Шпаргалка по "Культорології"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка

Описание работы

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру

Файлы: 1 файл

shpory_kulturologia.docx

— 114.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Культура і  асоба. Чалавек як прадукт і творца культуры. К-ра и личность взаимосвязаны друг с другом.С одной  стороны, к-ра формирует тот тип личн,с другой-личность воссоздает,изменяет,открывает новое в к-ре.Личн-это движущая сила и создатель к-ры,а также главн цель ее становления.При рассмотрении вопроса о соотношении к и чел следует различать понятия «чел»,«индивид»,«личнь».Понятие «чел» обознач общие св-ва чел рода,а «личн»-единичного представит этого рода,индивида.Но при этом понятие «личн»не явл синонимом понятия «индивид».Не всякий индивид явл личн:индивидом чел рождается,личн становится (или не становится) в силу объект и субъективных условий.Понятие«индивид»х-ет отличительн черты каждого конкретн чел,понятие«личность»обознач дух облик индивида,сформированный к-рой в конкретной социальной среде его жизни(во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологич и психологич качествами).Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодейств к-ры и личности особый интерес представляет не только процесс выявлен роли чел как творца к-ры и роли к-ры как творца чел,но и исследован качеств личн,к-ые формирует в ней к-ра,интеллекта,духовности,свободы,творч потенциала.  К-ра в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личн.Регуляторами личностных устремлений и поступков личн явл культ ценности.Следование ценностным образцам свидетельствует об определен культ устойчивости общ.Чел,обращаясь к культ ценностям,обогащает дух мир своей личн.Система ценностей,оказывающ влияние на формирован личн,регулирует желание и стремление чел,его поступки и действия,определяет принципы его социального выбора.Таким образом,личн находится в центре к-ры,на пересечении механизмов воспроизводства,хранение и обновление культ мира.Сама личн как ценность,по сути и обеспечивает общее дух начало к-ры.Являясь продуктом личн,к-ра в свою очередь гуманизирует соц жизнь,сглаживает животные инстинкты у людей.К-ра позволяет чел становится интеллектуально-дух, нравственной,творч личн.К-ра формирует внутренний мир чел,раскрывает содержание его личн.Разрушение к-ры негативно воздействует на личн чел,ведет его к деградации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Футуралогія аб глабальным мадэляванні к-ры(С.Ханцінгтон,Э.Тофлер, Дж. Фарэстэр і інш.).Футуроло́гия (от лат. Futurum- будущее и греч. Λόγος- учение) наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологич,экономич или социальн тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.Термин «Футурология» предложил в 1943 нем социолог Флехтхейм в качестве назван некоей надклассовой«философии будущего»,к-ую он противопоставлял идеологии и утопии.Истор идеологии глобализации.одним из адептов этого направлен явлТоффлер.Амер ученый, разделяющий опасения по поводу разрушительн воздействия техногенной ц-ии, тем не менее, смотрит в будущее с оптимизмом.Выход из создавшегося положения автор"Футурошока"видит в развит(прогрессе)все той же технологии.На основе новой,в данном случае информацион,технологии мир(с точки зрения Тоффлер)сможет продолжить путь своего бесконечного совершенствования.Своей концепцией "столкновения ц-ий"Хантингтон бросил вызов многим устоявшимся представлениям о х-ре происходящих и потенциальных глобальн и региональн противостояний,также предложил новую парадигму для теоретич исследован и прогнозирован миропорядка на рубеже XX и XXIв.С уверенност можно сказать,что это едва ли не самая крупная из представлен за последнее десятилетие науч концепция,в к-ой дана общая картина мира.  "нереальной явл парадигма единого мира,где существует или в ближайшие годы возникнет универсальная ц-ия.ныне люди обладают, как и обладали в течение тысячелетий,общими чертами,к-ые отлич их от др существ.Эти черты всегда были совместимы с существован множества разных к. Довод о том,что сейчас появл универсальн к-ра или ц-ия,принимает разнообразные формы,но ни одна из них не выдерж даже беглого анализа"только всемирная власть способна создать всемирную ц-ию"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Идея культ релятивизма-идея множеств и равн оправия культ/типов в географич пространстве и историч врем К РЕЛЯТИВИЗМ-концепция, распростр в запевроп и амер этнологии.