Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая ракитин.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Библиография………………………………………………………………………...5

Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6

1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6

1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8

1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10     

Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14

2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14

2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19

2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23

Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25

Заключение………………………………………….................................................32

Список использованной литературы……………………………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЕ  А…………………………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40 

                                            Введение

      На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось

Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход

растягивался на целые  столетия, то в России он произошел  стремительно — в

течение жизни одного поколения. Этот переход был невозможен без  сильной личности царя-реформатора, впоследствии императора Петра I. Историки как при жизни Петра, так и после его смерти, дают противоречивые оценки личности царя и его преобразованиям. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным ка-ких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.

      Личность  Петра I занимает особое место  в творчестве А.С. Пушкина. Поэт  относился к Петру I с глубоким  уважением. Петру I посвящены такие  произведения, как «Полтава», «Медный  всадник», «Арап Петра Великого».  Пушкин был намерен написать  историческое исследование о  Петре I. Но вместе с тем поэт  видел и жесткость царя, который  «уздой железной Россию поднял  на дыбы».

      Очень высокую  оценку деятельности Петра I дал  современник Пушкина историк  М.Н. Погодин в 1841 году. Ф.Энгельс называл Петра I действительно великим человеком. В.И. Ленин высоко ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность Петра I, хотя и называл его метод преобразования страны жестоким и варварским.

      Известный  историк Карамзин обвинял Петра  I в измене «истинно-русским» началам  жизни, его реформы он называл «блестящей ошибкой». Славянофилы  также негативно относились к Петру I и его реформам. Кинорежиссер Н. Михалков назвал Петра I первым большевиком, вложив в эти слова крайне негативную оценку реформатору.

      Однако  в истории дела Петра I оцениваются  как прогрессивные. Но наиболее  полно, на мой взгляд, культурные  процессы отражаются в архитектуре.  Архитектура петровской эпохи  наиболее интересная тема для  культурологического исследования. Для курсовой работы я выбрала  храм Архангела Гавриила (Меншикова  башня) потому, что он является  ярким представителем, описываемой  мной эпохи.

      В настоящее  время интерес к петровским  преобразованиям возрос потому, что он, своим реформами, сломал  существующие веками все направления  культуры.. Петр ввел женщину в мужское общество, поставил ее наравне с мужчиной. При Петре I начался новый этап в развитии культуры. При нем новый характер приобретает живопись, литература и архитектура. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

      В современной  России также происходят культурные  преобразования, которые начали  происходить после распада СССР  в 1991 году. Сейчас мы наблюдаем  уход от конструктивизма, типового  гражданского строительства в  архитектуре. Культурное сообщество  в активном поиске выбора стиля  архитектуры, которые бы отражали  запросы общества и государства.  Поэтому общество, находясь в  культурном кризисе, прибегает  к опыту предшествующих эпох, в частности к петровским преобразованиям,  которые очень актуальны в  наше время в сфере культуры.

      Целью курсовой  работы является отражение преобразований  Петра I на архитектуру эпохи  в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.

      Задачами  курсовой работы являются:

1. раскрытие петровских  реформ в культурологическом  аспекте;

2. влияние стиля «барокко»  на архитектуру петровского времени  и последующих эпох;

3. влияние Меншиковой  башни на мировоззрение москвичей;

4. раскрытие образа Меншиковой  башни как прототипа Петропавловского  собора в Петербурге.

      В данной  курсовой работе мною был поставлен  ряд вопросов, которые в ходе  работы были раскрыты, а именно:

1. В каких сферах общественной  жизни произошли петровские преобразования;

2. Какие изменения произошли  в области культуры. Какие новые  формы общения внедрил Петр I;

3. Какие нововведения  были приняты Петром I из западноевропейской  культуры;

4. Какие черты были  характерны для «Нарышкинского барокко»;

5. Как закладывались основы  новой светской культуры;

6. Как повлияли петровские  преобразования на характер архитектурных проектов и застройку городов;

7. Какой вклад внес  И. П. Зарудный в формирование  русского искусства;

8. Как повлияла историческая  петровская эпоха на появление  Меншиковой башни;

9. Сравнение колокольни  Ивана Великого и Меншиковой  башни;

10. Чем интересны архитектура  и внутреннее убранство церкви  Архангела Гавриила;

11. Какое значение Меншикова  башня имела для петровской и последующих эпох;

12. Меншикова башня как  прототип величественных сооружений  Петербурга.

      Вопросы  с 1-го по 6-й (включительно) в  курсовой работе рассматриваются в 1-й главе, посвященной эпохе Петра I. В 1-м пункте первой главы, где говорится о начале петровских преобразований, я уделяю большое внимание изменениям в общественной жизни русского общества. 2-й пункт я посвящаю культурным реформам, которые проводились Петром I на протяжении всего правления. Здесь мною были рассмотрены изменения, которые затрагивали, например, повседневные формы общения между людьми. Образцом для культурных реформ служил опыт западноевропейских стран, например, Голландии и германских государств. В 3-ем пункте я уделяю внимание архитектурному стилю, который был характерен для петровской эпохи. Я описываю характерные черты, присущие «петровскому барокко», например, характер архитектурных проектов и застройку городов. Также я значительное место в работе уделяю вкладу И. П. Зарудного в формирование русского искусства.

      Вторая глава курсовой работы посвящена истории и архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни), как типичного представителя петровской эпохи. В 1-м пункте этой главы я рассматриваю вопрос о влиянии исторической петровской эпохи на появление Меншиковой башни в Москве. Во 2-м и 3-м пункте я уделяю большое внимание богатому декору как внутри храма, так и снаружи.

      В третьей главе я пишу о значении Меншиковой башни для петровской и последующих эпох. Для описания значения башни, я использую метод анализа и сравнения. Эти методы более точно способны отразить мысли.

                                  Библиография

     Для более  полного отображения темы курсовой  работы, я использовала ряд научных  трудов разных авторов по истории  России петровского времени,  истории русской архитектуры  и истории памятников Москвы.

1. Н. А. Мерзлютина «Традиционные бесстолпные храмы «нарышкинского стиля», М. 2002 – Мерзлютина в своей диссертации пишет, что «нарышкинский стиль» просуществовал в России около тридцати лет и не получил широкого распространения в провинции. Также она пишет, что бесстолпные храмы были широко распространены именно в первой половине XVIII века.

2. С. М. Соловьев «История  России с древнейших времен»,  том XVI гл. 3 – Соловьев написал очень обширный труд по Истории России, состоящий из 29-ти томов. В третьей главе 16-го тома описывается состояние России oт учреждения Сената до прекращения Северной войны, также отношения царя к губернаторам, учреждение Коллегий, реформы в области местного самоуправления. В этой же главе описываются злоупотребления магистратских членов и Меншикова. Соловьев уделяет внимние нравам и обычаям в разных слоях общества, искусству, церковному управлению.

3. Н. И. Павленко «  Петр Первый», изд. «Аванта+», М. 2010 – В своей книге профессор Павленко описывает все реформы и преобразования Петра I; его жизнь, начиная с рождения и до смерти.

4. Н. И. Павленко «Меншиков», изд. «Молодая гвардия», М. 1999 – В этой книге Николай Иванович Павленко описывает биографию Меншикова. Он прослеживает его путь от простолюдина до светлейшего князя и губернатора Петербурга. Также автор описывает и ссылку Меншикова в Ориенбург, а затем в сибирский городок Березов.

5. Л. Колодный « Хождение в Москву», изд. «Голос», М. 1997 – Лев Ефимович Колодный написал эту книгу к 850-летию со дня основания Москвы. В книге описываются все улицы, переулки, памятники архитектуры столицы. Он описывает кремль, его башни и дворцы, Оружейную палату, храмы, в том числе и Меншикову башню.

                       Глава 1. Эпоха Петра I.

     1.1.Начало петровских преобразований

      Русский  XVIII век открывается эпохой Петра,  одной из самых славных и  противоречивых эпох в истории  русской жизни. Петр I вошел в историю как государственный реформатор.

      Петр вступил на престол в 1682 году в возрасте 10 лет и в первый период правления Петра I произошли три события, решительно повлиявшие на становление личности царя-реформатора. Первым из них была поездка молодого царя в Архангельск в 1693-1694 годах, где море и корабли покорили его навсегда. Вторым событием можно считать Азовские походы против турок в 1695-96 годах, которые отчетливо показали необходимость перемен в армии и на флоте. Третьим событием явилась поездка с «Великим посольством» в Европу в 1696-1697 годах. Эта поездка дала возможность непосредственно познакомиться с иным укладом жизни, культурой, идеями. В нaчaле aпреля посольство прибыло в Ригу, где ему устроили торжественную встречу. Петр, впервые переступивший грaницу России, жaдно нaблюдaл окружaющее. Свои впечaтления он изложил в письме: «Здесь мы рaбским обычaем жили и сыты были только зрением. Торговые люди здесь ходят в мaнтелях и, кaжется, что зело прaвдивые, a с ямщикaми нaшими, кaк стaли сaни продaвaть, зa копейку мaтерно лaются и клянутся, a продaют втрое»1. Кроме знакомства с Европой, Великое посольство преследовало цель обучить волонтеров военному делу и кораблестроению, нанять иностранных специалистов в различных сферах жизни общества2.

      Таким образом, историк Павленко считает, что эти две цели были успешно выполнены и посольство завербовало до семисот специалистов в различных областях, таких как: военное, горное и морское дело, кораблестроение, артиллерия, фортификация, медицина, астрономия, геодезия, градостроительство, легкая промышленность.

      По мнению автора, своеобразным сигналом для начала преобразований Петра I стал стрелецкий бунт 1698 года в Москве. После подавления стрелецкого бунта молодой царь начал свои преобразования в вооруженных силах, была сформирована новая регулярная армия и морской флот. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров». Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он состоял из девяти человек. На место примитивной и давно себя изжившей системе приказов пришли коллегии – прообраз будущих министерств. В 1721 году частью государственной бюрократической машины стала и церковь. Поэтому профессор Павленко3 утверждает, что учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью поставило церковь в зависимость от государства. Патриаршество было упразднено. Управление церковными делами было передано духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства.

Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I