Туризм в Приднестровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить особенности туризма с точки зрения социально-культурной деятельности и выработать практические рекомендации по развитию туризма в современных условиях.
Задачи исследования:
- изучение научной и специальной литературы по данной тематике,
-определить сущность и функцию туризма,
-изучить эффективность туризма как познавательной деятельности человека, -
-проанализировать пути развития туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения туризма.
. Мировой туризм ………………………………………..........6
1.2 Туризм, его виды и функции………………………………..13
1.3. Факторы влияющие на развития туризма………………….24
Глава II. Условия развития туризма в Приднестровье.
2.1.Проблемы развития туризма в Приднестровье их возможное
пути решения.…………................................................................29
2.2. Туризм как значимое направление в народном
образовании. …………………………………………..………… 33
Заключение ………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая по туризму.docx

— 78.01 Кб (Скачать файл)

 

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I. История возникновения туризма.

    1. . Мировой туризм ………………………………………..........6

  1.2 Туризм, его виды и функции………………………………..13

1.3. Факторы влияющие на развития туризма………………….24

Глава II. Условия развития туризма в Приднестровье.

            2.1.Проблемы развития туризма в Приднестровье их возможное

 пути решения.…………................................................................29

  2.2. Туризм как значимое направление в народном

  образовании.  …………………………………………..………… 33

Заключение ………………………………………………………………..36

Список использованной литературы …………………………………….39

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

      Актуальность исследования. Приднестровье относится к числу регионов с благоприятными (историко-культурными, природно-климатическими) неиспользованными возможностями для развития туризма. Республика обладает богатыми рекреационными ресурсами. В Приднестровье туризм возник сравнительно недавно, как специфическая форма деятельности  людей. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на  международном рынке произошли существенные изменения в отношении туризма. 

      Туризм  на современном этапе  является  одним из  самых динамичных  секторов мировой экономики. Во всем мире туризм стал одной из самых значительных экономических  отраслей,  а  для некоторых развивающихся государств –  основой  их  существования.

     В современном обществе туризм приобрел массовый характер благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли и расширении ее сферы. Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отелей, приобретение билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире.

      Во все  времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее  известную,  поскольку все  мы  путешествовали  и проводили отпуска вдали от  дома.

  Туристический бизнес  считается самым демократичным видом. Практически в любой местности есть возможность найти маршрут по своим способностям и подготовке.

         Современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, а следовательно феномен туризма интересует представителей различных областей науки: экономисты – исследуют туризм как отрасль экономики, приносящая в бюджет страны, города и т.д., определенные средства; историки – изучают историю туризма, путешествий; социологи – рассматривают туризм как социальный феномен, социальную практику людей, представителей различных социальных общностей; географы рассматривают природно-климатический потенциал туризма и т.д.

Современный туризм затрагивает  все аспекты общественной жизни, влияя на многие ее социальные сферы.

          Степень разработанности проблемы. В значительной мере способствует решению актуальных вопросов развития туризма работы :

Азара В.И.,  Ананьева М.Б.,  Биржакова М.Б.,  Дмитриевского Ю.Д.,  Ильиной Е.Н., Карповой Г.А., Квартального В.А., Кузнецова Ю.В., Потемкина В.К., Рязанова В.Т. и других, в которых определена историческая ретроспектива развития туризма, установлен ресурсный потенциал туризма, формализованы концептуальные подходы к формированию туристкой отрасли в национальной экономике. В исследовании Пироговой О.В. рассматривается проблема познавательной деятельности учащихся средствами самодеятельного туризма.

Объект исследования. Туризм в социально – культурной деятельности.

Предметом исследования является влияние туризма на социально активную личность в познавательной деятельности.

Цель исследования изучить особенности туризма с точки зрения социально-культурной деятельности и выработать практические рекомендации по развитию туризма в современных условиях.

Задачи  исследования:

- изучение научной и специальной   литературы по данной тематике,   

-определить сущность и функцию  туризма, 

-изучить эффективность туризма  как познавательной деятельности  человека, -

-проанализировать пути развития  туризма.

         В качестве базы исследования автором работы выбран

МОУ ДО «Внешкольный  Культурно Просветительный Центр» 

Рыбницкого « Управления Народного Образования».

                  Практическая значимость. В данной работе систематизированы и обобщены взгляды исследователей в области туризма. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в  практической деятельности специализированных служб и центров, а так же на курсах повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История возникновения  туризма.

1.1. Мировой туризм.

          Туризм – сравнительно молодой феномен, имеющий корни,  уходящие  в древние времена.

Издавна туризм играет весьма важную роль в обеспечении досуга людей. С древних времен известны путешествия знаменитых людей: в разные страны, порой достаточно далекие от их родных земель. Эти путешествия были посвящены изучению разных наук, ремесел. Довольно часто результатами дальних странствий выступали научные труды в сфере естествознания, работы, где выявлялись закономерности политического, экономического и культурного развития стран, по которым пролегал маршрут странника. Так, например, во время своих далеких странствий  Геродот описывал традиции многих народов, населявших Древнюю  Ойкумену. В его «Истории» представлены яркие картины культуры образа жизни и быта различных народов, содержатся свидетельства о путешествиях и торговых обменах. В результате, считает Геродот, персы переняли традиции носить мидийскую одежду и египетские доспехи. Персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев, - таково заключение Геродота.

Уже в  Древнем мире можно проследить «специализацию»  земель по тем целям, которые преследовали путешественники из других стран. Точно  было известно, какая сфера деятельности была ведущей на той или иной территории. К примеру, молодые люди того времени отправлялись в путь, стремясь получить из первых рук знания в области разных наук и искусств; купцы пускались в странствия в поиске новых товаров; отдельными людьми предпринимались поездки к целебным источникам; другие выезжали в погоне за развлечениями и т.д. В любом путешествии люди сталкивались с неизвестным, открывали для себя новое. Вдали от родных мест, путешественники окунались в мир других народов, культур, обычаев.

         Несомненно, перемещения людей не носили массовый характер, так как в то время странствия могли позволить себе лишь достаточно обеспеченные люди (не считая паломников, предпринимавших походы в религиозных целях). Лишь в XX веке путешествия достигли огромных масштабов, положив начало зарождению массового туризма. Это не мешает людям включаться в разные культурные пространства, которые имеют свои исторические измерения. Соответственно человечество стремится к общекультурному согласованию, для этого существуют генетические связи. Туризм,   до сих пор хранит следы сакральности, это мир праздника, который превращает человека-машину в человека.

         Туризм, (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки появления данного вида досуга лежат в глубокой древности. В истории развития мирового туризма выявлено четыре этапа: 
• до начала XIX века - предыстория туризма; 
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг; 
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма; 
• после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. 
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. 

Рассмотрим кратко особенности  развития туризма на каждом этапе. 
             Первый этап - предыстория туризма.

     Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях, уходили в открытое море, финикийцы. Прокладывая пути, в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. 
Необходимо отметить, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду, относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители. 
В период, расцвета Римской империи , путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми, минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии. Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах. 
В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека.   
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок . Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности . Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб. 
     Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании .В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию. 
Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса. 
            В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки.       

      В начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа. 
        Третий этап - начало становления массового туризма. 
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось на Европу.  

     Четвертый период - массовый туризм. 
               Именно, в послевоенные годы туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В западноевропейских странах 50-60-е гг. - этот период активного грюндерства туристических фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений.

              После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Конвейерные туризм предполагает относительным примитивизм и однообразность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг. 
Дифференцированный туризм характерен разнообразием предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Иными словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался, одновременно, с переходом от рынка производителей к рынку потребителей. Со второй половины 70-х гг. одновременно с дифференциацией туристического спроса в предложение усиливается тенденция к специализации  и диверсификации, причем последняя находит выражение как в расширении ассортимента представляемых услуг в рамках специализации фирмы, так и  в проникновении туристических фирм в другие области сферы услуг. В условия растущего единства и взаимозависимости мира, расширение межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический туризм.

Информация о работе Туризм в Приднестровье