Шпаргалка по "Культорології"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка

Описание работы

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру

Файлы: 1 файл

shpory_kulturologia.docx

— 114.55 Кб (Скачать файл)

ОиГ Убеждает,что толпа верит, что оторваться от реальн для худож легкое дело.Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и обладало бы определен содержан- это предполагает высокий дар.Господство буржуаз системы ценностей,с главенств принципом Пользы,породило у ОиГпредставление,что действительность оккупирована массой обывателей.Чел приравн к бездухов.Чел пережив,воспроизводим ис-вом,рассматрив как бездумно-механичк,не имеющ ничего общего с худож. В противовес набору негативн реалий буржуаз к-ры творч воображен ОиГконструирует мир эстетич игры как подлинного бытия духа. ОиГ один из основн путей спасен к-ры видит в сохранен духов ценностей аристократич элиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Субкультура як спецыфічны спосаб узнаўлення культурнага вопыту.

Субк-ра-система ценност,моделей поведен,жизнен стиля какой-либо социальн группы,представляющ собой самостоят целостн образован в рамках доминирующ к-ры. Ск возник как позитивн или негативн реакция на господствующ в общ к-ру и социал структуру среди различ соц слоев и возраст групп.Ск отлич от доминирующ к-ры языком,взглядами на жизнь,манерами поведен, прической, одеждой, обычаями.Различ могут быть сильными,но ск не противостоит доминирующ к-ре.Она включ ряд ценност доминирующ к-ры и добавл к ним новые ценност,х-ные только для нее.В 1950 году амер социолог Райзмен в своих исследован вывел понятие ск как группы людей,преднамеренно избирающ стиль и ценности,предпочитаем меньшинством.ВСССР использ термин Неформальн объедин молодёжи,«неформалы».Для обознач субкульт сообщества использ жаргонное«тусовка».Ск могут содержать различ интересы,от муз стилей и направл ис-ва до политич убежден и сексуал предпочтений.Большинство современ, молодёжных ск произошли от различ фэндомов,но есть и исключ.Развиваясь,ск начинают вырабатыв единый стиль одежды,язык(жаргон, сленг), атрибутику(символику).Х-ный имидж и манера поведения явл маркером,отделяющ «своих» (представителей ск)от посторонних людей. В этом большое сходство ск 20в и традицион культур. ВИДЫ ПО КРИТЕРИЯМ:

1.Профессион2.Территориальн:город,сельская3Демографич:молод-я, жен-я, 4этническому.Муз субкульт

 Арт-субкультуры индустриальные и спортивные субкульт.спорт ск отнести Паркур, футбол фанатов и байкеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Контркультура і маргінальная культура. В соврем общ наряду с господств системой к-ры,сущ многочислен субк,выраж интер различ слоев и групп.Для них х-ны специфич ср-ва жизнедеят,различ этнич,половозрастн,криминальн и т.п.слои и группы создают и использ присущ им жаргоны,язык/субк.существов/в/общ/молодежн,мужск,жен,профессион,криминал субк.В ряде случ ск использ для огранич себя от др ск и к-ры общ в целом,противопост/им.напр.к-ра/ аутсайдеров, людей ставящ себя вне общ(бомжи)можно говорить не о ск,о контрк-ре.термин введен1960г/для обознач ск битников и хиппи,к-рые открыто противопост к-ру раскрепощ чувств господств буржуаз к\с ее ханжеством и ориентац на матер интер.общ распадается на множ групп-национал,демограф,соц,профес,у каждой формир собствен к,т.е.система ценност и правил поведен.Малые культ миры наз ск.Ск-это часть общей к-ры нации в отдельн аспектах, противостоящ целому,но в глав/чертах согласующ и продолжающ к/нации,к-ая получ назв доминирующ к-ры. Ск отл.языком,взглядами на жизнь,манерами поведен,прической,одеждой, обычаями.Контрк–антикультура (варварство, вандализм,нигилизм)варв-бессмысленн уничтож культ/цен,крайняя жестокость,грубость.Контрк орг (криминал,тоталитар-это тип ск/отвергающ цен и нормы господств в общ к.отстаивающ свою альтернатив к.Маргиналы (от лат. Находящиеся на краю)м/личн присущ обострен чувство одиноч , утрата соц связей,пассивн или агрессивн. К.маргинализация/означ,потерю/идентичн/с/собствен к,отсутств идентичн с доминирующ к. проблема к.м. приобрет особое знач/в/философ постструктуализма и постмодернизма.Контрк - тип субк,отверг/цен/нормы господств в общ к.и отстаивающ альтернатив к.Появл контрк тенденций вызыв разными мехнизм.1они появл/там,где господств  к-ра не в полной мере соответств реалиям нового вр. контрк появл как отриц устаревш/культ/форм,как/утвержден/новых/форм.2одним из движ моторов формир контрк тенденций явл потребн в самоутвержд.Для самоутвержд в господств/к треб пройти много длительн,сложн ступеней, выдерж жесткую конкуренц.Наиболее из старейших контрк явл преступ/мира.Контрк раннее христиан/нач.н.э.,религиоз/секты,средневек/утопич коммуны,идеология/большевик.Кк.рассмотр/как попытка создан к,противостоящ сложивш дух/атмосф совр. буржуаз об-ва.Маргинальная к. указыв/на/промежуточ,неадаптивность,пограничн положен чел/между/соц группами.Маргиналы испытыв такое состоян постоянно,выдел/как особый тип личн.Маргинал ч-к становится,если длит.время пытается стать представит/опред. социокуль группы,к-я его не принимает.•ПР. религ/ марг/люди/вне/конфессии.•Этномарг чувствуют напряж,чувство растерян и беспокойства.Они восприимч/обидчивы,т.к/обеспокоены/невозможностью их принятия в полноценные члены группы.

19.Этнатэрытарыяльныя тыпы культуры: этнічная, нацыянальная, сусветная культуры.

Вся к-ра чел общн дел на к-ры территор общ.Она внутренне подраздел на множ этнических, национальн, региональн, локальн к-р, входящ в культ регионы различ масштаба.Самосохран и саморазвит к-р территориал общностей обеспечив историч преемственностью и обогащен их коренных традиций.Этническая к-ра–традицион народная к-ра, обращен в прошлое,нацелен на воспроизведен в новых услов историч наследия этноса. Этническая к-ра может состоять из территориально локализированных к-р этнических групп или специфич диалектных культур региональных общностей. К осн. признакам э. к-ры относятся:- общее имя этноса, - генетические и антропологические признаки жителей,- традиционные черты национальн х-ра,- неповторимые виды и формы фольклора,- территория расселения этноса- язык. Нац к-ра– к-ра духовно сплоченной,устойчивой территориальн,языковой,цивилизационно-экономич общности, исторически вырабатывающ отличительн стиль жизни и тв-ва. Развиваясь посредством новаций,к-рые преобразуют обычаи, привычки, нац к-ра выкристаллизовыв преемствен традиции,образы,сохран соц. наследие.Нац. к-ра обогащает и укрепляет единство людей,объедин их с помощью совместн ценностей  и норм.Общенац к-ра–качественно новая ментальн духо-практич и творч определен,представлен общими традиц и новациями.Основ х-ки нации:1единство менталитета2единство нац самосознания3наличие нац идеи 4истор длительн проживан на одной территор5наличие гос суверенитета6наличие гос. языкаМировая к-ра–представл достижен этнонац,общенац,регионал,социально-профессионал к-р,целых культ регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Гістар тыпалогія культ.Канцэпцыя«восевога часу»К.Ясперса.Истор типология рассматр три основн типа к-ры.1.Доиндустриал/общ с аграрной экономик и патриархал,традиц.2Индустриал общ характер ускоряющ ростом промышлен пр-ва,увеличен город населен,формиров и развит нац к-р.Общ этого типа динамичны,в них велика миграция населен.Возрастает роль умствен труда.Религия утрачив доминирующ положен,а наука и ис-во вых из-под контроля.Главн х-кой явл н-тех/прогресс,к-ый трансформир все сферы общ жизни.Индустриал тип к-ры/возникт в ЗапЕвропе,распростран со врем на др/регионы.3Постиндустриал/общ/получило назв

Глав объект чел/деят станов информац– чел получ перерабат,распростр и управл информ потоками.Возрастает роль личн и техн.Появл глобальн проблема информац шума»,чел не в силах переработ информ,к-ое производ всем чел-вом.Т/культЯсперса Центр/идеей культурологич воззрений нем/философ была идея единства чел истор и к-ры,единого происхожд чел-ва.Он выступал против шпенглер метода анализа к-ры, к-рый,не позвол увидеть закономерн развит к-ры,а потому и единое происхожд и единый путь развит к-ры.Ясп критич относ к маркс/поним истор,отриц существ/объектив законов истор развит,на развит к-ры влияют,дух процессы,а не экономич.В генезисе к-ры Ясп вычленяет 4периода. 1 "прометеевская эпоха",определ/как/доистор чел-ва(возник яз,появл орудия труда,чел прируч огонь.происходит формирован чел как вида.2время"великих культур древности",когда одновременно в Египте,Междуречье,Индии и позже в Китае зарожд высокие к-ры.объединяющ х-ками выступ сущ письмен и"специфич технич рационализация".

3"осевое время"(между 800 и 200 гг. до н.э)Эпоха эта х-ся им как"духовное основоположен чел-ва", произошедшее одновременно и независимо друг от друга в Китае,Индии,Персии,Палестине и Греции.Создан тип нового соврем чел,заложены основы религии,разработаны универсальн ценности,к-рые сущ и в наши дни.Становление единой истор чел-ва."Осевые народы"-китайцы,иранцы,иудеи,греки и индийцы-совершили великий прорыв"осевого времени",они заложили основу дух сущн чел и его подлинной истор как единой мир истор."осевые народы",принадлежат Востоку,и Западу,Ясп делает вывод о дух единстве всех народов.Общие дух основан дают возможн преодолеть разделен мир истор на противоположн полярные модели-Восток-Запад-и создать единую всемирную к-ру.4эпоха"развития техники",х-ся новыми источниками энергии,технологиями.Ясп склонен оптимистически смотреть на будущее чел-ва.Через мир истор чел-во движется к отдаленному новому"осевому времени",времени истинного становления чел, времени подлинного "космически-религиозного" культур единства.

 

21.Псіхааналітычная канцэпцыя культуры (З. Фрэйд, К.-Г. Юнг, Э. Фром і інш.).

Огром влиян на развит культурологической мысли 20в.оказало новое направл в медицине,разработан Фрейдом- психоанализ.сначала Ф пытался распростр его как универс метод,стремился объяснить им к-ру,понять роль религии,ис-ва в жизни чел,создать универсал учение,позвол понять социокульт действит. ученикиФ-Юнг,Фромм

Маркузе.Открытие Ф состояло в разделен психики чел на сознательн и бессознательн сферы,что послужило основн предпосылкой разработки психоанализа.Бессознательн поФр  часть чел психики,борьба между сознанием и бессознат присуща психике любого чел.Представлен чел о том, что его жизнью управляет "Я", с точки зрения Фрейда,явл иллюзией.В действ же всем руководит безличное начало чел души -бессознат"ОНО" (влечения и желания:секс/желания и влечен к смерти.Юнг пересмотр фр трактовку бессозн.Юнгу принадлеж откр"коллектив бессознат"имеющ культ истоки в древн чел рода.Ю было обнаруж сходство между образами снов и фантазий его пациентов и мотивами мифов.Архетипы коллектив бессозн это не культ образцы или символы,а некое фундаментал переживан.Архетип - это психолог смысл,единствен способ его изуч-описание и толкование.(миф выступает самой древней формой общего психического опыта чел-ва.Бессознат может жить в согласии с культ нормами. в обрядах,догматике и культе религ символически выражены архетипы. Ю типология к-ры.На основе двух основн психологич типов-интровертивного и экстравертивного-Юделит всю мир к-ру на экстравертивную западноевроп и интравертивную восточную.ФроммНеофрейд концепция к-ры стремится найти способы разрешен противоречив чел сущ,определить перспективы выхода зап ц-ии из кризиса,указать направлен свободн развит современ личн.Фромм сделал акцент не на подавленной сексуальн,а на конфликты,вызванные социокультурными причинами,Целью современ к-ры стало развитие техники,из ср-ва оно превратилось в цель ц-ии,при этом чел все больше становится рабом машины. Развитие техники ведет ко все большей рационализации жизни чел.Отмечая антигуманный х-р современ общ,к-ое не способств гармонич развит чел,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 22.Канцэпцыі цыклічнага развіцця культуры і цывілізацыі(Данілеўскі,Шпэнглер,Тойнбі,Сарокін)

Тойнби:-Ц“представляет собой общ с широкой протяжен в пространстве и во врем,чем нац гос-ва,города-гос-ва или др политич союзы”.-ц должны рассматрив историками-Ц сопоставимы друг с другом-Ни одна из ц не охватывает всего чел-ва-Преемствен в развит ц гораздо меньше,чем преемствен между фазами развит одной ц.Тойнби выдел21ц,когда-либо существов на Земле.сейчас осталось 5.  -Запад христиан-Православ христиан-Исламская-Дальневосточ-Индуистская.Каждая ц проходит стадии:зарождения-генезис(Ц.может возникнуть в рез мутации примитивного общ либо на развалинах «материн ц).роста(Ц. развив в полноценную  соц структуру) постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома,к-ая смен стадией распада.ц либо исчезает (египетская,Ц.Инков)либо дает жизнь новым ц (эллинская ц.,пород через вселенскую церковь запад и православн христиан).Цпо Шпенглеру–это живой орг,к-ый растет,созревает,увядает и умирает.ЦпоТойнби-общ явл посредником,с помощью к-го отдельные люди взаимодейст между собой(личн создают истор).Сорокин,явл сторонник цивилизационного подхода,исследовал 3культ типа:идеациональный(базирующ на сверхчувствен, сверхразум основаниях. христиан символ веры в средневек Европе,представл конечную и истинную реальность.ценность)Сенситивный(чувствен)(суть к-ых выраж  в том,что конечн реальность и ценн чувственнопознаваемы),идеалистич(представляющ собой соединение первых двух.С доказ:настоящий кризис-это разрушение чувствен формы запад общ и к-ры,зак-ым последует новая интеграция. Данилевский выдел10к-историч типов(имеют замкн х-р),разрабат схему их циклич развит:•стадия зарожд(этнографич/период)объедин/этносов,развитяз;•период«средней истории»формир.гос-в,усл-й для развит/творч-х/сил,культ. независимости; •цивилизац период(расцвет)развит творч потенцал; •период«одряхления»к-ры,когда израсходован весь культ. потенциал;Д выделяет славянский культ-историч тип;к-ый входит в стадию расцвета и может создать самобыт ц. Шпенглер   придерж концепции локаль ц,отверг единство чел истор;к-ры проход/стадии:детство-юность-зрелость-старость-смерть(ц)В кн. «Закат Европы» он выделяет 8 типов великих/к:египет.,антич.,индийская,вавилон.,китай.,арабская,запад.,мексика.Ц–умирающ к-ра, когда после своего расцвета она увядает и вступает в фазу завершен;Ц. наступает, когда К.исчерпала все свои творч возможн(в виде учений,религий и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Гульня як  культ сцэнарый дзейнасці. Гульнёвыя канцэпцыі к-ы (Хейзінга,Бахціна).

