Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Абстракционизм - (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
Аксиология - (греч. axios ценный + ... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Матриархат (лат. mater (matris) – мать + гр. arche – власть) – предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся матрилинейным родом, руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

 

Массовая культура – производство простых, общедоступных, узнаваемых, воспринимаемых без напряжения художественных образов с целью получения максимальных прибылей.

 

Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. М. является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

 

Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры.

 

Мировая культура – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

 

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно.

 

Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение.

 

Модернизм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.

 

Модернизация культуры (культурная модернизация) – 1) резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества 2) работа по преодолению ее «запаздывания» от культур признаваемых за развитые.

 

Модерн – (фр. moderne – новый, современный) – течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм.

 

Музыка (гр. musike – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведений этого искусства.

 

Натурализм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

 

Натурфилософия – (лат. natura – природа) философия природы, философское учение о развитии природы (к. XVI – нач. XIX вв.). Н. строилась на догадках и произвольных логических построениях.

 

Народная (фольклорная) культура – культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах.

 

Наука – область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.

 

Национальная  культура – выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни.

 

Неоантичность – нео (новый) + античность, т.е. назад в античность.

 

Неолитическая революция (греч.) – термин ввел в научный обиход английский археолог Г. Чайлд. Он обозначил им исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания.

 

Нормы культуры – определенные образцы, правила поведения, действия, познания.

 

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.

 

Общество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни.

 

Опредмечивание и распредмечивание – категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.

 

Пантеон (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.

 

Патриархат (гр. pater (patros) – отец + arche – власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

 

«Передвижники» – художники-реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы; обличали порядки самодержавной России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Передвижники (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.)

 

Постмодернизм – характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.

 

Православие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

 

Правовая культура – культура, которая воплощена в деятельности правовой системы общества, в правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является отношение его к закону.

 

Предметом культурологии – является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни.

 

Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

 

Протестантизм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.

 

Пуританство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест против какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.

 

Рационализм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское направление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, экономичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

 

Реализм (от поздне лат. realis – вещественный) – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.

 

Культурная  революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книгопечатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и связанные с ними преобразования форм межиндивидуального общения и быта.

 

Религия (лат. religio) – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

 

Ренессанс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реалистического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

 

Рококо (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

 

Романтизм (фр. romantisme) – 1) направление в искусстве конца XVIII- первой половины XIX в. Романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

 

Семиотика (от гр. semeiotike – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика.

 

Семь чудес  света – в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс Родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.

 

Символизм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

 

Символ (simbol) - социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не способную быть выраженной адекватно-вербальным способом.

 

Синтез культур – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное  качественно определенное содержание и/или форму.

 

Скульптура – (sculptura) – один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения из глины, воска, камня, дерева, бронзы, гипса и т.д.

 

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.

 

Смыслы культурные - идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, т.е. являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением).

Информация о работе Шпаргалка по культурологии