Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Kulturologia_Otvety_na_zachet_Orlova.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

На своеобразие русской  культуры оказали влияние особенности  политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече) . В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.

На своеобразие русской  культуры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в.

Чаадаев признавал своеобразие  цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.

Западники связывали  будущее России с ее развитием  в русле европейских традиций.

Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

Данилевский наиболее перспективным  считал славянский тип культуры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. «Массовая  культура» как феномен совр. общества

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных  развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют столь мелкого структурирования культуры. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.

Массы (по Д.Беллу):

  1. недефференцированное общество
  2. синоним невежества
  3. механизированное общество
  4. бюрократизированное общество
  5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.

Признаки массовой культуры:

-примитивизация

-дешевизна

-развлекательность

-потребительство.

Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства - простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность.

Массовое сознание ограничено и противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства  людей.

Массовая культура - это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.

Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:

-индустриализации и урбанизации,

-становления всеобщей грамотности населения,

-развития технических средств тиражирования и

-трансляции информации и т.п.

Среди осн. направлений  и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

-массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

-средства массовой информации, формирующие обществ. мнение;

-массовые полит. движения;

-система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода);

-индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм)

-индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру.

В основе массовой культуры лежат принципы:

--добровольности

---заказанность потребителем

---манипулирование с сознанием

---претензия на новые формы социализации

---отсутствие претензии на производство ценностей

но претензия на главенство в доминантной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

36.Искусство.  Функции искуства.

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Как было сказано выше, художественный образ отражает, с  одной стороны, действительность, а  с другой — духовный мир создателя. В зависимости от преобладания той  или иной составляющей виды искусства  условно делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и выразительные (музыка, архитектура).

Параллельно с мифом  и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности  человека в образно-символическом  выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует  свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства  сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации  автором явлений окружающего  мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия  может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в  развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

 

37. Специфика художественного творчества.

1. Художник мыслит  образами, художник имеет право  видеть мир по-своему.

2. Обращённость не к разуму, а к эмоциям.

3. Каждое подлинное  художественное произведение неповторимо,  уникально, единично.

4. В художественном  творчестве роль автора велика. Результат персонален, единичен, неповторим.

5. Плотная связь формы  и содержания.

 

39. Определение понятия «этикет». Этикет и этнос.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми .Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.  
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.  
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.  
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.  
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:  
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;  
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;  
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;  
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.  

 

 

 

 

 

40. Социальное значение и функции этикета.

Наиболее общая формулировка слова "этикет" -установленный  порядок поведения где-либо. Этикет, если понимать его как установленный  порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.

  1. Поэтому  основную ФУНКЦИЮ или СМЫСЛ этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Это очень важная мысль, хотя и несколько обобщенная. Однако этикет не должен быть самоцелью или  являться ценностью как таковой  сам по себе. Он ценен ровно настолько, насколько помогает человеку.

  1. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Этикет. - это не игра в вежливость, условность. Это очень ПРАКТИЧНАЯ условность.

Итак, одно из первейших  правил, определяющих сам этикет - поступать  так стоит не потому, что так  принято, а потому, что это или целесообразно, или удобно, или престо уважительно по отношению к другим и самим себе.

Особенностью того, что  называется этикетом, является сочетание  формальных правил поведения в заранее  определенных ситуациях со здравым  смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях

 

41. Культурный  прогресс. Сущность и критерии

Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного  прогресса

Культ прогресс - поступ восход развит К., переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при  кот каждый послед тип К. превосх  прдыдущ. Куль регресс связан с утратой достигнутого, попятных движ, уничтож культ цен-й. В марксизме проблема к прогресс связана с учением об общ-эк формациях. Макрс и Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный прогресс предстаёт, как закономер, поступ процесс смены формац типов К. Классики марксизма считали, что о культурно-ист процессе можно говорить лишь, как об общей тенденции развития К. В разные ист эпохи на первый план выходят те виды К., кот наиболее полно отраж своеобразие эпохи, её потреб и идеалы. В процессе развит К. периоды расцвета могут сменяться пероидами её застоя, деградации. Центры мировой К. постоянно перемещ из одной страны в др. Противореч хар-р в развитии К. прояв в том, что: 1. возможны несоответствия, противореч м/у разн видами К.; 2. возможны несоответствия, противореч м/у разными сторонами, элементами одного и того же вида К.; 3. возможны несоответствия, противореч м/у создателями и потребит к цен-й. Диалектика становл нового такова, что новое не может сразу и во всех отнош превзойти старое. Этим объясняются моменты регресса на этапе становл более высокой по своему качеству К. Всю сложность и противореч развит К. отраж спиралеобраз форма. Она показ, что в развитии К. есть и поступат направленн и моменты регресса и повторения пройденного на более высок ур-е. Многие исслед полаг, что при наличии специфич критериев культ прогресса возможна и необходима выработка главного высшего критерия прогресса К. В кач-ве главного критерия культ прогресса рассм мера развития сущ-х сил чел. В процессе развития К. совершенис-я ср-ва дух и практич освоения чел дейс-ти, повыш его мастерства, соверш умений, навыков, практич способностей (технологич сторона прогресса) . Культ прогресс включ и гносиологич сторону, он связан с обогащ чел знаний со всё более углубленным и распростр отраж-м дейст-и в различ видах дух К. Развитие гносиологич стороны расширяет возможн для свободы выбора. К прогресс связан с развитием и обогащением потреб чел

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"