Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая ракитин.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

      Таким образом,  самобытный мастер внес существенный, многогранный вклад в формирование русского искусства. Но самым ярким и впечатляющим творением мастера является храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве.

Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)

                       2.1. История храма Архангела Гавриила

      Церковь Архангела Гавриила была возведена в XVIII веке, любимцем Петра I, князем Александром Даниловичем Меньшиковым. Оттого и была названа Меньшиковой башней.

      Александр  Данилович Меншиков (1672 – 1729) был  одной из самых влиятельных  политических фигур при дворе  Петра I. Его стремительная карьера  была бы невозможна в иное  время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших саратников23. Природная смекалка, усердие, храбрость, личная преданность царю сделали Меншикова незаменимым для Петра I. За свои боевые заслуги в ходе Северной войны, он был удостоен звания фельдмаршала, а позднее стал генералиссимусом русской армии. Меншикова по праву можно назвать одним из основателей Санкт-Петербурга, который он возводил по приказу Петра. Имея необъятную власть и пользуясь неограниченным доверием царя, Меншиков часто пользовался ими в корыстных целях. Со временем он стал одним из самых богатых людей в стране. Через несколько лет после смерти Петра, Меншиков был снят со всех, занимаемых им постов, лишен всех званий, чинов, и привилегий сослан в ссылку в сибирский городок Березов, где и был похоронен в 1729 году24.       Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.

     Со времен  Ивана Грозного заселенная мясниками пригонявшими в Москву скот на продажу улица называлась Мясницкой. Рядом были Поганые пруды, прозванные так из-за отбросов, которые сносили в него слободские мясники. Неподалеку в переулке была слободская церковь носившая название «Гавриила Великого, что у Поганых прудов». Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. А уже в 1620 году этот храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»25 и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. В 1657 году вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках, а в 1679 году, церковь перестраивали. С 1699 года владения, лежащие к северу от храма, начинает скупать А.Д. Меншиков26. При Петре I Мясницкая улица выделилась среди других улиц Москвы. Вместо хозяйственных построек на переднюю линию улицы, в соответствии с внедряемой Петром планировкой, стали выходить красивые фасады. Александр Меншиков активно включился в преобразования этого района. Развел сады, построил каменные палаты, очистил пруды, ставшие с тех пор Чистыми. В 1704 г. А.Д. Меньшиков, бывший прихожанином церкви Архангела Гавриила в Мясниках, сломал эту невзрачную и уже обветшавшую церковку, с тем чтобы с весны будущего года приступить к постройке новой. Последняя должна была стать обширнее и наряднее старой. Мало того, Меньшикову хотелось, чтобы выстроенный по его заказу храм затмил своей красотой все московские строения, а высотой превзошел не только Сухареву башню, но и самого «Ивана Великого».

      Вернувшись  из одного похода, Меншиков  привез  купленную им в Полоцке древнюю  икону Богоматери, по преданию  — написанную самим евангелистом  Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Меншиков выделил средства на обновление примыкавшей к его участку церкви Архангела Гавриила27. [подобную литературу не нужно включать в сноски] Он с юга пристраивает к церкви Введенский предел. Последний был сохранен, когда в 1704 году основной храм разобрали и начали строительство нового храма, который стоит здесь и сейчас. Строительство закончилось спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела. Храм действительно имеет сходство с башней, устремленный ввысь на головокружительную высоту. Строительство Меншиков поручил ведущему тогда архитектору Зарудному, который привлек к строительству башни итальянских архитекторов и скульпторов в числе которых были Д. Трезини и Д. М. Фонтана, выходцев из Гессингского и Фрейбургского кантонов Швейцарии, приехавших в Россию в 1703 году. Полгода спустя, Д. Трезини был отправлен в Санкт-Петербург, но его творческая связь с Зарудным не прерывалась во все время строительства башни. В артели было еще три архитектора - Ф. Фонтана, Г. Пандо, Б. Скала, а также «мастера гибсовых и каменных дел»: Д. М. Фонтана, Ж. М. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара и П. Джемми. Возводила храм артель русских каменщиков – 23 человека из Костромы и Ярославля. Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение, стало самым высоким зданием Москвы, за что получило название «Меншикова башня». В храме были устроены приделы: прп. Сергия Радонежского и Введения во Храм Пресвятой Богородицы28.

Существует легенда, что  своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно  поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей —  возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе — во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова  была посрамлена, а во-вторых, москвичам  новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой  башни. «Сухарева башня — невеста  Ивана Великого, а Меншикова —  ее сестра», — говорили в народе. Жители столицы гордились тремя  московскими великанами. В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни  замедлилась; частные владения Меншикова  внутри храма были перестроены в обычный алтарь. Башня после отъезда князя стояла неотделанной, поднятые наверх куранты не действовали, а кровля давала течь. Лишенная внимания хозяина, Башня начала ветшать. В 1721 г. Зарудный докладывал Меншикову: «...Кровля протекает, иконостас недоделан и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиц, глава и все деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением».

      В 1712 году  в здании размещалась навигацкая школа.  14 июня 1723 года молния со страшной силой ударила в деревянный шпиль, начался сильный пожар. От удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Дубовые перекладины, на которых висели большие и малые колокола, сгорели. Рухнувшие колокола проломили своды церкви, «подавили не мало солдат и разных званий людей», как повествует рукописная церковная книга. Рухнули и куранты. Тушили пожар солдаты Преображенского и Семеновского полков. Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года29. В народе сразу распространился слух, что молния была орудием Божьим, поразившим творение светлейшего князя за то, что он поставил себя выше царя. Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове. В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.

      В таком  виде здание простояло более  пятидесяти лет. «Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней»30. Только в 1773-1787 годах, во времена правления Екатерины ΙΙ,  церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать ее сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы. Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Высота храма составляла теперь 79 м и тягаться с колокольней Ивана Великого башня уже не могла. Здание было восстановлено без верхнего яруса по инициативе известного московского масона Гавриила 3ахаровича Измайлова и использовалось для масонских собраний31. Существует предание что «вольные каменщики» собирались под сводами церкви на тайные собрания. Во всяком случае интерьер церкви украшали до середины XIXвека аллегорические фигуры и знаки масонской символики и эмблемы с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур появились свитки с загадочными текстами. Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае Ι, в 1852 году, митрополит Филарет приказал их уничтожить. Но выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены только при Александре ΙΙ в 1863 году. «Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов»32. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.

      В 1806 году  под руководством архитектора  И. В. Еготова рядом с церковью Архангела Гавриила была построена еще одна церковь с колокольней в память святого Феодора Стратилата. Во время нашествия французов обе церкви уцелели, но содержать в приличном виде тот и другой храм Московскому почтамту — а именно ему принадлежал уже в это время участок земли — было трудно. И в 1821 году церковь Феодора Стратилата передали приходу, а церковь Архангела Гавриила осталась почтамтской33.

После 1812 года Меншикову  башню украсил новый иконостас, в 1821 году он был возобновлен. Здание церкви в период до 1863 года еще несколько  раз ремонтировалось, а в 1838 — 1840 годах была сооружена новая глава  с крестом на башне. После реконструкции  церковь Архангела Гавриила стала  всеобщей любимицей москвичей.

      Меншикова  башня была причислена к почтовому  ведомству и именовалась церковью  Архангела Гавриила при Почтамте  как летний храм. В самом конце  XIX века почтамтское начальство  отказалось от содержания церкви и она стала приходской. «После постройки в 1910 году на Мясницкой улице нового здания почтампта, вид на храм был закрыт. Теперь он просматривается только между двух домов от Телеграфного переулка, а с севера, востока и запада закрыт двором почтампта, куда хода посетителям нет»34.

      Храм закрыли  для богослужений в 30-е годы  двадцатого столетия, во времена  Советской Власти.

      В 1945 году, на Поместном Соборе Русской  православной церкви, было решено  восстановить Антиохийское подворье. Связано это было с приездом  на Собор Александра III, его величества  Патриарха Антиохийского. Открытие  подворья при Храме Архангела  Гавриила прошло 17 июля 1948 года, подворью  были переданы два храма, во  имя Архангела Гавриила и во  имя великомученика Феодора Стратилата.

      Существующий иконостас перенесен из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы. 26 июля 2007 года был торжественно отмечен 300-летний юбилей храма.

      Святынями  храма являются икона Божией Матери «Благодатное Небо» и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.

                   2.2. Архитектура Меншиковой башни

      Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Об архитектуре этого сооружения как своеобразной имитации в камне деревянной резьбы писал искусствовед и художник академик Игорь Грабарь. Он считал, что Меншикова башня – «одно из величайших произведений русского зодчества всех времен.  Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора, — писал И. Грабарь.  – С особой любовью строитель возвращается к мотиву волют, столь привычному в искусстве нарышкинского стиля. Он использует их в самых различных масштабах и формах – от миниатюрных до гигантских, невиданного размера»35.

    Церковь Архангела  Гавриила – это классический  храм в стиле барокко, но  оригинальность его заключается  в том, что завершающая часть  храма имеет вид башни, а  не купол в виде луковицы, шлема  или шатра36. «Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм иже под колоколы»37. Он, правда, в большей степени наделен чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Основой композиции церкви служит объемная и высокая колокольня в стиле барокко, состоящая в настоящее время из трех ярусов. Архитектор, выполняя заказ Меншикова, решил внести западные черты в русскую архитектуру. Это строгая симметричность, завершеность и закономерность в построении здания башни. Вместе с тем в этих структурах растворялась традиционная для храма ориентированность на восток и вверх, к небу. Кажется, что зодчих увлекала геометрическая игра. Здесь мы видим, что сохранялась связь с традиционным типом храма-башни, храма-ориентира, центрирующего, собирающего вокруг себя пространство. Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов — вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство38.

      Первоначально  башня была в четыре яруса  и имела высоту 84,2 метра. До  пожара 1723 года башня «завершалась  высоким тридцатиметровым шпилем, увенчанным флюгером в виде  фигуры парящего золоченого ангела  с крестом в руке, кованного  из меди». Церковь имела три  восьмерика над четвериком, выступавшим  из середины вытянутого нижнего  объема здания. «Нижний восьмерик  столпа, украшали фигуры ангелов  с орудиями страстей Христовых»39. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

«Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами»40, выписанные из Англии. Так высоко часы были поставлены архитектором не случайно, так как деревянный восьмерик служил превосходным резонатором, усиливал ясность и чистоту боя курантов, которые отбивали час, полчаса и четверть часа, а ровно в полдень 50 башенных колоколов в течение целых 30 минут своими переливами и перезвонами тешили слух москвичей и заезжих гостей. Это еще больше подняло популярность Меньшиковой башни.

Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I