Шпаргалка по "Культорології"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка

Описание работы

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру

Файлы: 1 файл

shpory_kulturologia.docx

— 114.55 Кб (Скачать файл)

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў. Структура і функцыі к. К- наука о культуре, к-ая формир. на стыке соц. гуманитарного знания о чел, чел.общ, изуч. к-ру как целостность чел. бытия.В культурологическое знание включ результ наук социология, политология, психология, эконом теория. К- как науч дисципл складыв из ряда разделов в ней выдел фундаменталь и приклад аспекты. Фундаментал к. строится на основе систематизации теоритич и истор знания о к-ре, включ теорию к-ры, культ антропологию, истор к-рологию, психолог антропологию, культ семантику( или историю ментальности) изуч знаково символические аспекты к-р. Прикладная к. имеет целью прогнозирование, проектир, регулир культур процессов, совокуп концепций, метод, принципов культурологич знания, ориентир на применение в разных обл. «Спектр» культуролог дисциплин воспр. Структуру гуманитар знания: философ к-ры, истор, социология, семиотика, культ. Антропология, психология, история к., культурологич учений, методология изуч к- ры, метод. преподавания к-гии. Философ исследует сущн и строение к-гии. Истор исследует происхожд, истоки культур явл. Социология- процессы функционир к-ры в общ. Культ. Антропология – становление личн, спец. этапов жизни бытия, изуч. влияния, соц-культ. среды.Среди функций культуролог выделяются:1.Познават-способна накапливать разные образы знания, сведения и информ о мире и передавать их от поколения к пок 2.Коммуникативная- гл. средство общения, процесс обмена информац. 3.Адаптивно-регулятивная- устанавливает, организует и регулир отнош между людьми через систему норм, правил и законов морали. 4.Аксиологическая способ.формиров у чел ценностных потребн и ориентаций, умение различ добро и зло, прекрасное и безобразное, хорошее и плохое критерии таких различий нравственные и этические ценности.5. Интегративно-сокральная-постижение мира как интегрированного целого, как совокуп многообразия форм, требует преодоления расщепленности духов сил чел,к-ому дана способность глубоко переживать сакральное единство бытия, близость явленного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.теоретико-методологич.основы к-ии. К-ия-система науч знан о к-ре(особен и закономер ее развит.18в-выдел в особ обл знаний,20-статус науч дисцип.термин ввел Уайт.К-ра1.рез чел деят по создан матер и дух ценн.2система норм ценн идеал к-ый руковод чел в поведен.3истор память(традиц обряд).4дух развит чел. Предмет к-ии-к-ра.объект-особен и закономер чел. Методы к-ии:1сравнит-истор-сравнит период развит данн к-ры или след др к-р(диахронич).2сруктур-функц-раздел явл к-ры на состав части и выявл соотношен между ними.3семеотич/предполаг/использ/семеотики(науко символ систем) примен для поним языка ис-ва.4биографич-анализ жизн пути деят к-ры для поним его внутр мира,к-ый отраж систем культ ценн его времен.5синхронич-анализ измен одного и того же явл на разн этапах культ прои/ 3подситемы:1технологич(орудия пр-ва опосред отн чел и природы.2социальн(экономич,нравств,политич).3идеологич(идеи,мифы,верования,знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Гістарычнае развіццё  ўяўленняў пра культуру. Эпоха  Антычнасці."зачатки" к-ры обнаруж на  ранних этапах истор существован людей. Первонач чел зависел от чисто природ не преобразованных трудом обстоятельств. Решающую роль в жизни чел приписывал  обстоятельствам, к-рые превращал в предмет религиоз почитания или культа.  Термин "культура" появл в Др. Риме.с лат.яз означ уход, улучшение, обработку, возделыв, усовершенст.  "к"близко к соврем слову "агрокультура". Со врем знач расшир. Процесс культур. преобразован связыв не с природой,а с чел, его внутр миром. Под к-рой стало пониматься воспитание, образование, совершенств чел, его способн, знаний, умений, навыков. Ср-ва такого совершенств антич мыслители видели  в философии, науке и ис-ве. В этом знач термин "к" был применен Цицероном (106-34 гг.). Ц писал, что "к-ра души есть философия". он имел ввиду не столько состояние души, сколько способ ее совершенств. Др.греки термин "к" не применяли. У них был сходный термин – пайдей,к-ым обознач воспитанность, образован чел. Средоточием образован был город. Горожанин чел культур противопоставл жителю деревни. первый, носитель образован и к-ры, последний  ассоциировался с невежеством и дикостью, с отсутствием к-ры. Ценностная координата "к-ра-отсутствие к-ры" в др римской истор была перенесена в иную плоскость - "римлянин – неримлянин-варвар". К-ый чел, гражданин полиса,обладает качествами:

