Шпаргалка по "культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка

Описание работы

ответы к экзамену по культорологии

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

Культурология

  1. Стр. 6-8

Назовем шесть культурологических школ. 
1. Стадиально-эволюционная ¾ постулирует общность культур разных народов. Восходит к идеям эволюционистов Моргана, Тейлора, Фрэзера, Ковалевского. 
2. Общественно-историческая, или циклическая. Представители: Данилевский, Шпенглер, Тойнби. 
3. Формационно-трудовая ¾ изучает типы обществ, способы производства и распределения благ. Основана на марксистских положениях.  
4. Натуралистическая, или психологическая,¾ утверждает биологическую обусловленность культуры. 
Представители: Фрейд, Юнг, австрийский этолог Конрад Лоренц. (Этология — наука, изучающая поведение и «психологию» животных в естественных условиях, усматривая в них параллель с поведением и психологией человека.) 
5. Социологическая, или философско-социологическая, ¾ изучает количественные характеристики культурных процессов, социально знáчимые проявления культуры. 
Представители: немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, русско-американский социолог Питирим Сорокин и др. 
6). Символическая, или семиотико-структуралистическая, школа ¾ изучает культуру как знаковую систему символов и их значение. 
Представитель: немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945). Он рассматривал культуру как синтез разнообразных символов. Человек творит искусственный мир, обозначая реальность определенными символами.  
Другие концепции. Существует игровая концепция культуры. Голландский историк и философ-гуманист Йохан Хёйзинга (1872–1945) основу культуры видел в игре. Он считал, что культура возникает в форме игры (обряды, ритуалы, мифы), это единственный способ спасти мир.  
Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это обращали внимание представители т. н. евразийства, Лев Николаевич Гумилев и другие ученые.

Культура. 

Слово «культура» (лат. cultura) первоначально означало «возделывание, обработка почвы». Впоследствии термин «культура» был перенесен на человека в смысле его воспитания и образования, как бы «возделывания» человека. Слово «культура» есть в языках большинства народов мира.  
Существует более 500 определений культуры. Дадим 501-е.  
Культура — это, прежде всего: 

целесообразная созидательная  деятельность человека по созданию и  совершенствованию материальных и  духовных ценностей, образа жизни и  самого человека;

его отношение к природе, обществу и самому себе;

исторически накопленный духовный опыт человечества.

Культура возникает 2,5 млн лет назад вместе с человеком и изготовленными им первыми орудиями труда (грубо оббитой галькой) в эпоху нижнего (раннего) палеолита. Культура ― это все, что создано человеком во благо людей, в отличие от природы. До человека и помимо человека культуры не было и не существует. 
Природа (лат. nature) без человека лежит вне сферы культуры. Но отношение человека к природе и с природой, организующее воздействие на нее ― есть явление культуры.  
Однако не всякое неприродное, антропогенное явление (то есть порожденное человеком) относится к культуре. Чтобы быть явлением культуры, оно должно иметь определенное ценностное содержание, быть благотворным, направленным во благо человеку. 
Признаком культуры является сотворенность человеком, ее критерием — добро, благо (об этом говорил еще Кант).  
Цивилизация. Все, что существует во вред человеку, представляет собой проявление антикультуры (культуры со знаком «минус») и порождениецивилизации. Под цивилизацией понимается тип общества. культура первична, а цивилизация вторична, производна от культуры. 
культура — это процесс создания и совершенствования ценностей, а цивилизация — способ их использования, форма проявления культуры. 
Культура и цивилизация не тождественны, но взаимосвязаны, как содержание и форма. 
в 18 в. эти понятия отождествлялись, теперь большинство ученых разводят и даже противопоставляют их. Шпенглер считал, что цивилизация — это смерть культуры.  
 
Структура и формы культуры 
Культуру делят на различные формы, виды и типы.  
Формы — материальная и духовная.  
Материальная культура (искусственная среда обитания) ― это культура труда и быта (орудия труда и средства производства, транспорт, жилище, предметы быта, утварь). 
Духовная культура ― это общественное сознание в его основных формах (право, политика, религия, философия, наука, искусство, мораль), интеллектуальная творческая и эстетическая деятельность людей (духовное производство) и его результаты (продукты духовного производства) — духовные ценности. 
Это разделение достаточно условно, оно происходит на уровне умственного анализа. На самом деле культура представляет собой синтез материального и духовного.  
Виды: эстетическая, экономическая, правовая и проч.  
Кроме этого культуру делят на типы:  
мировая и национальная

городская и сельская

массовая и элитарная

культура местообитания и быта

по сословно-классовым  основаниям: дворянская, буржуазная, пролетарская, крестьянская культура.

Значительное распространение  в культуре имеют субкультуры (подкультуры, подвиды культуры). 
 
Субкультура — это особая форма организации людей со своим стилем жизни и мышления, языком и формами общения, обычаями, нормами и ценностями, отличными от общепринятых в данную эпоху. 
Различают молодежную, профессиональную, религиозную, национальную, территориальную, криминальную и другие субкультуры. Бывают позитивные(например, профессиональные) и негативные (криминальные) субкультуры. 
Массовая культура (маскульт) — это массовое производство, распространение и потребление духовных ценностей и/или их суррогатов (заменителей) при помощи средств массовой информации. 
Ярким проявлением массовой культуры являются реклама, клипы, «мыльные оперы», «женские романы» и проч. Противопоставить распространению маскульта можно только приобщение к ценностям подлинной культуры, духовное воспитание личности, в том числе — в курсе культурологии. 
основные функции культуры 
Культура обладает целым рядом социальных функций.  
1. Творческая, или человеко-творческая,— направлена на преобразование окружающей действительности, совершенствование человека, создание новых ценностей.  
2. Познавательная — это рациональное и чувственное освоение окружающей действительности.  
3. Информационная, или функция трансляции,— сообщение культурных знаний, передача традиций и культурного опыта.  
4. Адаптационная — культура представляет собой совершенный механизм приспособления человека к меняющимся условиям окружающей среды. 
5. Коммуникативная, или семиотическая,— общение с явлениями культуры и по поводу культуры. 
6. Регулятивная, или нормативная,— опираясь на традиции, нормы морали и права, культура регулирует жизнь и поведение людей.  
7. Аксиологическая, или ценностная,— культура как система ценностей формирует ценностные ориентации и потребности человека.  
8. Воспитательная — проявляется в воспитании культуры личности, творческих способностей, в формировании нравственного, исторического, правового сознания. 
9. Источниковая — любые памятники материальной и духовной культуры содержат определенную информацию о своей эпохе и являются важным историко-культурным источником для изучения всех сторон жизни общества.  
10. Гедонистическая — получение эстетического наслаждения, радости от встречи с прекрасным, знакомства с шедеврами искусства, от занятий искусством и самостоятельного творчества.

  1. Первобытная культура 
     
    Первобытную эпоху делят на три периода (по основному материалу орудий труда):  
     
    1) каменный, 2) бронзовый и 3) железный век.  
     
    Самый длительный — каменный — век делится на:  
    палеолит (древнекаменный век);

мезолит (среднекаменный век) и

неолит (новокаменный век).

Первобытный человек изготовлял преимущественно каменные орудия труда, еду добывал собирательством (женщины и подростки) и коллективной(загонной) охотой (мужчины).  
Со временем племена поделились на преимущественно земледельческие и скотоводческие.  
В неолите изобрели керамику (огнеупорную глину), текстиль, гончарный круг, примитивный ткацкий станок. В бронзовом веке научились обрабатывать металл (сперва самородную медь, затем сплав меди с оловом — бронзу). В железном веке стали использовать железо и сталь, выделяется ремесло. 
Древние люди жили в гротах и пещерах, затем научились строить хижины, свайные постройки, землянки и полуземлянки, избы.  
В конце первобытной эпохи стали возводить из огромных камней мегалитические постройки (мегалиты) — погребальные и культовые сооружения трех типов: 1) дольмены;2) менгиры и 3) кромлехи. В Англии сохранился такой кромлех — древняя обсерватория Стоунхендж. Ей 4 тыс. лет. 
Духовный мир и образ жизни первобытного человека отличались синкретизмом (первоначальная нерасчлененность). Он не выделял себя из природы, не разделял трудовую деятельность, верования, искусство. Обнаруженные погребения древних людей свидетельствуют о существовании культа мертвых, верыв душу и загробную жизнь.  
В первобытную эпоху складываются основные первоначальные формы религии: 
анимизм (одушевление живой и мертвой природы, вера в душу и духов) 

тотемизм (почитание родоначальника рода, первопредка — животного или растения)

фетишизм (наделение сверхъестественной силой различных предметов и явлений природы) и

магия (волшебство). Магия была охотничьей, военной, погодной, целительной, вредоносной, любовной, на все случаи жизни.

первобытное искусство. Древние люди знали графику, живопись красками, резьбу по камню и кости, скульптуру. Наиболее известные скульптуры — т. н.«палеолитические венеры» — схематизированные женские фигуры с гипертрофированными материнскими признаками, но без лица. Это символы плодородия в эпоху матриархата. внутренний мир человека не интересовал доисторического художника. 
Вершина первобытного искусства — т. н. «музеи пещерноой живописи» в пещерах позднего палеолита: Ориньяк, Ласко, Фон де Гон, Ла Мадлен — во Франции, Альтамира — в Испании, Капова пещера — в России (на Урале) и др. На их стенах — изображениями бизонов, кабанов, лошадей, оленей, медведей, мамонтов. Рисунки почти реалистические, со знанием анатомии и динамики промыслового зверя, с точной передачей деталей.  
Позднее появляются многофигурные сюжетные композиции с изображением сцен коллективной охоты и силуэтов людей. они были условными и схематичными. В дальнейшем изображения все больше геометризирируются, схематизируются и постепенно превращаются в пиктографию (рисуночное письмо).  
Так завершается древнейшее прошлое человечества. 