Сущн К.р.состоит в признан за культ принципиально знач сложн,ценн,самобыт.Херсковиц был пионером к/р, в к-ом он видел противоядие от европ колониалист замашек и европ этноцентризма.Хбыл спец по Африке и судьбе негров в Новом Мире.Он считал ошибкой мнение европейцев, что они-цивилизов люди,а африканцы-нет.Основн тезис к/р-признание самостоят/полноцен каждой к-ры и отрицан  абсолют знач "нашей",европ-амер, системы оценок; принцип отказ от этноцентр и европоцентр при сопоставл к разных народов.Пр:полигамия осужд общ мнением и запрещ законом. В кн Х. говорит о практич,прикладн/знач/"антрополог"этнографии):она учит внимательн и уважительн отнош к культ каждого народа.Появл функционализма как способа изуч к. связыв с раб Малиновского и Рэдклифф-Брауна.Для функционалистов не представл интереса историч изменен к-р;их волнует, как действует к-ра"здесь и сейчас",какие задачи она решает,как воспроизв.М.любая к-ра в ходе своего развит вырабатыв  систему устойч "равновесия",где каждая часть выполн свою ф-ю. Если уничтожить какой-либо элемент к-ры(запретить вредный обряд),то вся этнокульт система, и народ,может быть подвержена деградации и гибели.М.осуждал вмешат колониаль чиновник в жизнь корен населен.Понятие "ф-ия" получ два знач.1указание на ту роль,к-ую определ элемент к-ры выполн по отнош к целому2обознач зависим/между/частями,компонент/к-ры. Особен функционалистской теории к-р(Рэдклифф-Браун)была практич направл исследов.Сторонники стремились создать соц антропологию как прикладн науку,обеспечив решение актуальн практич задач,в колонияхВеликобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Амер школа  гістарычн этналогіі(Ф. Боас,А.Крёбер) і этнапсіхалагічная школа(А. Кардзінер, М. Мід).Этноло́гия-наука,изуч процессы формиров и развит различн этнич групп,их идентичн,формы их культ самоорг,закономерн их коллективн поведен и взаимодейств, взаимосвязи личн и соц среды.Среди целей этнологии-реконструкц чел истор, в антропологии. амер. школа истор. этнологии(Боас)-направл, определив развит амер. антропол. мысли с к. 19 до 40-х гг.20 в.Назв"истор"подчеркив отлич амер. школы от нем,англ.Вед теоретик направлен были Боас,Крёбер).А.и.ш. сформировалась под влиянием взглядов и личн Боаса, создавш/первую профессионал школу антропологии вСША.Теор. основы А.и.ш.сложились как реакция на эволюционизм к.19в. как результ осознания огромных пробелов в конкрет изуч к-р сотен народов, племен и племенных групп. Научн подходом Боас считал строго описат. метод, не допуск перехода к"спекулятив"обобщен.Основ деят А.и.ш.стали интенсив местные этногр.исследов. Боас и его последов изуч проблемы и разрешали их с учетом врем,места и культ факторов. А.и.ш.сосредоточ  исследов на огранич историко-геогр.территор, к-рые изуч на протяж опр.отрезка врем,с использ статистич.метода для анализа распространен различ.типов артефактов, их взаимопроникн и ассимиляции,связи с опр.культ обл. Использ методы лингвистики, исслед истор. факторы и психол. компоненты культ комплексов. Анализ к-ры был направлен на изуч происхожд ее отдельн черты. Реконструкция истор культ обл должна была показать,какие черты развив в ее пределах и какие были заимствованы(благодаря диффузии)извне.Большое знач придавалось исследов климата,топографии, флоры и фауны  культ обл.А.и.ш. развива и нек-рые общие понятия: обл распростр к-ры, диффузия,независимое развит,параллелизм и конвергенция.В рез этногр. и археол. полевой работы был собран уникал по своему х-ру,историко-культ матер,к-рый послужил основой для последующ изуч. Этнопсихол школа в этнографии,направл в этнографии ,господствов в 30-40г.20в.Глава шк психиатрКардинер.Сущн к каждого народа этнопсихологи видели в психич особен«основной»(средней,модальной,суммарной)личн,исследуем методами фрейдизма. Концепция Этнопсихологич шк подверглась критике,и её влиян стало быстро падать. Амер этнопсихол шк-совокупн взглядов и концепций,широко разрабатыв вСША1пол-сер XX в.и объяснявших своеобразие к-историч облика народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Мастацтва  як форма духоўнай культуры.

Ис-во-это сфера дух-практич деят людей,к-рая направлена на худ постижение и освоение мира.Оно призвано удовл универсал потребн чел воссоздать окружающ действит в развитых формах чел чувствен.И-это один из элементов к,в к-ом аккумулир худ-эстетич ценн.И-это форма чувствен познания мира.Выдел3способа чел познания:

рациональн,чувствен и иррационал.Ис-во может рассматрив как способ коммуникац ;в к-ре сущ сфера эстетич,где раскрыв суть прекрасн и безобразн,возвышен/низмен,трагич/комич;мы обращ к ис-ву для получ удовольcn;в ис-ве происх накоплен худ ценн;вечные ценн–Истине,ДобруКрасоте,ис-во воспитыв в нас.Глав цель ис-ва-социализац личн и утвержд ее самоценн.Ис-во вовлекает чел в круг соц жизни, влияя на самые личные стороны чел сущ.18в.разума,19в.науки,техники и индустриал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Гістарычнае значэнне і культурны сэнс першабытнага грамадства Под первобыт поним начальн периоды чел истор,доцивилизованная,дописьмен,догосударствен стадия развит общ.Первобытн представляет собой чрезвычайно длительн истор эпоху,о ряде ступеней к-ой  мы можем судить преимущественно по историч материалам.Ряд племен в соврем мире(аборигены Австралии,бушмены и пигмеи Африки,нек-ые индейские племена в ЛатАмерике)находится на определ ступенях первобытн.Дискуссион остается вопрос о начале чел истор,времени,стадиях становлен чел.Столь же сложной задачей явл реконструкция дух аспектов жизни первобытн чел,его мировосприятия,ценностных систем. К основн чертам первобыт к можно отнести: 1.Медленные темпы развития.В первобыт эпоху преоблад традицион формы деят.Длительн время накаплив предпосылки даже незначител культ трансформаций.Первобыт истор знает свои культ взрывы,к самым значительн из к-ых относится неолитическая революция,приведшая к переходу от охоты и собирательства к земледелию,одомашниванию животных,гончарству;2.Синкретизм,невыделен автономных,самостоят сфер жизнедеят(в единое целое в первобыт общ соедин труд процесс,мифологич повествование о нем, соответствующие символы и ритуалы);3.Господство мифологич мировидения,в к-ом преобладают образные, конкретно-чувствен формы восприят и мышлен;4.Магия явл одним из важных аспектов,пронизывавших все существен стороны первобыт жизнедеят;5.Принцип дуальности определял соц структуру и взаимодейств в архаичном коллективе;6.Соц отношения регулировались принципом эквивалентности.Упорядочение сексуальных отношений достигалось на основе жесткой внутриродовой экзогамии и обязательного обмена женщинами между родами.На основе обмена словами и знаками происходило становлен норм общения.7.Принцип запрета(табу)был важнейшим регулятором соц взаимодействий.В первую очередь запрет налагался на инцест,убийство соплеменников;8.Тотемизм(почитание животных-предков)бал основой формой осознания соц единства членов архаичн сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Блізкаўсходні  тып к-ры:К-ра Старажытнага Егіпта і Міжрэчча.др земледельч ц-ия начала формиров в 4 в. до н.э. истор гос-ва и к-ры Египта дел/на/период:раннее(додинастический),Др,Средн и новое царство.Ранний Ег-это было время образов рабовлад строя  и деспотич гос-ва, на протяж к-го сформир характерн для др египтян религ/ верован: культ природы и предков,астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культ строительстве нач использ камень.Др царство было эпохой создания единой Ег/державы, Др и Ср царства характер укреплением  и централиз бюрократич аппарата правлен,усилением могущ Ег и его расшир влияние на сосед народы.В культ развит-эпоха строит,пирамиды Хеопса и др., создан уникаль памятн ис-ва,сфинксы фараонов, портретные  рельефы на дереве.Нов царство последн период внешней активн Ег,когда он вел войны в Азии и север Африке.В это время особенно расцвела архитектура храмов.Достижен худ тв-ва  образ царицы Нефертити,золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей. продолж характерную традицию изображения головы и ног  фигуры в профиль, а торса в фас. Эта традиция исчез в заключ периоде падения Ег,когда его завоевыв Персия.В ДрЕг все спец знания концентрир в каста жрецов. Жрецы эффективно использ для управл массами накоплен на протяжен времен данные астрономич наблюден,открыв периодич солнечн затмен и научившись их предвидеть.В ДрЕг впервые возникла практич медицина,десятичная система счета в арифметике.Др египтяне владели знаниями в алгебре.Ег письмен-одна из древн в мире. Открыт иероглифов как письмен способствовало развитию словесности как мифы, сказки. Основ направл к-ры ДрЕг–это первое гос-во на земле,первая вел держава,1империя,претенд на мировое господство. Это гос-во,в к-ом народ был полностью подчинен правящему классу.Основн принципами,власти были ее незыблемость и непостижимость. Важнейшая черта к-ры ДрЕ–протест против смерти,к-ую египтяне считали “ненормальность”. Стремление к бессмертию явилось основой для возникн“заупокойного культа”,к-ый сыграл большую роль в истор египта- и не только религиоз и культ,но политической, экономический, военной.Междуречье-возник 3000 до нэ(города-гос-ва)происхож шумеров-загадка.высок к-ра земледел,осуш болот, сохран воды.изобрели колесо,гончар круг,бронзу,клинопись,цвет стекло,ювелир ис-во,правов кодексы,профес армия.дух отраж силу природы.Фундаментальн проблема-правомерн смерти.залож начало наук.х-но строит многоэтаж дома.барельеф –тема охоты.несоблюд пропорции чел тела. Музык инстр.-арфа,габой,барабан. Итог-основ науки и техн,лит-ры.