1. патриот-защитник полиса.требовались воинские умения. 2.участие в полит и обществ жизни полиса: знать его законы,быть оратором, обладать навыками гос управления. 3. К-ный чел эстетически совершенный. На формирование качеств направлена система греч образован и воспитан. Образован представляло единство гимнастического и мусического. Гимнастич- занятия спортом, физич к-рой. Гимнастич дисциплины способств развит тела. Мусическое образов обучение ис-вам. овлад ис-вом стихослож, основами муз исполнит, знать произвед лит-ры, поэмы Гомера и Гесиода, оратор ис-вом, философ. Мусические дисциплины формир душу, сознание, ум.  Аристотел: добродетель - это мудрая середина между крайностями. Пр, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством.  В античности понятие "к-ра" тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означ человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государствен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Рэцэпцыя ідэі  «humanitas» у рэнесанснай думцы. Культура як другая прырода. Возрождения в процессе секуляризации обществ мысли возник стойкая потребн в новых светских основаниях для понимания к-ры и истор.По мере сниж значимости определяющ роли жертвы Христа возникло новое поним к-ры. Образцом для подражан станов антич истор. Основн ренессансные идеи:1.Доминанта идеалов гражданственности, полезности, благовоспитанности, гуманизма. 2.Ориентация на прошлое, идеализации античности.3.Акцент на филологич изыскания( в связи с обращением к античности, в особенности к философии и словесности).фр.философ Боден разделил чел,естеств и божествен истор,что способств отходу от провиденциализма к изуч естеств, географич наук,климатических условий жизни и видов деятельн чел (военной, хоз и гос).4.Разработка термина цивилизация.восходит к лат словам гражданский, гос достойный гражданина.Ренессанс или Возрож 15-16 в. обращение к антич наследию не сводилось к его изуч и подражанию. Оно было формой, в к-рой соверш переход к новому идейному содерж к-ры. Основой содержания стал гуманизм. Понятие ввели в 15 веке сами творцы новой к-ры. Наз себя гуманистами,они выраж  направлен своих интерес не на божеств, а на чел дела. В центре-живой человек, личность. Гуманисты восхищались духовной, телесной красотой чел, его разум и волей, масштабами его творч достижен.Достоинства чел определ его «ученостью» благородн делами чел, овладен к-рой, широкая многогранная светская образованн,опирающ на изуч христианских и греко-латинских источн. Писатели и худ  выше воспеваемых ими героев. Благородный чел-это гуманист, «аристократ духа». Новый духовный аристократизм стал знаменем гуманистич к-ры Возр. Эта к-ра имела элитарный х-р. доступна людям с образованием и чуждой широким слоям населен, к-рое продолжало пребывать в плену средневек к-ры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Спецыфіка к антрапалогіі:цэласны падыход у вывучэннічал.АНТРОПОЛОГ(отгреч.чел,разум,знание)наука о происхож и эволюции чел.Антропол-межотрасл дисциплина,исследующ биолог,культурн и соц эволюцию чел как особого вида,чел общ как особого типа соц орг.Первонач антрополог поним как науку о происхожд и эволюц физич орг чел и различ рас,не включ соц и культ х-ки.антр стремятся установ сходств и различ соц форм жизни и культур обрядов,религиоз верован,экономич систем  разных типов общ-древн соврем.Антропол модели чел по Шеллеру.1.Религиозн концепция основыв на синтезе ветхих и новых заветов.2.Греч концепция рассматр чел как сущ рационал и разумное.3.Чел как испорчен животное.4.Челсовершенспутемсозданорудий.5.Антри религиозн концепция чел как личн может существов  вне Бога,к-ная антрополог представл собой науку в развит чел к-ры в форме к-р разных народов,основ/на/рез/археолог,лингвистич,этнограф,социальн хар-к.Антр класифик делает акцент не на культ,а на биолог,генетич родстве между этнич группами.Биолог  чел-во едино, есть биолог различ.Эти элементы-расовые отлич, передаются наследствен и второстепен для истор развит чел.европ ч. населен группа крови А,АзияВ.Язык и к-ра могут перемещ без перемещен антич типов-сущ/класифик/рас/еврази,монголоид,негроид,океанск.К.антр-исслед взаимоотн чел и к-ры,процесы становл/дух/мира/личн,формирован,реализацспособн,дарован,талантов,воплощ творч потенциал в деят и ее рез.Соц-культ эволюция личн происход в теч всей жизни,но особую роль играют детст и молод,закладыв основы ценност позиций и интерес.К.антр выявл  узлов моменты социализац чел,специф кажд этапа жизн пути,изуч влиян социокульт среды,системы образов и воспит,семьи,сверстн,поколен.Особен/вниман/удел/психолог.обоснован.явл.к(жизнь,душа,смерть,любовь,дружба,вера,смысл,дух/мир/антр/заним изуч поведен чел и результ его деят.к-это ч окруж среды,создан/чел.Исслед/выдел/следующ:лингвистику,доисторич археолог и культ антр.1Этнолингвист.Ключом к к-ре явл ее пониман как системы символов.Распростр символ систем явл язык как ср-во устн и письм общен.При осмыслен роли коммуникац в к-ре лингвист интерес вопросы истор,они классиф языки мира,стремясь выявить между ними связи,к-ые свидетельств,в/отсутствие/др/докум.источ,об/истор.отнош.между.народами.2Доисторич.археология.Изуч/антропогенез(происхhomosapiens)последующ.развит.чел,объясн/истор/разнообраз/в/обр.жизни/народ.Эта наука позвол с помощью последн достижен физики,химии/биологии/датировать/определ/предназначен ископаем остатков и артефактов,воссоздать образ/жизни/наших/предков.3к.антр.в/разн.странах(Великобритании)эквивалент к.антропологии известен там как соц антропология(семейн,политич,соц орг чел бытия).

10. Будова культуры:Виды к. и формы к.

Совокупн матер/цен принято наз  матер/к.(вед/роль играют идеалы и цели, побужден и влечения чел,его представлен о себе и окруж/мире)Совокуп дух ценностей наз дух к. сущ в матер\дух формах.К.формы дел/на:Семантические:1Норма-стандарт/к/деят/регповеден/людей(табу,предписан,правила,законы,заповеди).2Ценность-способн предметов и явл удовл потребн чел(матер,дух ценн).3Идеалобобщен/цен/представ/о/совершенств,образ/предмета,наделен/сввами/универсальн,абсолютности.4Символ(греч.опознават/знак)худ категория,выраж идеал содерж матер вещей и процессов.Его знач вых за пределы,определ/изображен явл,символ имеет множ смыслов.-Деятельностные:1Обычай–восприн/форма соц/регуляц деят/отнош людей, к-ая воспроизв в общ/соцгруппе и явл привыч для членов;2Обрядсовокупн/стереотип/услов/коллектив действ,выраж соц идеи,представлен,нормы, цен и вызыв определ коллективн чувства;3Ритуал–форма символ поведен,без/непосредствен прагматич знач (календар/ритуал,искупительн,жертвен/ритуалы,запретительн,ритуалы дарения)–Виды к:Матер/к (бытовая стор,пр-во,техн),Дух/к(язык,религия, философ, ис-во, мораль, наука),АРТЕФАКТ КУЛЬТ воплощен/к.-л./формы культ в конкр. Матер/продукте.Всякая к/форма как образ/решен задачи по удовл к.-л.груп/индивид потребн/людей может быть реализована во множестве А., представляющих собой практич. акции и их матер рез(продукты), в т.ч. интеллект, образные и т.п. по удовлетв потребн.При этом А.к.обрядов,ритуалов и иных церемониальных, этикетных форм поведения,преследует цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности.

 Срок жизни всякой культ формы, т.е. период сохран ее социальной актуальн, исчисл длительн ее продолж интерпретаций в процессе воспроизв,восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Сутнасць цывілізацыі і яе узаемаадносіны з культурай. Тыпы цывілізацый.

Ц и к-ра–понятия связан друг с другом. Под ц понимают определён этап в своем развит.в первобытную эпоху истор человеч все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, к-рые позже получили название цивилизационных норм. Термин ц произошёл от лат. слова, означ «гражданский». Для выработки точного определ ц необходимо изучение крупных социальных и культ феноменов, существ в виде целостностей,т.е.макро историч исследован.Соц и культ системы не совпадают ни с нацией, ни с гос-вом, ни с какой-либо соц группой.Они вых за пределы географич или расовых границ.Для Шпенглера ц–это тип развит общ,когда на смену эпохе тв-ва, воодушевления приходит этап закостенелости общ,оскуднения тв-ва,дух опустошения.Бердяев и Швейцер считали различ к-ры и ц достаточ условным.Но большинство исследоват сводят различ между культ и ц к особен нац языков. Признаки ц.1.Наличие гос-ва как определён орг, управлен структуры, координир хоз, воен и нек-ые др сферы жизнедеят общ.2.Наличие письмен,без к-ой затрудн многие виды управленч и хоз деят.3Наличие совокупн законов,правов норм. Написанное право–отлич признак цивилиз общ. Обычаи–признак нецивил общ. 4.Определ уровень гуманизма.(не приемлют людоедства и чел жертвоприношений).Недаром переход к цивил стадии у мн народов был связан с распростр религии,несущих гуманистич нравств ценн,- буддизма, христианства, ислама, иудаизма.Ц современ мира:западная,латиноамериканская,исламская,конфуцианская,восточноевропейская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Крытэрыі тыпалагізацыі культур.Общее понятие «к» в реальной жизни воплощ,проявл в конкретных тип к-ры. Типы к- конкретно-историч совокупн ценност и норм,к-рые образуют целостн,относит замкнут системы.Эти системы состоят,из ценностей и норм,сложивш в различ сферах общ жизни и представл собой худ, экономич, политич и др к-ры, к-рые наз сферами к-ры.Содержательная х-ка конкретно-историч типов к-ры наз типологией к-ры.Сущ более 10  принципов типологизации (систематизации) к-ры.Основн критер: социальная структура общ,его регионально-этнич специфика, историч тип общ. На основан этих критериев выдел социальн, этнонацион и истор типы культуры.Социальные типы к-ры.Любое общ неоднородно,состоит из разных соц групп- национал, демографич, профессионал и др.есть некоторые общие ценности и нормы, обусловлен общими условиями жизни.Эта объединяющ большинство членов система ценностей и норм наз доминирующ к-рой.социальными группами различий постепенно у каждой формир собствен к-ра, получивш наз субк-ры.Субк-ра-это ч к-ры нации,в отдельных аспектах отлич или противостоящ доминирующ к-ре,но в главных чертах согласующ и продолж ее.Соц группа,сформиров субк-ру,отлич от представ доминир к-ры языком,взглядами на жизнь,манерами поведен, обычаями.Различ могут быть  сильными,субкультура не противостоит доминирующ к-ре.Она включ ряд ценност доминирующ к-ры добавляет к ним новые ценности, х-ные для нее.Пример субкульт  сельская, город,молодеж к-ры.Возможен вариант субкульт,к-ая не просто отлич от доминир к-ры,противостоит,находит в конфликте с господствующ ценностями-контркультура. Контрк-ра-раннее христианство в нач н. э,религиозн секты;идеология большевиков в нач XX в.; движение хиппи в 60-70-х г20 в. на Западе. Контрк- это совокупн социокульт установок,противореч принципам господств к-ры. В контрк заложена тенденц ценностн революц,к-ая нередко обусловливает сдвиги в к-ре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Элітарная  і масавая культуры(канцэпцыі Х. Артэгі-і-Гасета, Ф. Ніцшэ, А. Тойнбі, В. Парэто

Ортега считал усугублен атмосф насилия,культа силы в общВосстание масс(1929).с критикой культа насилия он обращ к анализу тоталитар режимов 20в. Деструктив процессы массовизации общ связ с ростом технич развит:спад духовности.Судьба Евр и мира представл ему как господство «чел массы»,бюрократии, тотального режима,уничтожен к-ры, превращение роботов.Одним из наиболее  привлекат тезисов о дальн развитии к-ры у  ОиГ выступает тезис от игр х-ре к-ры. Игра старше к-ры,предшеств к-ре,творит к-ру- лейтмотив данной концепции.Путь спасения к-ры в сохранен дух ценностей аристократич элиты.Свои социолог идеи выразил в книге «Дегуманизация искусства». ОиГ определ основн тенденции нового стиля: 1. Тенденцию к дегуманизации 2. Т избегать живых форм 3стремление,чтобы произв ис-ва было лишь произв ис-ва4.Стремлен поним ис-во как игру5.Тяготении к глубокой иронии 6. Тенден избегать всякой фальши исполнительское мастерство7ис-во чуждое какой-либо трансценденции, т.е. выхода за пределы опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорології"