Художественный Париж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать образ Парижа XIX - XX века.
Для ее осуществления поставлены следующие задачи:
1) проследить истоки образа Парижа
2) проанализировать искусство художников
3) проанализировать образ Парижа, выявить характерные черты Парижа в различных направлениях XIX - XX века

Содержание работы

Введение: 3
Глава I: Париж как центр новых течений в искусстве XIX-XXв. 4

Глава II: Париж глазами художников 7
(Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Сальвадор Дали, Роберт Делоне)

2.1Знаменитые места художников 15
(Монмартр (Мулен Руж - Тулуз Лотрек), Монпарнас (Ротонда))

Глава III: Национальные музеи современного искусства в Париже: 19

Заключение: 22
Список использованной литературы: 23
Приложения: 24

Файлы: 1 файл

Художественный Париж.doc

— 959.00 Кб (Скачать файл)

На бульваре Клиши  жили Тулуз-Лотрек, Сера, Ван-Гог, Боннар, Ван-Донген, Пикассо, Дега, Модильяни. На площади Бланш, пересекаемой бульваром Клиши, находится знаменитый мюзик-холл "Мулен-Руж" ("Красная мельница"), (См. рис. 13) где Тулуз-Лотрек проводил вечера, делая зарисовки с танцовщиц и парижской публики.

У подножия Монмартрского  холма находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья Мулен-Руж видевшей искусство Валентина ле-Дезоссе, Джейн Авриль и Ла Гулю. Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным. Это ночное заведение, на сцене которого родился "канкан", связано с именем Тулуз-Лотрека, который проводил здесь целые ночи, запечатлевая с помощью своей кисти образы ночной жизни кабаре и театров. Здесь наконец-то находили свое признание люди, которые жили для искусства и которые этим "великим", то есть официальным искусством были отвергнуты.

6 октября 1889 года мюзик-холл принял своих первых посетителей, о том, как это, "побывать в Мулен Руж" говорил весь Париж, а других мест как будто и не существовало.Первым хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле,

 

7- Додэ А. Paris Montmartre. М., 1988 г. С. 5-8

владевший к тому же варьете  «Олимпия».Завсегдатаем Мулен Руж  был художник Анри де Тулуз-Лотрек, написавший ряд картин, посвященных  кабаре, и плакатов для этого заведения. В годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер - причудливые  комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже - "право быть ленивым". Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка – художник Лотрек увековечивал этот "карнавал жизни". Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции.

Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан. Среди звёзд первого поколения  танцовщиц были Иветта Гильбер, «Гулю» и Жанна Авриль, запечатленные  на картинах Лотрека. Во время Второй мировой войны и оккупации «профильная» деятельность кабаре была приостановлена, но затем ее восстановили. После войны здесь в числе прочих выступали такие певцы, как Шарль Трене и Шарль Азнавур. Конечно, сейчас Мулен Руж уже перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась. Мулен Руж - это элитное заведение, нечто среднее между ночным клубом и музеем. Он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан, мечтают и узнают, что такое настоящий Париж. И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, даже более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах, а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где "мельница" (Мулен де ла Галет) веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.

Если Монмартр - квартал  художников, то Монпарнас известен как квартал поэтов, писателей  и артистической богемы, где родилась Парижская школа одновременно с  искусством 20 в.. Монпарнас, тогда южная окраина Парижа, не был ни столь живописен, ни столь прославлен. Скорее напротив. Свою нищету Монпарнас не мог, как Монмартр компенсировать живописностью и легендарным прошлым. Здесь бродили великие тени – в свое время жили тут и Бальзак и Гюго, и Шатобриан. Сюда они приезжали как в пригород, как другие в Отей, Лувсьен или Сен-Клу, только жизнь была здесь дешевле и соседи демократичнее. Художники и литераторы стали переезжать сюда с Монмартра или сразу же, приезжая в Париж, здесь селились, оказывались в тех странных кварталах столицы, которые воспринимаются своего рода парижской провинцией.

