного социально-культурного пространства и современной маркетинговой стратегии продвижения приднестровского туризма на внутреннем и международном рынках.

Информация о работе Туризм в Приднестровье