Шпаргалка по "культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка

Описание работы

ответы к экзамену по культорологии

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)
  1. Архитектура развивалась от конструктивизма к советской неоклассике (т. н. «имперский стиль сталинского ампира»). Одновременно уничтожались ценные памятники архитектуры (храм Христа Спасителя и др.).

С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е  гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры, оппозиционной  традиционализму. Две основных теоретических  концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, рацио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга. Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль. Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.  
 
К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты.  
 
Более адекватной действительности оказалась архитектура конструктивизма. Представители этого направления много строили, им подражали архитекторы, не имевшие четкой приверженности конструктивизму и не входившие в конструктивистскую организацию ОСА. Представители рационализма, отрицавшие утилитаризм конструктивистов, имели куда меньше шансов для воплощения своих творческих предложений. Поэтому основным наследием этого направления является проектно-графический и теоретический материал.  
 
Богатый потенциал, содержащийся в «бумажных» проектах русского авангарда - отечественное наследие XX в., достойное особенно высокой оценки, подробного изучения и сохранения.  
 
В начале 1930-х гг. резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры. Расформировываются все свободные творческие группировки, идеологически опасными объявляются новаторские течения в архитектуре и искусстве, власть навязывает художникам конкретные требования к художественной форме творчества, выразившиеся сначала в частичном, а затем и в полном возврате к традиционализму. Централизация отечественного искусства воплотилась в форме творческих союзов, которые отражали иерархию работников искусства в СССР. Большой интерес представляет архитектура первой половины 1930-х гг., в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики, возникшие в Европе в 1910-х гг., ведется разработка упрощённых ордерных построений. Начинают формироваться новые самобытные тенденции, близкие в формальном плане к европейскому и американскому ар-деко. В середине-конце 1930-х гг. - эпохе, отмеченной страшной печатью массовых репрессий, наметился первый затяжной кризис советской архитектуры. Продлился он до конца 1950-х гг. Этот период характеризуется полным возвратом к традиционным формам в русле прямого заимствования исторического наследия. Это фактически свело архитектурное проектирование к увражной и стилизаторской работе. 

Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Символ сталинского ампира - знаменитые сталинские высотки в Москве.

Сталинский ампир в  декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Концом эпохи сталинского  ампира считается Постановление  Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».[1]

Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского  ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле  сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

  1. В годы войны тема народного подвига и вера в Победу нашли отражение в творчестве Симонова, Толстого, Эренбурга, Твардовского, Ольги Берггольц и др. Особое место занял плакат (худ. Тоидзе, Кукрыниксы, Иванов и др.), современники ждали появления очередных острых и злободневных, высмеивающих фашистов карикатур «Окон ТАСС» (худ. Черемных, Ефимов, Кукрыниксы). огромный вклад в приближение Победы внесли советские ученые. 
     
    Культура блокадного Ленинграда стала символом стойкости советских людей, а ее символом — 7-я, или «Ленинградская», симфония Шостаковича. 
     
    В послевоенные годы «хрущевская оттепель» создает благоприятные условия для развития культуры. Широкую популярность завоевало творчество поэтов-шестидесятников Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. Центром интеллектуального притяжения стали театры: «Современник» (главный режиссер Ефремов) и на Таганке (Любимов) — в Москве, БДТ (Товстоногов) и Комедии (Акимов) — в Ленинграде. Но идеологические запреты по-прежнему сдерживали культурное развитие. 
     
    В период «застоя» (1970–1980-е гг.) изредка устраивались выставки художников-нонконформистов — представителей андеграунда («подпольного искусства»). В то же время возобновились высылки деятелей культуры (Бродского, Солженицына, Довлатова), преследовались литература «самиздата», диссиденты и правозащитники. Академик Сахаров был отправлен в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород). 
     
    Горбачевская перестройка (1985–1991) вернула из забытья многие имена и произведения ранее «опальных» деятелей русской культуры (Гумилев, Ходасевич, Булгаков, Платонов и др.). 
     
    Заполнялись правдой «белые пятна» истории. Журнал «Огонек» и еженедельник «Аргументы и факты» зачитывались до дыр. Яркая историко-политическая публицистика Нуйкина, Клямкина, Попова, Селюнина была в фокусе общественного внимания. Фильм Т. Абуладзе «Покаяние» стал вехой отечественного кинематографа. Гласность становилась культурной нормой.

 

  1.   Деидеологизация и свобода слова — важные завоевания культуры нашего времени.  
     
    В постперестроечный Переходный период (1991–?) возрождаются религия и религиозная литература, резко сократились тиражи изданий при увеличении номенклатуры их тем и названий. Как и в кино- и телеискусстве, в литературе на первое место выходят детективы, триллеры, боевики, дешевая фантастика, эротика, скандальная хроника и бульварные истории. Печатаются и серьезные книги, но в силу дороговизны — они малодоступны для читающей бюджетной интеллигенции. Отечественное кино переживает кризис, театр перестал быть духовным наставником. 
    Кризис недофинансирования переживают библиотеки, наука, особенно фундаментальная. Происходит массовая миграция ученых в другие отрасли народного хозяйства, в коммерческие структуры и за границу. Стареет и почти не восполняется профессорско-преподавательский состав вузов.  
    Коммерциализация отечественной культуры и повысившаяся зависимость от американских стандартов угрожают ее творческой самобытности. Происходит рост массовой культуры за счет снижения общего уровня культуры, нравственности и ответственности.  
    ценностные ориентиры сместились в сторону сиюминутного личного коммерческого успеха в ущерб ценностям образования, культуры, повышения профессионального мастерства, заслуженного трудом творческого успеха. 
    В начале 21 в. отечественная культура переживает сложный и противоречивый период, и мы вместе с ней. 

Информация о работе Шпаргалка по "культорологии"