  1. В Древнем Египте фараон объединял светскую и духовную власть (был верховным жрецом). Он обожествлялся, существовал культ фараона. Символом божественной природы фараона считался сфинкс (лев с головой человека). 

Египтяне  верили в загробную жизнь, был развит заупокойный культ. с начала 3 тыс. до н. э. правителей хоронили в мáстабах (глиняные гробницы), затем — в «домах вечности» (пирамидах).  
Первая пирамида фараона Джóсера (арх. Имхотéп) высотой 60 м была ступенчатой, последующие возводились с гладкими гранями. Самая высокая — фараона Хеопса — 146 м (сейчас — 137 м). Рядом — пирамиды фараонов Хефрена (144 м) и Микерина (66 м).  
Покой усопших охраняет Большой сфинкс с лицом фараона Хефрена. Скульптура вытесана из цельной скалы, ее высота 20 м, длина — 57 м.  
Вера в загробную жизнь породила мумифицирование. В гробницах помещались скульптурные изображения фараонов с портретным сходством, чтобы душа, на время покидающая тело фараона после его смерти, вернулась (в случае неудачного мумифицирования) в каменное подобие фараона. Отсюда — искусствореалистического портрета.  
существовали каноны изображения человеческого тела. Фараонов изображали:  
1) сидя, с руками на коленях, или  
2) стоя, с руками на груди или по швам и с выдвинутой вперед левой ногой.  
еще один канон — т. н. «поза писца». Их изображали сидящими со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях.  
Неукоснительно соблюдались и каноны рельефного изображения человеческих фигур: лицо и ноги — в профиль, плечи и глаз — в фас.  
Существовал культ природы: обожествлялись Нил, Солнце, животные. Эта традиция шла от первобытного тотемизма. Число богов доходило до тысячи. Многие божества представлялись зооморфными (звероподобными) или звероликими (только с головами животных).  
В сер. 2 тыс. до н. э. первую в мире попытку ввести монотеизм (единобожие) предпринял фараон-реформатор Аменхотеп IV. Он ввел государственный культ бога Солнца Атона, а сам взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но после его смерти новый фараон Тутанхамон, восстановил прежний культ Амона-Ра.  
Египтские иероглифы были расшифрованы только в 19 в. французским ученым-египтологом Франсуа Шампальоном. 
В 525 г. до н. э. Египет был покорен персами, а в 332 г. до н. э.— завоеван Александром Македонским. Это привело к интеграции греческой и египетской культур. Основанный Македонским город Александрия в дельте Нила стал центром эллинистического мира. 

  1. Крито-микенская культура. Вся жизнь на острове Крит в Эгейском море сосредотачивалась вокруг монументальных сооружений города-дворца в г. Кносе— столице Критского царства (раскопан английским археологом А. Эвансом в первой трети 20 в.).  
    Кносский дворец состоял из множества различных помещений, напоминающих лабиринт древнегреческих мифов о Тесее и Ариадне. По легенде, здесь обитало чудовище с человеческим туловищем и головой быка — Минотавр. Внутренняя планировка была хаотичной и беспорядочной.  
    религиозность была невысокой: критяне не строили храмов и больших гробниц, религиозные обряды совершались на природе. Отличие критской культуры от современных ей культур Древнего Востока — в веселом оптимизме и жизнерадостности критян. 
    Стены Кносского дворца были покрыты фресковой живописью с изображением быков, львов, цветов и сцен из жизни обитателей дворца. Наиболее известные фрески — «Игры с быком», «Царь-Жрец», «Портрет парижанки».  
    Островное, морское положение Крита отразилось и в сюжетах фресок и вазописи с изображением дельфинов и осьминогов. 
    Кносский дворец были разрушен землетрясением и пожаром во второй половине 2 тыс. до н. э.  
    В дальнейшем центрами крито-микенской культуры становятся прибрежные города материковой Эллады (Греции): Микены, Тиринф, Пи*лос, Афины.  
    культура в них тоже сосредотачивалась во дворцах. сооруженные из огромных каменных глыб, они назывались циклопическими.  
    В отличие от критских материковые дворцы были укреплены. Следовательно, подвергались нападениям с моря. Элладская культура более воинственна. Для фресковой стенописи этих дворцов характерно преобладание сцен войны и охоты.  
    Археолог-любитель Шлиман открыл в Микенах шахтные гробницы с украшениями и оружием. на смену шахтным приходят новые царские усыпальницы —купольные гробницы (тóлосы). 
  2. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская  архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Система ордеров.

Применение новых архитектурных  форм потребовало коренного изменения  подпор: для поддержки тяжёлых  арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые  греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пятьордеров: [[Тосканский ордер|тосканский]

римско-дорический,

римско-ионический,

римско-коринфский,

композитный,

Римско-дорический ордер  не имеет почти ничего общего с  греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (др.-греч. ἔντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части родкарниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Информация о работе Шпаргалка по "культорологии"