Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:07, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1 Рассмотрите различные точки зрения на типологию культур: 1) как историко-формационный план (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая);
2) как процесс овладения человеком конкретным природным материалом (культура каменного века, медного, бронзового, железного века); 3) по религиозному принципу (конфуцианско – даосская, исламская, буддийская, христианская религия); 4) по способам самоорганизации (до – письменная, книжная, экранная); 5) по хронологическому принципу (культура древнего мира, средневековая культура, культура нового времени, новейшее время).

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

Древнейшая шумерская  письменность, выполненная на глиняных табличках, очень декоративна и  так же берет начало от рисунков. Со временем рисуночное письмо видоизменилось и совершенствовалось, переходя к  схематическому и символическому изображению. Такое шумерское письмо называют идеографическое – ребусное, а  письменность – клинописью.

Древние славяне имели  свою оригинальную систему письма: так называемую письменность, знаки  ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги  – клубки, хранившиеся в берестяных коробках.

Узелково – иероглифическая  письменность древних славян, видимо была очень сложна и доступно лишь избранным жрецам и высшей знати. По мере распространения христианства  и угасания древней культуры славян вместе со жрецами – волхвами погибали и тысячелетние знания, завязанные узелковым письмом.

Узелковая письменность не могла соперничать с более  простой системой письма, основанной на кириллице.

В древнем периоде китайской  цивилизации, в эпоху Шан была открыта логическая письменность, которая  путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую  коллеграфию, а также был составлен  в основных чертах месячный календарь. Именно в Китае в области письменности и книгопечатанья открыли бумагу и подвижный шрифт.

Из века в век люди научились  передавать свои мысли сначала в  рисунках, позже в письме. Особенно вырос спрос на книги с XIII века – времени расцвета городов. При  больших монастырях  были созданы мастерские, в которых монахи переписывали книги.

По своему виду и материалу  средневековая книга отличалась от античной книги. В древности книга  чаще всего (до поздней Римской империи) была папирусным свитком, а в середине века она приобрела современный  вид сложенных и переплетенных  листов. Писали на пергамене – специально обработанной телячьей или овечьей  коже. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени  трудилось много людей: одни писали каллиграфическим подчерком, другие затейливо  украшали заглавные буквы, третьи делали заставки и орнамент, четвертые рисовали миниатюры.

Книг было мало, хранились  они в библиотеках, под опекой монастырского библиотекаря. Долгое время в Западной Европе были грамотными только служители церкви. В XIV в Европе распространилось  изготовление бумаги, но книг по - прежнему не хватало. В середине XV века немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатанье. После долгих и упорных трудов он открыл способ отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составил строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разработанного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гуттенберг изобрел печатный станок и выпустил первую, печатную книгу. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее.

Славянская письменность была создана во второй половине IX века, на основе греческого, уставного письма, с добавлением нескольких букв. Создание письма связывают с именами Кирилла (827 – 869гг.) и Мефодия. Прибывших из Византии. В X веке уже есть свидетельство  использования кириллицы на Руси. Русским первопечатником был  Иван Федоров, который отпечатал  первую книгу на древнерусском языке  «Апостол». Появление печатных книг двинуло вперед образование, науку, литературу.

С XX века зарождается кинематография. «Седьмое искусство» кинематографа  набирает поразительные темпы развития, став в 1927 году звуковым. В европейском  кинематографе нашли свое творческое отражение творческие методы 20 –  го столетия. Кинематограф очень  чутко реагировал на условия жизни и запросы зрителя. Синтетический вид искусства – стремительное и всепроникающее кино, вобравшее в себя элементы других направлений культуры (музыки, литературы, театра) продемонстрировало мастерство актеров.

 

 

5) Культура Древнего мира  включает  в себя древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке. Возникали они примерно с 4 – го тысячелетия до н.э. на территориях Передней Азии и Северо – Восточной  Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Урарту и Ассирия.

История государства и  культура Египта делится на несколько  периодов: Раннее, Древнее, Среднее  и Новое царство.

Древнее царство – 2900 – 2270 гг. до н.э.

Среднее царство – 2100 – 1700 гг. до н.э.

Новое царство – 1555 – 1090 гг. до н.э.

Древний период Индии был  длительным, даже более длительным, чем во многих других восточных странах:

а) В III веке – 1 – м тысячелетии  до н.э. – время расцвета рабовладельческих  царств;

б) III  до н.э. – V н.э. – вступление Индии в эру феодализма.

Древнейшая культура Китая:

а) V – III тысячелетие до н.э. – зарождение в эпоху неолита;

б) II  тысячелетие до н.э. – III век н.э. – эпоха Шан;

в) III до н.э. – III н.э. – культура Китая наивысшего подъема.

Античность: Древняя Греция и Древний Рим – культура рабовладельческого общества, существовавшего в бассейне Средиземного моря, сначала I – го тысячелетия  до н.э. по  V век н.э.

Греческую культуру принято  разделять на:

а) гомеровскую XIII – XI вв. до н.э.

б)  архаическую VIII – VI вв. до н.э.

в) классическую  V – IV вв. до н.э.

г) эллинистическую III – I век  н.э.

Средневековая культура -  это большая эпоха человеческой истории. Средними веками в культурологи называют длительный период, более тысячелетия в истории Западной Европы, между античностью и Новым временем (приблизительно от V до XV века). Выделяются три периода развития:

а) Раннее средневековье (V – X вв.);

б) Высокое (классическое) средневековье;

в) Позднее средневековье (с конца XV  до середины XVII века).

Культура Нового времени  – Европейская культура XVII – XX века, культурный тип Европы в период подъема  науки, просвещения.

Культура Новейшего времени XX век – культурная революция, включающая задачи создания нового типа культуры социалистического содержания, новой  формы искусства.

 
         

 

 

 

 Вопрос № 2.

Культура Возрождения:

1) назовите социально – экономические предпосылки культуры эпохи Возрождения;

2)  каковы основные характерные черты и особенности ренессансной культуры;

3)  быт и нравы эпохи Ренессанса;

4)  назовите основные достижения культуры итальянского Возрождения;

5) каковы особенности Северного Возрождения.

 

1). Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения  
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.  
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.  
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и  её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в  ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного  наследия и новых взглядов по всей Европе.  
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Долгое время господствовал  стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и  итальянского Возрождения. Средние  века — это, дескать, господство церковной  догмы, отсутствие яркого развития науки  и искусства, мистика и мракобесие. Возрождение, наоборот, отбрасывает  всю эту «ночь» средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной  философии, к скульптуре обнаженного  человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе  индивидуального и общественного  развития. Однако эта схема уже  устарела, исследования свидетельствуют  о том, что культура Возрождения  выросла на фундаменте средневековой  культуры Запада, что само Возрождение  связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре (не будем рассматривать дискуссионный  вопрос о том, является ли культура Возрождения чисто европейским  феноменом или она присуща  и Востоку).  
В контексте нашего рассмотрения достаточно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства. Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества. Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти.  
         Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства. Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.  
         Поскольку это относится к фундаментальным социальным связям, названные сдвиги заключались в постепенном разрушении вассальной системы, основанной на земельных дарениях, в возобладании денежной формы доходов класса феодалов, в смене сюзеренитета — феодально-договорного характера королевской власти (ее принцип — «первый среди равных») королевской властью, основанной на принципе публичного суверенитета. Все это привело к тому, что под покровом догматизма и авторитаризма схоластики были проложены пути для опытного познания природы, для разграничения юрисдикции церкви и государства, для формирования доктрины сословного государства, для рецепции элементов римского права, в которых столь остро нуждалось товарное производство. Иными словами, античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл — оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Этот процесс секуляризации многих важных областей знания и мышления как такового привел к появлению культуры Ренессанса, в центре которой находится гуманизм как проявление особого интереса к человеческим, земным ценностям.

 

2) Идейной основой Ренессанса  был гуманизм, светски – рационалистическое  мировоззрение. В понимании Цицерона  гуманизм означал своего рода  возрождение человека: гуманизм  развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги,  находит единомышленников при  дворцах, проникает в высшие  религиозные сферы, становится  мощным орудием политиков, оставляет  глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал  в поиске художников и скульпторов,  складывается новая светская  интилегенция. Решающую роль в  формировании ренессансной культуры  сыграло возвращение к забытым  достижениям античной культуры  в области науки, философии,  литературы и искусства. Культура  Ренессанса формировалась как  отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не появиться  влияние средневековой культуры, это преобладание библейских  тем, сюжетов, влияние гипноза  церковной схоластики, большинство  заказов делала церковь.

Характерной чертой Ренессанса была тесная связь науки и искусства. Всех гуманистов воодушевляло сознание огромных творческих сил в человеке, радость пьянящей свободы, которую  новая эпоха раскрыла перед человеком.

 

        3) Вся каждодневная жизнь людей этой эпохи была насыщена искусством. В XV века трудно было бы найти человека равнодушного к искусству. Искусство было для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в новое время стали наука и техника.

Итальянцам было присуще  любовь ко всему праздничному, к  красивым костюмам, к открытому образу жизни, изобретательности, безупречный  вкус в увеселениях – все это  нашло себе отражение в искусстве. Например, образ жизни итальянского общества сильно изменился. Знать, богатые, купцы, банкиры, фабриканты, правители  – все они вели светский образ  жизни и собирали у себя большое  общество.

Старые интерьеры комнат были тесны, поэтому стали возводиться  дворцы с просторными залами, широкими входами и верандами. С появлением нового отношения к торговле стали  возникать банкирские дома и меняльные  конторы. Крестовые походы оживили  торговую деятельность по всей Западной Европе. Возникновение меняльных  контор изменило содержание и характер деловых связей. Под влиянием торговли расцвели итальянские города Пиза, Милан, Венеция и Флоренция. Но Италия – особо новое веяние, новое  государство, здесь общество живет  умственным наслаждением. Ученые не таятся уже по монастырям в пыльных книгохранилищах, - их правительство вызывает на арену  общественной деятельности, они становятся секретарями, министрами.

Информация о работе Типология культур