 

 

 

33.Культура Ісламскага  свету.

Ислам (покорность)мир/религия(христианс/ буддиз. Возник в 7вн.э. в СаудАравии.Последоват религ наз мусульм.Основополож-пророкМухаммед.Глав принцип ислама излож в Коране(читать вслух). К. состоит из 114 глав(сур) каждая гл состоит из стихов (айят).написан рифмов прозой. Уникал к-ры обусловлен особен ислама,к-ый представл собой не просто мир религ,а целостную к-ру-право и гос-во, философ и ис-во,религию,науку, обладающ своей неповторим.Ислам сущ способствов развит философ,ис-ва,гуманитар и естествен наук, создан утончен к-ры.Халифы,эмиры,губернаторы различ провинций мусульман  империи опекунами науки и философ,меценатами ис-ва и лит-ры.Они были инициаторами и покровит извест науч академий наук,с к-ыми связаны огромные библиотеки. Глав центры средневек к-ры и науки нах в Багдаде, Каире.Сущ элементом арабо-мусульм к-ры явл арабский язык.Первыми  центрами науки в мусульман мире были мечети-в них обучали всем религиозным и светским наукам.абстрактный х-р мусульм ис-ва.В архитектуре дворцов ювелирном ис-ве допускается образы эскизов  животных. В сакральном ис-ве предусматрив растит формы. Мусульм архитект подчинен единству легкости.

Каллиграфия явл  ис-в в мире ислама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Культура Старажытнай Індыі. Паходжанне і сутнасць будызму.Инд к явл одной из самых оригинал и уникал.Ее самобытность:в богатстве и многообраз рел-философ уч,обращен к Вселенной, к чел миру,самопогружен в глубины чел души. К ДрИнд сущ сер 3000 до нэ-6в.н.э.Истор Др. Инд распад на период:1Хараппская ц,2.Арийский период.1достигла высокого уровня разв;обладала своей письмен и яз.В худ к-ре особенно успешно развив мелкая пластика:небольшие статуэтки, рельефы на печатках.Пережив высокий подъем и расцвет,хараппская ц и к-ра пришли в упадок, вызван климат изменен,разливами рек и эпидемия.

Первый период ведический:сборник религиозных текстов,написаны на древн форме санскрита. Ведизм-религия Вед,для к-ого х-но многобожие и антропоморфность.1Брахманизм- более стройное учение о мире,в к-ом прежнее множество богов.2.Индуизм-ассимилирует многие инд верован –от языч до буддизма.Священ писан индуизма явл «Бхагавадгита».Основу индуизма составл учение о вечном переселен душ,происход в соответст с законом воздаян (карма) за все содеян.3Буддизм, его создатель в 40лет достиг просветлен,получил имя Будда.Основу буддизма-учение о «4 благородн истинах»:сущ страдание,желание,спасение от страдан возможно,есть путь к спасен,к освобожд от страдан.Высшее состояние-нирвана и означ спасен.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорології"