Шпаргалка по "культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка

Описание работы

ответы к экзамену по культорологии

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

 

  1. Стих  и проза

Появление письменной прозы  ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.

До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические  документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.

Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII—XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV—XV веках  часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Средневековая поэзия

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), — происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.

  1. На конец Средневековья приходится одна из самых ярких страниц европейской культуры — Возрождение (по-французски — Ренессáнс). Термин означает как бы возрождение традиций античной культуры, в первую очередь — интереса к человеку.  
    Родиной Возрождения в кон. 13 в. становится Флоренция в Италии, затем в 14 в. культура Возрождения распространяется по всей Италии, а с 15 в.— и в других странах Европы. 
    Главными чертами Ренессанса являются: 

возрождение и переосмысление наследия античной культуры;

вера в могущество и  красоту человека, который стоял  в центре внимания как античных художников и мыслителей (антропоцентризм), так и деятелей эпохи Возрождения;

доминирование гуманизма  во всех сферах духовной жизни;

рост светской образованности и науки. 
Деятелями Возрождения были: Данте (последний поэт Средневековья и первый — Возрождения), Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др. 
Шедеврами Возрождения стали «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Тайная вéчеря» Леонардо да Винчи, «Рождение Венеры» Боттичелли, колоннада площади собора Св. Петра в Риме (арх. Бернини), «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др. 
Гуманистическая культура Возрождения создала базу для реформации католической церкви и развития культуры барокко и классицизма. Без Возрождения не было бы и Просвещения в Европе. 
Но эпоха Возрождения озарена кострами инквизиции. Были сожжены Джордано Бруно и многие другие ученые, философы, писатели. Широко распространились суеверия и лженауки: алхимия, астрология, магия.

Говоря о Возрождении, мы говорим непосредственно об Италии, как носительнице основной части  античной культуры, и о так называемом Северном Возрождении, которое проходило в странах северной Европы: Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия.

Для литературы Возрождения  характерны уже вышеизложенные гуманистические  идеалы. Эта эпоха связана с  появлением новых жанров и с формированием  раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения  характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который  так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах  обличает церковь, создает свои новые  философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

  1. Культура Западной Европы от Реформации до классицизма (16–18 вв.) 
     
    Реформация. в первой пол. 16 в. начинается Реформация — широкое религиозно-политическое движение (и эпоха) в Европе с требованием реформ католической церкви и санкционированных ею порядков. Она приводит к расколу католической церкви.  
    Родиной Реформации была Германия, ее лидером и идеологом — Мартин Лютер. Затем реформационное движение охватило другие страны. Крупными представителями и деятелями реформации были также Ян Гус, Цвингли и Кальвин. 
    Культура Реформации связана с развитием буржуазных отношений, наступлением светского образования и науки на католицизм. Были созданы условия для развития национальных культур (перевод Библии и проповедь на национальных языках, и др.) 
    В результате Реформации и раскола католической церкви возник протестантизм и его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство, реформатская церковь, баптизм и др.  
    Барокко (кон. 16 – сер. 18 в.) — это художественно-стилевое направление, которое стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей.характеризуется вычурностью, пышностью, торжественностью и многообразием форм.  
    В архитектуре — пышные украшения: лепнина, скульптура, яркая окраска стен зданий. В живописи — парадный портрет (Караваджо в Италии; Веласкес, Рибера и Сурбаран — в Испании; Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс — мастера фламандского барокко; голландское барокко представлено Рембрандтом). 
    В музыке эпохи барокко формируется новый жанр — опера (композитор Монтеверди и др.). 
    классицизм (17–18 вв.) отличают обращение к строгой величественности греко-римской античности как к норме и идеальному образцу, идеализация и героизация действительности. Термин восходит к эпохе древнегреческой классики.  
    Для классицизма в архитектуре характерны строгость линий, симметричность, использование древнегреческих ордеров, лаконичность окраски зданий. 
    Развивается драматургия. Виднейшие драматурги Франции — Раси*н, Корнéль, Мольéр. 
  2. Культура Западной Европы эпохи Просвещения (конец 17 – конец 18 в.) 
     
    Просвещение в Европе и Америке характеризовалось прежде всего рационализмом (от лат. рацио — разум) — верой в разум. Культура этого времени приобрела яркую социальную, буржуазно-демократическую и антифеодальную окраску.  
    Идеологию Просвещения сформировали, прежде всего, великие французские просветители, философы и энциклопедисты Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций; в Англии — Локк, в Германии — Кант, и др. Они во многом подготовили идеи Великой французской революции 1789–1794 гг. с ее лозунгом: «Свобода, равенство и братство». 
    В живописи складывается стиль рококó (или рокáйль) (в перев. с фр.— ракушка) — изображение балов, празднеств, парадных портретов, пасторальных сценок и пейзажей (художники Антуан Ватто, Француа Буше).  
    Выдающимися писателями эпохи Просвещения были Д. Дефо, Бомарше, Свифт, Гёте и др.

В 18 в. творили великие немецкие композиторы и представители «венской школы» классической музыки (Глюк, Гендель, Бах, Бетховен, Моцарт). 
Начался промышленный переворот, создана паровая машина, братья Монгольфье штурмовали небо, осуществив первый полет на воздушном шаре.

  1. Язычество и принятие христианства (9–10 вв.) 
     
