Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Абстракционизм - (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
Аксиология - (греч. axios ценный + ... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Социальная  культура – представляет собой отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты.

 

Софизм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

 

Специфическая культура – 1) «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей. Возникает как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной культуры; в частности в связи с резким изменением образа, условий жизни (переездом из деревни в город и т.п.);

2) с. к. может выступать  как субкультура – особая форма  организации жизни людей, стремящихся  обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное  относительно автономное культурное существование;

3) с. к. может выступать  как контркультура, если субкультурные  ценности стремятся проникнуть  в ядро срединной, доминирующей  культуры, заменить ее фундаментальные  ценности своими – часто противоположными.

 

Срединная культура – доминирующая в обществе, традиционная культура.

 

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

 

Социальные  институты – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций. В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки. Выступают как элементы социальной структуры, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

 

Статика – состояние покоя, неизменности культуры.

 

Структурализм (лат. structura) – направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературе, истории, этнографии и др.), связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации.

 

Субкультура – 1) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры, цыгане и др.).

2) устойчивая, организованная  форма культуры со своими специфическими  традициями, ценностями, устоями, которая  существует наряду с традиционной  обычной культурой.

 

Схоластика (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) – 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни.

 

Табу (полинез.) – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.

 

Театр (гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

 

Техника (от гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строительная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль научного знания: общее техникознание, специальные технические науки.

 

Типологизация – метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, группируется в различные типы культур.

 

Типология культуры – результат типологизации, система выделенных типов культур.

 

Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода 2) одна из форм религии, связанная с наделение сверхъестественной силой животных, растений, явлений природы.

 

Трансмиссия – обращение к культурному наследию. Разновидность культурной т. фундаментализм. Он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени.

 

Университет (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры).

 

Урбанизм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

 

Универсализация культуры – выступает как процесс взаимовлияния культур, формирование необходимых для этого культурных норм, ценностей общих для большинства культур различных стран мира.

 

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

 

Физическая культура - область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами.

 

Философия – теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предполагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Ф. дискурс отличается категориальным оформлением, теоретической интерпретацией мировоззренческих проблем.

 

Философия культуры (культур философия) – философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

 

Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).

 

Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.

 

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме.

 

ХАОС - (греч. chaos) — в древнегреч. мифологии беспредельная первобыт. масса, из которой образовалось впоследствии все существующее, беспорядочное, бесформенное состояние мира или веществ.

ХАРИЗМА - (< греч. charisma — божественный дар, милость) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности; бытующее представление об особой одаренности, личной притягательности, исключительности, непогрешимости кого-л

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества, складывающихся в процессе их совместной практической деятельности и направленных на жизнеобеспечение.

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА - один из способов организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение. X. к. начинает распространяться в I в. н. э.

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ - 1) запись событий, происходящих в культур, жизни страны (в хронологическом порядке); летопись культур, жизни; 2) в прессе, на радио, телевидении, в кино: сообщения о текущих событиях в культур, жизни той или иной страны, области, провинции, города.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - особая область исследования культурологов, понимающих худ. культуру как совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которое создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью. Эти части культу-рологич. знания тесно связаны с общей теорией искусства и с искусствознанием вообще, но не тождественны им, ибо в изучении искусства их интересуют в первую очередь массовые процессы, худ. предпочтение того или иного общества, типичные худ. образцы.

 

Христианство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи; В к. XX в. появляется в России.

 

Художественная  культура – выступает как особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживание и тому подобное). Художественная культура имеет, как правило, изобразительный характер.

 

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности.

 

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уровень, ступень общественного и культурного развития.

 

Цивилизационный подход – ц. подход (в типологии культуры) исходит из идеи того, что не существует единой культурной истории человечества, история есть смена культур. Делается акцент на цикличность, многолинейность развития, выдвигается идея замкнутости и локальности культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ - один из аспектов культуры, в котором она понимается как совокупность материальных и духовных ценностей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННАЯ - понятие, обозначающее общества, для которых характерна высокая степень зависимости от природных условий бытия, от той геогр. среды, в которой развивается социум, а также жесткая связь индивида со своей соц. группой, будь то сельская или городская община, этнос или сословие, обусловленная уровнем эконом. и соц. развития. Групповая структура общества и место в ней человека определяют границы его жизненных возможностей; нормы групповой культуры оказывают мощное воздействие на его мотивы, ценности, ориентации. Индивид в Ц. т. выступает прежде всего «групповым человеком», зависящим как от сил природы, так и от того соц. порядка, который здесь господствует, обожествляется членами общества и формирует высший принцип функционирования такой цивилизации. Таким принципом является воспроизводство, сохранение биологических и соц. условий жизни, верность сакральной традиции, пронизывающей все сферы общественного и индивидуального бытия. С точки зрения системы детерминации, присущей таким цивилизациям, они могут быть названы космогенными, ибо космос, мировой порядок ориентирует смысл их жизнедеятельности в обеих главных ипостасях: и как совокупность законов, господствующих в царстве природы, и как порядок, изначально предопределенный человеческому общежитию.

 

ЧИНОВНИЧЬЯ КУЛЬТУРА - явление, характерное для командно-административной системы СССР. «Культурная» бюрократия порождает антикультуру, особенно характерную для перехода от одной системы управления к др. Именно здесь проявляет себя Ч. к., оказываясь наиболее стойкой, живучей и пластичной; она ловко приспосабливается к изменяющейся обстановке, канонизирует отжившие методы и подходы к управлению культурой. Так, она грубо и бесцеремонно вмешивается в объективный процесс развития культуры, в творчество ее деятелей, дает безапелляционные, невежественные, некомпетентные и идеологически «выверенные» оценки достижений как отдельных областей, так и всей культуры в целом. Ч. к. является периодом развития культуры.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии