Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:07, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1 Рассмотрите различные точки зрения на типологию культур: 1) как историко-формационный план (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая);
2) как процесс овладения человеком конкретным природным материалом (культура каменного века, медного, бронзового, железного века); 3) по религиозному принципу (конфуцианско – даосская, исламская, буддийская, христианская религия); 4) по способам самоорганизации (до – письменная, книжная, экранная); 5) по хронологическому принципу (культура древнего мира, средневековая культура, культура нового времени, новейшее время).

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ

 

Вопрос №1

Рассмотрите различные точки  зрения на типологию культур:

1)   как историко-формационный план (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая);

2)   как процесс овладения человеком конкретным природным материалом (культура каменного века, медного, бронзового, железного века);

3) по религиозному принципу (конфуцианско – даосская, исламская, буддийская, христианская религия);

4)   по способам самоорганизации (до – письменная, книжная, экранная);

5)   по хронологическому принципу (культура древнего мира, средневековая культура, культура нового времени, новейшее время).

 

1) Процесс становления человека начался 3-2 млн. лет назад. Самый длительный этап в истории человечества – первобытнообщинный строй. В процессе самосохранения и выживания создавались крупные племенные группы(союзы). Около 30 тысяч лет назад образовались родовые общины – коллективы  родственников, живших и трудящихся сообща и имевших общее имущество.

Необходимость владеть специальными навыками при том или ином занятии  привела к первому и великому разделению труда на земледелие и скотоводство. Следующим великим разделением труда было выделение ремесла, что способствовало дальнейшему совершенствованию труда. Последнее привело к повышению излишков и появлению имущественного неравенства и создало условия для возникновения эксплуатации, что постепенно привело к распределению первобытнообщинного строя.

Развитие орудий труда  и знаний первобытных людей, сделало  труд человека более производительным, создало возможность эксплуатации одних людей другими. Это привело  к образованию классов и установлению рабовладельческого строя.

Свое начало рабовладельческий  строй берет в странах Древнего Востока. В Европе рабовладельческий  строй сложился первоначально в  Греции, где достиг большего развития, чем в странах Востока. В Риме рабовладельческий строй достиг невиданного развития и привел Римское государство к гибели. Классовая борьба угнетенных подрывала силы рабовладельческих государств. Разрушая рабовладельческий строй, народные массы расчищали путь дальнейшему развитию хозяйства и культуры.

Наступило время, когда в  странах Западной Европы, Азии и  Северной Америки установился феодальный строй, при котором вся земля  и власть принадлежала феодалам –  землевладельцам, эксплуатирующим  зависимых от них крестьян.

В результате отделения ремесла  и сельского хозяйства в Западной Европе возникали и росли города, усиливалась их экономическая и  политическая жизнь. В период феодального  строя человечество сделало крупный  шаг вперед по сравнению с древностью в развитии хозяйства и культуры.

Феодальные отношения  клонились к упадку, чему способствовали технические открытия и изобретения, рост мануфактурного производства и  развитие мировой торговли. Зарождение новых классов буржуазии и  наемных рабочих привело к  капиталистической эксплуатации и  угнетению колоний; к росту налогов  и крестьянских повинностей.

Нидерландская революция XVII в., а затем французская буржуазная революция XVIII века открыли новую  полосу  мировой истории – эпоху восходящего капитализма и прогрессирующего упадка феодальной формации. В этот период происходит развитие промышленности, земледелия, транспорта и связи.

Современная эпоха, открытая Великой Октябрьской социалистической революцией, отмечена закатом капитализма, непрерывное обострение общего кризиса  капитализма приводит к становлению  и успешному развитию первой фазы новой, коммунистической социально – экономической формации, к определенному воздействию глубочайших перемен. Победу социалистических революций, изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма создают угрозу капиталистическим общественным отношениям. При неравных соотношениях сил капитализма и социализма главные империалистические державы оказались вынуждены признать принцип мирового сосуществования государств с различным социально – экономическим строем.

 

2) По технике изготовления орудий труда и материалов из которых они изготавливались, археологи делят первообытный строй на каменный, медный, бронзовый и ранний железный век. 

Каменный век, в свою очередь, подразделяется на палеолит – древний каменный век, мезолит – средний каменный век, неолит – новый каменный век. Различают также ранний, средний и поздний палеолит.

 Очаги материальной  культуры первобытных  времен обнаружены в стоянках пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки.

В период раннего палеолита ( 3млн. – около 100 тыс. л.н.) человек  постепенно совершенствовался, отдаляясь  от мира животных. По физическому строению человек этой эпохи относился  к типу питекантропов. Древнейшие люди занимались собирательством и охотой, жили первобытными человеческими стадами.

К началу среднего палеолита (100 тыс. – 35 тыс. л.н.) сформировался  более совершенный тип человека – неандерталец. На этот этап пришлось крупное оледенение. Люди начали сооружать  жилища и шить одежду. Люди научились  добывать огонь. Вероятно, именно на этом этапе появилась религия. С помощью  религии человек объяснял окружающий мир и магическими обрядами пытался  воздействовать на него.

В период позднего палеолита (35 тыс. – 10 тыс. л.н.) возник человек  современного типа. Основной ячейкой  общества стала родовая община. Археологи  обнаружили памятники искусства  позднего палеолита. Например, в Каповой  пещере на Урале найдены изображения  животных, около села Костенки Воронежской  области – женские статуэтки.

В период мезолита (около 10 тыс. – около 8 тыс. л.н.) был изобретен  лук со стрелами, что значительно  расширило возможности охоты. Разные регионы в первобытную эпоху  развивались неравномерно, в теплых южных районах существовали более  благоприятные условия для ведения  хозяйства.

Неолит в Средней Азии начался примерно 8 тыс. л. Н. и закончился примерно 6 тыс. л.н. В лесостепных  и лесных районах неолит длился еще  несколько тысячелетий. В эпоху  неолита произошел переход к  земледелию и скотоводству. В науке  это событие обозначается как  неолитическая революция. На этом этапе  началось производство изделий из обожженной глины – керамики, появилось ткачество, изображена  лодка.

Ученые выделяют в отдельный  период энеолит- медно-каменный век, когда  появились орудия труда из меди.Со времен энеолита усилился обмен между  племенами.

Бронзовый век в наиболее развитых регионах относится к IV- II тысячелетиям до нашей эры. Орудия труда из бронзы превосходили по качеству каменные. Одни племена преимущественно занимались земледелием, другие – скотоводством. В бронзовом веке отчетливо проявилось разложение первобытнообщинного строя. Оно усилилось в эпоху раннего железного века ( I тыс. до н.э.).

 

 

           3) Философские системы, возникшие во вторую половину чжоуской эпохи, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая, имеется в виду конфуцианство и даосизм.

Около VI в. до н.э. сложилось учение философа Лао – Дзы. Центральной идеей философии Лао – Дзы была идея дао. Слово «Дао» на китайском языке означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип. В философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Учение Лао – Дзы послужило основой, на которой развивалась даосская религия.

Почти одновременно появилась  в Китае и другая группа философских  сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующей религии Китая Конфуцианство. Опираясь на культ предков Конфуцианство, разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни. В начале ХХ в. в Китае насчитывалось около 500 храмов в честь Конфуция, строго исполнялись обряды, узаконенные конфуцианством.

В отличие от конфуцианских  обрядов, смысл которых состоит  в поклонении предкам и т.д. даосы  практиковали обряды шаманского типа – религиозные экстатические  пляски, магические заклинания.

Буддизм – самая ранняя религия по времени, которой следуют  около 700 млн. человек. Буддизм, а затем  христианство возникли в условиях господства рабовладельческих отношений. Возникновение  буддизма в Индии официально датируется VI – V веками до н.э.

Основателем буддизма считается  реалистическое, историческое лицо Сиддхартха Гаутама (Будда), жившего около VI – V вв. до н.э., на севере Индии и проповедавшего там свое учение. Предания говорят о Будде, как о великом божестве и рассказывают о чудесах, сопровождавших его земное рождение и жизнь, о предшествующих его воплощениях.

В учении буддизма тезис  о том, что страдание уравнивает всех и является «естественным уделом»  человека, обосновывает действительностью. Буддийский догмат о перевоплощении, открывший рабам перспективу  компенсации в будущей жизни  за страдания внастоящей, помогал  рабовладельцам держать в подчинении угнетенные массы.

С самого начала буддистское  учение своей проповедью терпения и  непротивления злу, отвлекало людей  от борьбы за лучшую жизнь. В последствии  же буддизм выродился в систему  грубого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих.

Буддизм широко распространился  в Индии, а затем в других странах  Азии, так как выступал против сложных  ритуалов, местных вероучений, религиозной  и политической разобщенности.

Древняя Индия в своем  процессе сыграла культурную роль,  расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.

Христианство возникло в  условиях тяжелого социально – экономического кризиса в рабовладельческой  Римской империи, приблизительно в I веке нашей эры. С богословской точки зрения христианство основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской  стране Палестине (нач.I в. н.э.) и проповедовавшим  свое учение, переданное человечеству его учениками – апостолами.

Подобно буддизму христианство проповедовало терпение и покорность в ожидании божественного спасения. Вера в воскресение Христа, в воскресение  мертвых, в Божественную Троицу стала  основой христианского учения.

К концу III в. христианство широко распространилось по всей Римской империи. Христианство лучше, чем  другие религии, помогало держать эксплуатируемых в повиновении. Христианские проповедники переходили из страны в страну, из города в город. Христианство приблизительно в III в. н.э. начало свое триумфальное шествие, распространилось сначала в Европе, а затем в заморских колониальных владениях европейских стран, окончательно сформировалась христианская церковь и ее религиозное учение, в ней выделились католическая, православная и различные протестантские церкви и верования. На Руси князь Владимир в 988 году принял крещение по православному обряду, начав вводить тем самым православие, как господствующую религию. Это привело в первую очередь к установлению культурных связей с Византией, Болгарией, Моравией. К началу ХХ века христианство становится наиболее распространенной религией на земном шаре.

Значительно позднее (VII в. н.э.) в иной социальной среде возник ислам. В отличие от буддизма и христианства ислам с самого начала возник не стихийно, а как результат целенаправленных действий господствующих социальных верхов, заинтересованных  в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Арабские завоевания, осуществленные в VII – VIII веках огнем и мечом вводили ислам на всем Ближнем Востоке, Средней Азии и в Закавказье, на Севере Индостана, в Северной Америке.

Основателем ислама был реальный человек пророк, житель Мекки, Мухаммед. В проповеди новой религии  единый Бог – Аллах. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв единую веру. Принявшие новую  религию называли себя мусульманами, т.е. «покорными Богу». Ислам заставлял  смотреть на судьбу человека, как на проявление воли единого всесильного  Бога. Исламская религия оказывала  огромное влияние на обычаи и нравы, право и мораль, не только арабов, но и жителей завоеванных стран.

 

4) Сознание, разум, психика  человека сформировались под  влиянием знаков, языка, коммуникации. Именно развитие знаковых средств  и знаковых систем явилось  фактором, который привел к формированию  человека, выделив его из животных. Истоки пиктографии – рисуночного  письма, находятся во многих неолитических  произведениях, в которых изображение  превращается в схему, орнамент, иероглиф.

В древних цивилизациях уже  была письменность, появление которой  относится в Шумере к началу III тысячелетия до н.э.,  а в Египте – к началу II тысячелетия до н.э. Возникли народы, сознающие свое единство, обладающие общим языком, культурой и мифологией. Зарождавшаяся письменность создавала биографию личности. Особенности государственного устройства в Египте требовали введения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Первый прием начертательного письма египтян был неразрывно связан с наружным обликом тех предметов, о которых собирался трактовать автор. Долгое время эти первобытные ребусы не поддавались разгадыванию европейцев. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем около 700 года до н.э. из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое, где начертания уже приняли совершенно буквенный характер. Демотическое письмо было на папирусах всех торговых и правительственных учреждений, а так же  практиковалось в надписях на пеленах мумии. Иероглифы же остались достоянием стенописи, как у нас славянский шрифт – достоянием храмов.

Информация о работе Типология культур