    Жителей Киевской Руси называют русичами. Русичи были язычниками, верили в духов и богов (Сварóг, Даждьбóг, Стрибóг, Вéлес и др.). Постепенно «главным» богом стал бог молний и грозыПерун (затем — бог войны и дружинной знати). 
    Храмов и жречества не было. Проповедниками языческой религии были волхвы (нечто среднее между шаманами и жрецами), жертвоприношения, в том числе человеческие, производились вкáпищах и трéбищах. 
    во второй пол. 9 в. н. э. возникло государство — Киевская Русь со столицей в Киеве. В Киевской Руси были развиты земледелие, торговля, художественные ремесла. 
    В 980 г. князь Владимир предпринял 1-ю религиозную реформу — объединение языческих богов во главе с Перуном. Но страна по-прежнему оставалась языческой. 
    Тогда в 988–989 гг. Владимир провел 2-ю религиозную реформу — он крестил Русь. В 988 г. крестили жителей Киева, в 989 г.— новгорода. Было принято христианство византийского (то есть православного) образца, осуществлен переход от языческого политеизма к монотеизму. 
    Это способствовало:  
    объединению племен и земель;

укреплению  княжеской власти (один бог на небе, один князь на земле);

распространению византийской культуры на Руси;

повышению международного престижа страны.

 

  1. -15.  Архитектура и искусство Древней Руси

 

до распада единого государства (10–12 вв.) культовая каменная архитектура, изобразительное искусство, письменность, литература, книги пришли на Русь из Византии и Болгарии, но вскоре стали развиваться на собственной почве. 
С принятием христианства начинается каменное храмовое зодчество (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке). С 12 в. складывается собственный стиль русского храмостроительства, основанный на византийском крестово-купольном типе храма. 
Изобразительное искусство включало книжную миниатюру (оформление богослужебных книг), мозаику, фрески и иконы храмов. 
славянскую азбуку (глаголицу) на основе греческого алфавита разработали братья-миссионеры из Византии Кирилл (Константин) и Мефодий ок. 863 г. С принятием христианства в 10 в. она распространилась на Руси, была упрощена и получила название «кириллица» (по имени Кирилла).  
Литература сперва была переводная (заемная), но со второй пол. 11 в. стала складываться собственная богослужебная и историческая литература трех основных жанров:  
1) житúя святых (агиография);  
2) слово (то есть проповедь);  
3) летописание (вид повествовательной исторической литературы).  
образцы древнерусской литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (сер. 11 в.), который был первым митрополитом из русских (до него были греки); летопись полулегендарного монаха Нестора «Повесть временных лет» (нач. 12 в.), поэма «Слово о полку Игореве», свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха (первое политическое завещание и автобиография). 
В целом Киевская Русь по культурному уровню не уступала другим европейским державам. Ее культура была основана на переплетении христианства иязыческих традиций. Веками сохранялась двоеверие. Преимущественное влияние на русскую культуру оказала Византия.

Культура Руси периода феодальной раздробленности (12–15 вв.) 
В 12 в. Киевская Русь распадается на десятки феодальных княжеств, к 15 в. их количество достигает 250. Их отличают собственные черты культурного развития. Складывались Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и другие художественные школы.  
Создаются былины, циклы исторических песен, местное (областное) летописание. 
Архитектуру отличает сочетание местных традиций с византийскими и элементами западноевропейского романского стиля. Типичным становитсяодноглавый купольный храм. 
После Батыева нашествия монголо-татарских войск были разрушены многие храмы, погибли книги, иконы, на полстолетия приостановилось монументальное каменное зодчество. В период монголо-татарского владычества (1240–1480) русской культуре был нанесен огромный урон.  
В 14–15 вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства. Не пострадавший от монгольского нашествия, он сохранил культурные ценности домонгольской Руси, в том числе найденные в 1951 г. берестяные грамоты. 
Со второй пол. 14 в. начинается национальный и культурный подъем, связанный с победой на Куликовом поле (1380) и объединительной ролью Москвы.

  1. Московский Кремль и его соборы

Существующие стены и  башни были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.[12] В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.[12]Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в псевдоготическом стиле.

В 1485—1516 годах строительство  стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложена Тайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Для строительства стен и башень использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.[12]

Всходы на стены имели  Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни.[12] Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряду случаев выходившие далеко за линию укреплений.[13]

Для установки новых пушек  на башнях были растёсаны бойницы. Тогда  же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки Арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771—1773 годах для строительство Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. В 1802—1805 годах осуществлялся капитальный ремонт башен, в ходе которого почти все отводные стрельницы были разобраны. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление уреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псевдоготические детали декора.[13]

В 1866—1870 годах была проведена  реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями.[13] Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды.[13]

Пострадавшие в ходе революции  Никольская и Беклемишевская башни были отремонтированы в 1918 году. Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. В 1935—1937 годах на пяти башнях были установлены рубиновые пятиконечные звёзды. Следующая реставрация стен и башен Кремля проводилась в 1946—1953 годах, в ходе которой были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, раскрыты детали на ряде башен, верхи Спасской, Троицкой и Никольской башен обиты листовой медью. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов,П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие.[14]

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы, существовавшего, по-видимому, со времени основания Москвы. Возвёл Успенский собор архитектор Аристотель Фиораванти в 1475–1479 годах – по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире, что подчеркивало преемственность по отношению к этому древнему центру русской государственности. В течение четырёх веков Успенский собор московских митрополитов и впоследствии патриархов оставался главным храмом Руси, в нём венчали на царство престолонаследников (последней стала коронаций императора Николая II в 1886 году), оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи. Собор серьезно пострадал в 1812 году, когда был разграблен и осквернен французами, и в октябре 1917 года – при артобстреле Кремля. Последняя Литургия в храме была совершена на Пасху 1918 года патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы. С 1395 по 1918 год в соборе находилась знаменитая Владимирская чудотворная икона Божией Матери. Здесь хранятся Гвоздь Господень, мощи московских святителей и другие святыни.

Информация о работе Шпаргалка по "культорологии"