Голланд культуролог Хейзинга создал оригинал концепц к-ры,в основе к-ой-анализ значен игры в генезисе мир к.Игра находится у истоков возникновения ис-ва,она выступает основан всей к-ры.Именно игра явл критерием оценки разнородных феноменов к-ры-права,науки,религии,философии.Чел с начала своего рождения есть"существо играющее".В ходе преобразования материальн мира чел в сознании"проигрывает" собственную деят. Огромна роль игры в зарождении поэзии,музыки," поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой" Общественно- полит идеалы также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта,они нередко содержат утопические идеи.Таким образом, во всех многообразных культ явл Хейз. усматривает игровой элемент. (Анализируя культуру Возрождения,указывает,что целые эпохи к-ры"играют"в реализацию провозглашаемых целей). К-ра первоначально возник в форме игры,но по мере развит чел истор игровой элемент видоизменяется,игровая природа остается лишь в поэзии,праве,формах политич жизни.Ослабление игрового начала нач в 18 в,когда возобладали прагматизм и рационализм.Всесторонне изуч феномена игры позволило Хейзинге выдел её признаки:-игра-свободное действие:игра по принуждению не может оставаться игрой;- Она “разыгрывается” в определенных границах места и времени. - игра устанавливает порядок, она сама есть порядок - и этот порядок непреложен. -Игра склонна быть красивой. - напряжение. - в каждой игре - свои правила. - немаловажным признаком игры то, что играющие создают новое сообщество- группу, к-ая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Эвалюцыянісцкая і неаэвалюцыянісцкая “карціны” к-ры і грамадства.

ЭВ. – одно из ранних направлений в культурологи, сложившееся во 2 пол19в.Представители Тайлор, Морган, Фрезер.Глав задачу сторонники эв.видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития чел к-ры.ЭВ.Подход был применен к интерпретации культ явл,бытовавших преимущественно в архаичных первобытных социумах(стремление определить первооснову соц.и культ жизни).Тайлор в кн «Исследов в обл древн истор чел-ва изложил эв.идеи о прогрессивном развит чел. К-ры от первобытного состояния к современной ц в том, что существ.разнообр.народов обусловлены не расовыми различ,а явл. разными ступенями развит к,о преемствен и взаимосвязи к-р разных народов.Рассматривая эволюцию первобытной к-ры Тайлор первой религиозн формой,из к-ой развив тотемизм,культ предков и политеизм. Морган«первобытное общество»всю историю чел-ва на 2периода:ранний – соц.орг,основан на родах и племенах,поздний-политич орг,основан на территории и собственности.Морган предложил разделить истор общ на 3этапа:дикость, варварство и ц.Шотландский ученый Фрезер-критик анимизма считает религию порождением индивидуальной психологии.он исповедует сравнит-историч метод изуч др к-ры и религии. Умственное развитие чел прошло 3стадии: магия, религия, наука. Магия явл.близкой родственницей науки, т.к. магия наука исходят из признания существован естествен природных закономерностей.Магия возникла раньше религии.Идеи неэволюционизма получили распространение в США были разработаны в трудах  Уайта,к-ый трактовал к-ру как независимую систему,функция и цель к-ой делает жизнь безопасной и пригодной для чел-ва.В самых примитивных культ исп. только энергия физических усилий чел,в более развитых- энергия ветра,пара,атома.Эволюцию культур Уайт связывалс ростом кол-ва исп. энергии и видел смысл всей культ эволюции в улучшении адаптации чел к миру.Теория символов,символическое поведение он считал одним из важнейших признаков к-ры.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорології"