Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Типология культур.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Типология культур 

1. Типология культур. 

2. Этническая и национальная  культура.

3. Восточный тип культуры.

4. Западный тип культуры.

5. Синтез Западной и Восточной  культур в российской цивилизации. 

 

1. Типология культур. 

Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Существует множество типологий  культур по разным основаниям:

 

2. Этническая и национальная  культура.

В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка).

Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования.

Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Она является источником национального языка, тем, образов, сюжетов национального искусства. Однако между этнической культурой  и национальной культурой существуют различия и противоречия:

- Этническая культура консервативна,  сохраняет наиболее архаичные  древне элементы. Национальная культура  динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется. 

- Этническая культура закрыта,  невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения.

- Этническая культура стремится  сохранить локальные особенности  языка, быта. В национальной культуре  эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.

Данные противоречия приводят к  тому, что существует разрыв между  национальной и этнической культурой.

 

3. Восточный тип культуры.

Восточный тип культуры представлен  широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас. Основные черты восточных культур:

1) Отношение ко времени. Представление  о времени статично. Время делится  на три ступени – прошлое,  настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями – поскольку душа человека бессмертна, то рядом с нами находятся души умерших и еще не родившихся людей.

2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека – постижение сакрального смысла бытия, а не реализация практических прагматических целей. Восточные культуры интравертны, то есть направлены на внутренний духовный мир человека.

3) Принцип коллективизма. Личные  интересы подчинены общественным, государственным интересам. Главным элементом общественного устройства является община (умма), которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу. Поэтому личностное начала в человеке развито слабо.

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми (отношения господином и подчиненным); деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод.

 

4. Западный тип культуры.

Западный тип культуры более  молодой и распространенный (США, Канада, Австралия). Основные истоки ЗТК:

- возникновение теоретической  науки как рационального, аргументированного  знания.

- возникновение первого опыта  демократической регуляции общественной  жизни. 

- возникновение христианской традиции. Христианство положило начало гуманистической культуре.

Особенности ЗТК:

1) Отношение ко времени. Представление  о линейном, быстротекущем времени,  представление о начале и конце  истории. Время делится на три  ступени, но отношение к ним  не такое, как в восточной культуре. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее – это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить.

2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. Западная культура экстравертна, нацелена на преобразование внешнего мира.

3) Индивидуализм. Признание авторитета  личности, ее свободы и автономии. 

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: горизонтальный характер отношений в обществе; правовое демократическое государство; политический плюрализм; разделение властей: рынок как способ функционирования экономики.

Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрушение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.

 

5. Синтез Западной и Восточной  культур в российской цивилизации 

Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические  срединные типы, совмещающие в  себе черты того и другого. Для  них характерны следующие особенности:

- полиэтничность (много народов) 

- поликонфессиональность 

- толерантность 

- открытость 

- способность к культурной адаптации 

К числу таких культур относится  и российская культура.

Восточные черты РК:

- подавляющая роль государства 

- общинно-коллективистское сознание общества

- негативное отношение к товарно-денежным  отношениям, к частной собственности 

- восприятие человека как «винтика  системы» 

- огромная роль духовных ценностей 

Западные черты РК:

- доминирующая религия – христианство, но христианство восточного типа (православие)

- элементы светской культуры  – театр, музыка, живопись, литература 

- стремление использовать достижения  западной цивилизации для усовершенствования  различных сфер жизни.

 

1. Историческая типология культур:  глобальные и локальные культуры.

2. Восточный и западный типы  культуры.

3. Этническая и национальная, элитарная  и массовая культуры.

4. Профессиональная культура

 

1. Историческая типология культур:  глобальные и локальные.

В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.

Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.

Членение времени, представление  его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

"Линейная" схема в понимании  исторического развития культуры  утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век).

Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)

2. Восточный и западный типы  культуры

Культура универсальна. Но исследователи  культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд  типологических конструкций позволяющих  выделить различия определенных культур.

Пространственным (синхронным) членением  мира культуры выступает выделение 2 регионов - Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно Дихотомия Восток - Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития отличием менталитета.

Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений в правилах и обычаях, в повседневной жизни динамичность продуктивность Запада и "застылось", репродуктивность Востока наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.

На рубеже XX-XXI вв. Обнаружился неадекватный характер представлении об основном противоречии современной эпохи  как противостоянии капитализма  и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального  общества ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются "Запад" и Восток", которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад - это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток - духовность, созерцательность коллективизм и тоталитаризм.

Материализм и рационализм Запада - такая же достоверность, как и  устойчивая идеалистическая традиция в его научной, нравственной, эстетической, религиозной и философской культуре. Иррационален характер творчества титанов античной культуры средневековья, Возрождения и Просвещения, современности. Но и традиционный западный материализм - не всегда добродетель. Плодотворным является материализм, освященный высоким духовным смыслом, который вырастал как из западной действительности, так и является следствием освоения восточных влияний, которые ассимилировались Западом.

Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства - поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь - утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть - уничтожение самоценности и уникальности личности.

Самооценка "Запада" как колыбели и "двигателя" свободы личности и демократии объясняется потребностями  идеологического обеспечения вестернизации современного мира. Зарождение и развитие демократии ее поздний симбиоз с индивидуализмом и либерализмом - все это "Запад". В то же время в западной же реальности - от античных демократий до современных либеральных - именно общность принадлежность гражданина к полису или индивида к страте - является системообраэующей и авторитарной максимой. Но "Запад" - не только авторитаризм, но периодически и тоталитаризм. Инквизиция, Варфоломеевская ночь, якобинская гильотина, нацизм в центре Европы - это плоды не экспансии "восточного деспотизма", а катастрофичной неспособности Запада к разрешению назревших противоречий. Преодолеть последний тоталитарный синдром оказалось возможным только вместе с "Востоком".

Эволюция "восточной" культурно-цивилизационного комплекса во многом совпадает с чертами характерными для "западного" и часто по времени и глубине воздействия опережает его, объясняя генезис ряда западных феноменов. Россия само идентифицирует себя как не Запад и не Восток, а европейский культурно-цивилизационный комплекс на евразийском континенте. Приливы и отливы деятельного активизма у нас определялись способностью творческого ответа на вызовы времени. Индивидуальное личностное начало выступало не эфемерной антитезой авторитаризма, а условием свободной соборности. В этом - свидетельство возможности личной свободы не только в западной системе координат. Общинный же принцип принудительного коллективизма, механической "сборности", неизменно приводил к вырождению авторитаризма в тоталитаризм.

Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационных комплексов "Запад" и "Восток". Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций - к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода абсолютизацию его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.

Информация о работе Типология культур