Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

 

62. Русская культура XX века

Рубеж веков  в России – период назревания крупных  перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск  новых путей развития русской  культуры связан с усвоением прогрессивных  веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой.

Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Неповторимость  культуры серебряного века обусловлена  «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в  России с конфликтом эпох, который  с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.

Серебряный век  русской культуры стремится синтезировать  все достижения культуры: искусство  – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Для русского символизма характерно прежде всего, размежевание с традициями революционно-демократического «шестидесятничества» и народничества, с атеизмом идеологизацией, утилитаризмом.

Размежевание  по социально-политическим мотивам  вылилось в размежевание культурологического характера. Оно привело к тому, что в рамках классики не умещалось то новое, что диктовала новая историческая и социально-политическая эпоха. Наряду символизмом – представлявшем новую форму романтизма, появляются такие течения как акмеизм и футуризм в литературе, кубизм и абстракционизм в живописи.

Серебряный век  стремится к новой органичности – отсюда его неограниченное желание  магического искусства, некой сакральности, очищающей и преображающей действительности.

Представление об искусстве расширяется до человеческой деятельности вообще, включая все: неканоническую религию, революцию, любовь, «умное веселие» народа и др. символизм при этом во многом опирался на положение Достоевского «красота спасет мир», которое было взято Вл. Соловьевым как метафизическое основание его концепции всеединства. Именно философия всеединства Вл. Соловьева и его поэтическое творчество стали фундаментом русского символизма. Влияние же западноевропейского символизма (Ф. Ницше, Р. Вагнера, Г. Риккерта, Г. Когена, неокантианцев, русских славянофилов и народников, идей раннего христианства, античной культуры, филологии и т.д.) преломляются в русском символизме через философию Вл. Соловьева. Идеи коллективизма и соборности своеобразно соединяются с идеями творческой индивидуальности, с концепцией национальной избранности, с мессианством русской культуры.

 

 

 

 

 

 

49. Антропоцентристкая  парадигма культуры Возрождения.Новая  концепция гуманизма.Признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Подчеркивается субъективная, активная, практическая сторона познания. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому появляется интерес к античному культурному наследию. Самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Но это новое, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Главное в личности:способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нрав-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического похода к человеку.Новая концепция гуманизма. Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды — политические деятели, дипломаты, филологи, поэты. Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок. 1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов. Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви.Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек  есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму.

Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В  человеке заложены возможности к  совершенствованию. Характерно, что  если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

Важная  черта гуманизма — антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла — "О монашеском обете". Служителей церкви также подвергают критике Боккаччо и др.

63.Происхождение  и этническая история мари. Хозяйство  и материальная культура. Формирование маар. этноса происходило в 1 тыс.н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез маар. народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс.н.э. Впервые мар. под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письм. документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Каз-го ханства. Их этнич. развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Мар. АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в РМЭ.Хозяйство. Основным традиционным занятием марийцев было пашенное земледелие. Для лесных районов долгое время была характерна подсека, с 18 в. стало преобладать трехполье. Выращивались главным образом рожь, овес, ячмень, полба, гречиха, репа, конопля, лен. Орудиями обработки почвы были соха с одним или двумя сошниками, плуг, борона, мотыга. У горных маар. было развито садоводство, имевшее товарный характер. Немалое значение имело животноводство – разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы – заготовка и сплав леса, смолокурение и др. Домашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля. Духовная культура и традиционные верования. В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники: ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава – «матери воды», Илыш Шочын Ава – «матери жизни» и др. Духом-хранителем дома считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт. Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования. Браки у маар. нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие архаические представления маар. сохранялись в погребальной обрядности – использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника, чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др. Во время празднеств и отправления религиозных обрядов использовались музыкальные инструменты – волынка, барабан, гусли, различные трубы – деревянные берестяные роговые.

69.Современное  музыкальное искусство в Марий  Эл

История профессионального музыкального искусства у разных народов свидетельствует, что начальные шаги их развития во многом опирались на фольклорно-этнографическую основу (у марийцев, например, это творчество И. С. Палантая, Я. А. Эшпая). Произведения, созданные на такой основе и обогащенные, творчески переработанные, стали важной составной частью национальной культуры. Произведения, ограничившиеся пусть даже исключительно внешними фольклорными признаками, могут приобрести определенную межнациональную духовную значимость. Примером может служить произведение В. Куприянова «Шика-Вика», когда композитор, взяв незатейливую горномарийскую шуточную мелодию, создал на ее основе законченную музыкальную картинку, в этом же плане можно назвать «Праздничную» Ю. Евдокимова. Все они своими ритмическими темпами и коллективной формой исполнения отражают позитивное отношение народа к современной жизни.Два национально-фольклорных коллектива Республики«Марий памаш» и «Марий эл» — крупные явления марийского национального искусства. Ансамбль «Марий эл» прославился танцами, в которых проявляется широкий поиск новых форм творческого выражения, не всегда строящихся на национально-фольклорном хореографическом материале. Ансамбль «Марий памаш», бережно сохраняя народную основу фольклорных произведений, обогащает их достижениями профессионального искусства, достижениями того же ансамбля «Марий эл». Редкое по красоте зрелище — концерт Государственного ансамбля танца «Марий эл». Волшебство танца вместе с великой музыкой способно преобразить пространство сцены в необыкновенный мир! Ансамбль был создан в 1939 году. Самобытность, яркая зрелищность программ, высокое мастерство и выразительность исполнения принесли ансамблю заслуженный успех не только в Марий Эл и России, но и во многих странах мира.Активную концертную деятельность в республике и за ее пределами ведет созданный при музыкальном училище им. И. С. Палантая ансамбль народных инструментов «Марий кундем» («Марийский край»), руководителем которого до 2005 года был Станислав Элембаев. Врепертуаре ансамбля: обработки народной песенной и танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов, авторские произведения С. Элембаева. Высокий профессионализм коллектива позволил ему дважды стать дипломатом Всероссийского конкурса, лауреатом государственной молодежной премии им. Олыка Ипая (1996), получить статус оркестра народных инструментов (1999). Вместе с тем не забыты и традиции национального искусства — жанры хоровой музыки. До революции марийский край представлял собой отсталый уголок царской России. Профессиональное музыкальное искусство в республике Марий Эл отсутствовало. Но марийцам всегда была присуща тяга к музыке. Природная музыкальность проявлялась в конструировании простейших инструментов, которые лепили из глины, делали из камыша или дерева. Более сложныенародные инструменты — кусле, карш (гусли), шувыр (волынка), марла гармонь (гармошка) — звучали в быту и обрядовых церемониях, сопровождая пение народов Марий Эл. В марийских песнях — вся история марийского народа. Эти песни являются живыми документами исторической жизни мари, в них видны его страдания, борьба за независимость, его чаяния и вера в светлую будущность.Ладовой основой марийской музыки являетсяпентатоника. Этот лад характерен для шотландской, китайской, японской, венгерской музыки. К пентатонной зоне в нашей стране относится искусство народов Поволжья (татары, чуваши, башкиры, удмурты, мордва), отчасти Сибирь (буряты). Пентатоника мари содержательна, глубока, прихотлива, она обладает, как всякая пентатоника, свойством мгновенной «узнаваемости» и, в то же время, она достаточно разнообразна, чтобы выразить любые эмоциональные состояния. Фольклорное наследие марийского народа заслуживает большого внимания. Его собирание и накопление очень ценно, так как фиксирует древнейшие темы устного творчества марийского народа, отражающие его неписанную историю.

 

45.Архитектура  в Древней Греции и Древнем  Риме.<


Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"