Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

1.Генезис  (происхождение) термина «культурология».  Лат слово культура – им обозначались искусственно выращенные злаки. Впервые термин «культурология» предложил американский антрополог Л. Уайт (1900-1976). Он заявил, что культура должна исследоваться в рамках специальной науки о культуре, поскольку представляет собой совершенно особую и независимую от других сфер область жизни человека, которая функционирует по своим собственным закономерностям. Л. Уайт определял культуру как мир символического, опосредующего взаимодействие человека с объективной реальностью. Культура не происходит от биологических, психических и социальных факторов, но программирует саму себя. На Западе культурология так и не выделилась в отдельную науку, а культура как исследовалась, так и исследуется в основном в рамках культурной (социальной) антропологии. Однако культурология как отдельная дисциплина прочно закрепилась в России со времён перестроечных лет (1980-е). В нашей стране её популярность была обусловлена принципиальной неидеологичностью дисциплины, предоставляющей тем самым полную свободу творчества. К тому же, для культурологии Л. Уайта был характерен привычный для советской науки эволюционный подход.   Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Социальные науки, науки об обществе (социология, экономика, антропология и др.), методологически ближе к естествознанию. Культурология представляет собой междисциплинарную науку, интегрирующую воедино знания о культуре, добытые методами как  социальных, так и гуманитарных наук. Структурно она состоит из двух блоков: 1. История культуры – исследование конкретных культур и культурных фактов. В этом разделе культурология оперирует научным материалом, открытым историей, археологией, этнологией, культурной (социальной) антропологией и социологией. Задача культуролога - дать объективное описание исторического развития культуры социальных групп, отдельных стран, регионов, человечества в целом.  2. Теория культуры – это теоретико-философский уровень, на котором ставятся такие задачи как определение сущности культуры и её универсальных черт, описание структуры культуры и её функций, разработка типологии культур на основе обобщения множества историко-культурных фактов и их сравнения. В данном разделе культурология близко смыкается с философией культуры, исследующей духовные основы культуры и наиболее фундаментальные черты и закономерности культурного процесса.

2. Предмет культурологии.- закономерности становления и развития феномена культуры, ценостно – смысловое и знаково – коммуникативные механизмы, регулирующие деятль-и и взаимодействие людей в исторически  - своеобразных условиях определенной эпохи.  Предметное поле кулльтурологии: 1- история культорологии – занимается изучением культор-х концепций, 2- Культуроведение – практическое руководство, осуществляемая в некот, прикладных дисциплинах (литероведение, музиведение). 3- Социология  К. изучает реальные процессы функцион-я К. в обществе. 4 – Экология К. – изучает взаимоотношение чел и природы. 5 – психология К. – в центре внимания процесс приобщения чел и К.  6- Этнология, этнография – изучает закономерности развития К. разных народов. 7- Богословие К. – изучает различные К. 8- История К. – изучает каждую отдельную К. как уникальное и оригинальное явление, также сравнивает К. м/у собой, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимость. 9 – Философия К. – анализ целей, ценности и сущности К., её условие и форм бытия. Объект культурологии – любые формыи виды человеческой жизнидеятельности и её результаты в виде материальных и духовных ценностей.

3. Методы  культурологических исследований. Методы культурных исследований: общие: эксперимент, беседа, анкетирование, дедукция и индукция, тестирование. Специальные: 1. Генетический – предпологает изучение культурного феномена с т.з. его возникновения и развития, 2. Компаративный – сравнительно – исторический анализ различных К. 3. Системный – рассмотрение К. как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных частей. 4. Структуроно – функциональные исследование К. как подсистемы целостной социальной культурной системы. 5. Социологический – изучение К. с т.з. конкретной целесообразности для тех или иных соц-х слоев. 6. Аксиологический (аксиология-наука о ценностях) – изучение К. как совокупности ценностей. 7. Семиотический ( семиотика – наука о знаках) – изучение К. как текста. 8. Герменевтический (герменевтика- наука об истолковании текстов) предполагает не только знания, но и понимания культурных феноменов. 9. Биосферный – изучает К. как закономерности развития природы. Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология. Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он появился вместе с зарождением культурологии. Этот метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии. Исследованием структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами занимается структурный метод. Функциональный метод исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент. Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом. На выявления различных типов культур направлен типологический метод. На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур. Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам. Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека. Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его. Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).

28. Культурологическая школа Ф. Боаса.  Историческая школа как идейный лидер американской антропологии пер. трети 20 в. сложилась под влиянием взглядов и личности Франса Боаса. Идейным стержнем исторической школы стал эмпирический метод. В качестве единственно возможного научного подхода Боас принимал накопление большого количества фактов и их тщательное описание, полностью отказываясь от синтеза полученных данных. Самым главным в его идеях был приоритет частного над общим, внимание к конкретному, единичному. Историческая школа рассматривала каждое культурно-историческое явление как уникальное, возникающее единожды, в рамках определенного культурного ареала, а возможности изменений в культуре понимались как количественные изменения, возникающие в результате привнесения или заимствования культурных элементов путем диффузии и их взаимодействия (аккультурация). Исторический метод Боаса предусматривал изучение культуры в состоянии статики в синхронном аспекте, т.е. демонстрировал антиисторический подходДостижения американской исторической школы состояли в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических приемов полевого исследования.

 

4.Основные  понятия культурологии. Основные понятия культурологии: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства. 
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация. Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). 
Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов). Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта. В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п. Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака). 
Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл. 
Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

6.Человек  как творец и творение культуры. К. есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда — многообразие культур и форм культурного развития. К. творит человека. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства — творение культуры. Иногда говорят о самоценности К., но это справедливо лишь в том смысле, что вне К. человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Ценность К. есть производное от самоценности человек. Через К. человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. К. и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа. К. является основанием человеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой переход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант же решает лишь те проблемы, которые не требуют выхода за пределы имеющегося культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей. Но шагнуть за пределы — это удел лишь гения. «В гениальности — всегда безмерность. Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда «редактируется», чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.

30. История и культура Древней Месопотамии (Двуречье). Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Саргоном Аккадским, объединившим все Междуречье,позже его дело рухнуло. Гораздо более серъезным явлением была империя Третьей династии Ура- власть в регионе снова перешла к шумерам.Экон. жизнь Месоп., руководимой Уром, отличала упорядоченность. Господствующей формой были крупные госуд. хозяйства. Империя будучи полиэтничной (шумеры были в меньш-ве), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов, борьба  привела к гибели империи и потере шумерами политического преобладания. Культура Месопотамии сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат ( 4 тыс.до н.э.-сер.6 века до н. э.) В отличии от египетской, культура Месопотамии была многослойной (взаимопроникнов. этносов и народов). Наибольшего развития и значения в двуречье достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии. Шумеро-аккадская культура: (4-3 тысел.до н.э) шумеры-родонач. всей вавилонской культуры.Шумеры создали первые поэмы - о «Золотом веке», написали первые элегии,медиц. книги, первый календарь землевладельца, составили первый в мире библиотечный каталог. Древнейшая на Земле письменность- это шумерская клинопись(таблички 4 тыс до н.э.), переходят к символическому изображению. Клинопись - это письменность, ее знаки состоят из групп клинообразных черточек, выдавливаемых на сырой глине. Вавилония: (Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды) при царе Хаммурапи (сер. 2 тыс до н.э.)появился знаменитый Свод законов (клинописью на 2метров. каменном столбе-хоз. жизнь,быт,нравы). Огромную роль в Двуречье играл культ воды- источник доброй воли, плодородия; недобрая стихия, причина бед.Культ небесных светил- способствовал развитию математики и астрономии (шестидесятеричная система исчисления времени);законы обращения Солнца, повторяемость затмений.  По мнению Вав. жрецов-человек создан из глины. Религиозные верования отразились в их монументальном искусстве. Культуру, религию и искусство развили ассирийцы: литература на глин. табличках (мифы,легенды).В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки. На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. До н.э. Иранская империя, ее искусство еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"