История Парнасской горы (что и означает слово "Монпарнас" (См. рис.14) в буквальном смысле) началась в 16 в., когда студенты, изгнанные строительством монастыря с излюбленного места встреч и дуэлей - Прео-Клер - перебрались сюда, назвав древние каменные карьеры горой муз. Начиная с эпохи Великой французской революции, в этом квартале возникают во множестве кафе и кабаре. Именно здесь рождается танец полька, отсюда знаменитый канкан завоёвывает Париж. Парижская обсерватория построена в 17 в., именно через нее проходил нулевой меридиан, от которого, вплоть до 20 в., французы отсчитывали земли. Рядом с обсерваторией был казнён маршал Ней (князь московский), памятник которому, по мнению Родена, - лучший в Париже. Около 1900 года художники, поэты и писатели эпохи так называемого "авангарда" завоёвывают Монпарнас. В старом "павильоне Вин", оставшимся от выставки 1900 года, скульптором Альфредом Буше в 1902 году были созданы небольшие ателье, которые он сдавал за фантастически скромную плату. Здесь жили и творили Модильяни и Шагал, Михаил Кикоин и Хаим Сутин, Осип Цадкин и Фернан Леже. Всех их часто можно было встретить в кафе и ресторанчиках Монпарнаса. В "Куполе" Луи Арагон впервые увидел Эльзу Триоле, и это "знакомство" оказалось на всю его жизнь. В своё время сюда захаживали Ленин, Троцкий, Стравинский, Хемингуэй, Кокто, Пикассо, Эйзенштейн…

Каждый вторник в  ресторанчике "Closerie des Lilas " под  председательством "принца поэтов" Поля Фора проходили шумные поэтические  вечера, собиравшие весь цвет литературно-художественного Парижа. Не менее знаменитая "Ротонда" хорошо описана в воспоминаниях Эренбурга. Пусть все тогда выглядело обшарпанней и беднее. Но присядешь на банкетку и легко представить, как мимо проходит Алексей Толстой…

Не менее знаменитый "Дом" сегодня один из самых изысканных рыбных ресторанов Парижа. Такого буйябэза (любимое блюдо Вольтера), как здесь, не попробовать больше нигде в столице. На одной из улиц Монпарнаса, находится гостиница Истра, где регулярно останавливался Маяковский, а рядом - один из самых красивых домов Парижа, с мастерскими для художников. Здесь, в одной из его квартир, и поныне живут потомки Серябряковой, Бенуа. Самое старое и ныне уже забытое заведение – кафе «Версаль». Его хозяин Папаша Жиле с почтением относился к художникам и оставлял им лучшие места у располагавшихся в глубине длинного зала  отличных, известных всему Парижу бильярдных столов. Кафе находилась напротив вокзала Ренн.

Многие из тех, кто  сегодня составляет художественно-литературную историю Парижа, похоронен на кладбище Монпарнаса. Только перечисление имён заняло бы несколько страниц. Приведём некоторые: Бодлер и Ги де Мопассан, Серж Гинзбург и Симон Петлюра, Дрейфус и Пуанкаре, Алёхин и Ситроен, Осип Цадкин и Эжен Ионеско, Жан-Поль Сартр и Хулио Кортасар…

Сегодня Монпарнас - излюбленное  место вечернего отдыха парижан. Это царство красивых османовских  зданий, знаменитых имен, вкусных запахов, изысканных нарядов… Кафе, кинотеатры, ночные бары, дискотеки, - далеко за полночь  здесь еще вовсю кипит жизнь. На улице Кампань-Премьер, что выходит с южной стороны на Монпарнас, чуть ли не каждый дом – живое воспоминание. Под номером 3 с 1906 года находилась лавка, служившая по вечерам кабачком и харчевней под вывеской «У Розалии». Два окна с надписями на одном «Молочная, кофе и молоко, шоколад» на другом – «Ресторан» и узкая дверь между ними, обрамленные, как водилось в то время деревянной, темной панелью. Заведение держала бывшая красотка – натурщица, итальянка из Мантуи синьора Розалия Тобиа. Она приехала в Париж куда раньше герое Парижской школы. Как много «монпарно» обязано этой женщине: и не только тем, что она подкармливала голодных художников, заставляя их порой переступать через собственную гордыню. Опыт, долгая жизнь среди художников, а главное поразительно доброе и чуткое сердце сделали ее спасительницей и тех, чьи имена стали со временем всемирно известными, судьба которых навсегда канула в забвенье. Дом 9 -  там до сих пор сохранился длинный тихий двор, застроенный легкими застекленными сооружениями – мастерскими.

Вокруг Монпарнаса приютились разного рода студии и художественные школы, называвшие себя академиями. Лишенный в начале XX века художественной и культурной истории, Монпарнас к исходу столетия стал хранителем этой истории. В значительной мере именно истории скульптуры, хотя и не тех юных радикалов, что мужали в этих местах.

 

Глава III: Национальные музеи современного искусства в Париже

Мне не раз приходилось  слышать каменную фразу экскурсоводов: «Конец XIX – начало XX века. Художественной ценности не представляет»8. В этой гениальной фразе было как бы даже некоторой смущение: «Простите! Разломать еще не успели – столько дел»9. Но успели все же разломать много. В Париже, но поменьше чем в России конечно. По-настоящему же схватились о потерях совсем недавно. Теперь оберегают даже старинное депо похоронных экипажей. Эйфелева башня, или павильоны старой бойни на Ла-Вилетт, или надземные козырьки метро, созданные Гимаром, или питьевые фонтанчики, принесенные в дар Парижу меценатом-англичанином Уолласом. Орсэ – здание старого вокзала Орсэ (См. рис. 15)вместе  с прилегающим к нему отелем, разместившее с 80-х годов один из самых прекрасных музеев Парижа.

Вокзал этот построенный  по проекту архитектора Виктора  Лалу, открыт был в 1900 году к началу всемирной выставки в Париже. Пользовалась им железнодорожная компания «Париж-Орлеан». С 1939 вокзал использовали только для пригородного сообщения, а пустовавший отель был и вовсе закрыт. Потом вокзальный зал использовали для проведения аукционов, еще позднее он приютил труппу Мадлен Рено и Жана-Луи Барро (Театр «Орсэ-Рено-Барро»). Орсон Уэллс снимал в этом зале свой фильм «Процесс» по Кафке. В 60-е годы разгорелась дискуссия во Франции по поводу павильона Бальтара в «чреве Парижа», и тогда было принято решение вокзал Орсэ занести в список охраняемых исторических памятников. В 1977 возникла идея разместить тут музей искусства второй половины XIX века. Проблема заключалась в том, что в огромном зале, который хотелось, во что бы то ни стало сберечь, требовалось отыскать множество стен и карнизов для полотен. Архитекторы укрепили зал продольной осью. Обустройство интерьера было поручена итальянцу Ауленти и аскетическая строгость созданных им конструкций выгодно контролировала с декоративной щедростью Виктора Лалу.

В 80-е года вокзал стал прекрасным музеем, и в него начали поступать коллекции. В первую очередь  из Лувра и его запасников, где  картинам и скульптурам уже давно  было тесно. Поступали такие шедевры, как «Олимпия» Эдуара Моне, «Руанский  собор» Клода Моне, «Мельница» Ренуара, «Семья Беллелли» Эдгара Дега. Полностью перешли сюда коллекции музея « Зала для игры в мяч» в саду Тюильри, который пришлось закрыть из-за тесноты, поступила множество замечательных картин, которые долгое время пришлось держать в запасниках провинциальных музеев. В день открытия музей Орсэ публике предстали картины, которые никто не видел уже добрых полстолетия, вроде «Рождения Венеры» Кабанеля.

 

8- Герман М. Парижская школа. М., Слово, 2003 г. С. 46

9- Герман М. Парижская школа. М., Слово, 2003 г. С. 49

 

Сюда поступили полотна  из Нанта и Арраса из парижского Дворца Токио.

Потом последовали щедрые, бесценные вклады по завещаниям из частных коллекций собирателей  живописи. Сама беглая экскурсия по такому музею займет немало времени. Много места займет простое перечисление имен хотя бы основных представленных художников и скульпторов 60-х или 70-х годов прошлого века. Скульптурами той эпохи заставлена чуть не вся центральная аллея первого этажа музея Орсэ. В залах карикатуры Домье, коллекции Шошара – в них есть все – от барбизонцев и Коро с их страстью к природе до Теодора Руссо. Чуть дольше - зал Курбе. В следующем зале выставлено уникальное по богатству и полноте собрания одного из первых символистов – Пюви де Шаванна, затем идут залы Моро и Дега. Музей Орсе также является местом для проведения спектаклей и концертов. Также здесь проводится ежегодный фестиваль, посвященный происхождению кино. Посетители могут регулярно посещать конференции и круглые столы, в особенности относительно тем, связанных с временными выставками.

Самое необычное здание Парижа по-прежнему ярко выделяется на фоне коричнево-серого строгого архитектурного комплекса французской столицы - Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду. (см. рис.16) Снаружи центр Помпиду сильно смахивает на какой-то огромный нефтеперерабатывающий завод: везде разноцветные трубы, какие-то непонятные конструкции, удивительные детали интерьера. Причем расположено все это в самом центре одного из старейших районов Парижа. Национальный центр искусства и культуры был создан по желанию Президента Франции Жоржа Помпиду: он хотел построить в самом сердце Парижа культурный комплекс, полностью посвященный современному творчеству, где пластическое искусство соседствовало бы с театром, музыкой, кино, литературой, словесностью.

Возведенный в центре Парижа, в здании с символичной  архитектурой ХХ века, Центр Помпиду  открыл свои двери в 1977 году. Он быстро стал одним из самых посещаемых монументов Франции. Сюда стекаются творческие деятели со всего мира. На площади перед Центром ежедневно разворачиваются небольшие представления, творческие этюды молодых деятелей всех видов искусств. Здесь можно увидеть и художника с «безумными» авангардистскими эскизами, и театрала в невероятном костюме, застывшего в одной позе на несколько часов, и просто студентов, отдыхающих под лучами парижского солнца.

Центр Помпиду – это  огромный культурный комплекс, объединяющий в своих стенах отделы самых разных направленностей. Вот лишь неполный их список: первая коллекция современного европейского искусства; большая библиотека с доступным широкой публике читальным залом на более чем 2000 рабочих мест; общая документация об искусстве ХХ века; кинозалы; несколько театральных площадок; институт музыкальных исследований; помещения для обучения; книжные магазины; ресторан и кафе и многое другое. Создатели и руководители Центра гордятся его междисциплинарной направленностью. Миссия Центра Помпиду заключается в предоставлении широкой публике знаний об искусстве ХХ века. С момента создания всем своим существом Центр как бы пытается заглянуть в будущее. В его лоне проводится множество современных исследований в области науки и искусства. Он имеет дело с произведениями, экспериментами, которые непосвященным могут показаться ненужными – но, согласитесь, «ненужные» сегодня, они станут повседневной необходимостью завтра. Ежегодно Центр Помпиду предлагает посетителям около 30 выставок, а также множество мероприятий – кино, документальные фильмы, конференции и коллоквиумы, концерты, танцевальные спектакли, педагогические работы. Большинство мероприятий затем становятся доступны не только во Франции, но и за рубежом. Таким образом, Центр Жоржа Помпиду является национальной и интернациональной организацией.

Информация о работе Художественный Париж