Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая ракитин.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

      Меншиков  превосходит московскую колокольню на два метра. Меншикова башня – это памятник тщеславию, гордости и самомнению. В итоге вызов поставлен самому царю.

      Петропавловский  собор имеет 3-нефный базиликальный план и простые объемные формы с куполом над предалтарной частью. Особенностью сооружения является высокая 120-метровая 4-ярусная колокольня, которая возвышается над западной частью собора и увенчана высоким позолоченным шпилем65. Меншикова башня, хотя ниже и Петропавловской колокольни, и колокольни Ивана Великого, но также как и Петропавловская колокольня имеет четыре яруса.

      Степанов  пишет, что основание шпиля Петропавловской колокольни поддерживают плоские, графически-прорисованные завитки, соединяющие ярусы и усиливающие стремительный взлет тонкого шпиля66. Конструкция шпиля, как и у Меншиковой башни,  - первоначально деревянная, результат решения сложной инженерной задачи. В нем воплотилась идея создания в новой столице своеобразного «Триумфального столпа». В обоих храмах соединились черты, характерные для российской и западной архитектур. Колокольня - часть, характерная для православной архитектуры России, в то время как план в виде 3-нефной базилики - чуждый и неполучивший в дальнейшем распространения элемент в российской архитектуре.

«Одновременно с ораниенбаумским Зарудный создает иконостас для церкви Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду», который также не уцелел. Не найдено и его описание»67. Когда работы по сооружению Петропавловского и Исаакиевского соборов в Петербурге подходили к концу, проекты иконостасов поручили составить Зарудному, который и выполнил их в Москве.

      Петропавловский собор является прообразом Меншиковой башни и колокольни Ивана Великого в Москве. Все три постройки имеют устремленность ввысь, т.к. заказчиком построек был сам царь или его приближенные, как в случае с Меншиковой башней. Царь Борис Годунов, перестройкой колокольни Ивана Великого, хотел показать свою власть, могущество и силу. Специальным указом « не строить ничего выше колокольни Ивана Великого», он хотел увековечить свое имя в истории. В дальнейшем этот указ приобрел сакральное значение в глазах москвичей потому, что власть в России всегда была священна и незыблема.

      Когда к  власти пришел Петр I, то многое в стране подверглось изменениям. Теперь приближенными царя становились люди из низших сословий. Ярким примером является фигура А. Д. Меншикова, который из «торговца пирожками» превратился в Светлейшего князя. Он и строит на территории своего имения в Москве башню. Башня Меншикова была задумана превзойти колокольню Ивана Великого по высоте. Я могу предположить, что строительство Меншиковой башни было одобрено царем Петром Алексеевичем. Петр, в тот момент, воевал со Швецией за выход к Балтийскому морю. России эта победа была очень нужна, т.к. Петр хотел торговать с европейскими государствами. Торговля давала возможность культурного обмена между Европой и Россией. В первую очередь этот культурный обмен нужен был России, т.к. она вступала в лоно европейских государств и самоизоляция ей не была нужна.

      Таким образом,  Меншикова башня отражала тенденции  петровского времени и явила  образец нового стиля в архитектуре.

      После перенесения  столицы из Москвы в Петербург,  на одном из островов Невы  возводится крепость, которая, по  замыслу Петра должна была  стать оборонительным сооружением  столицы. В центре Петропавловской  крепости строят собор с колокольней,  которая по высоте превосходит  и Меншикову башню, и колокольню  Ивана Великого в Москве. Строительство Петропавловского собора с колокольней было заказом Петра I. Этот факт свидетельствует о том, что колокольня должна была стать, не только главной доминантой новой столицы, но и новым символом могущества России.

      Таким образом,  колокольня Ивана Великого отдает  свои функции новому символу  государства – Петропавловской  колокольне. Из этого можно сделать  вывод, что Москва передает  свои функции столицы Петербургу. При этом она не теряет своей индивидуальности.

      Таким образом, строительство высоких храмов в XVIII веке также послужило примером для постройки величественных зданий в Петербурге и в Москве. К таким зданиям можно отнести Сухареву башню, которая была построена в Москве в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Она была высотой 60 м. Башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года. Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города.

      Меншикова  башня – это сложный культурологический  объект потому, что она вбирает  в себя черты старой, допетровской  России, но при этом башня имеет  много новых европейских черт. Она построена после посещения  Петром I Европы. Эта поездка координально изменила мировоззрение Петра, всю политику России, а также и архитектуру. Первым сооружением нового типа и стала Меншикова башня. Это здание несовершенно, но уже в нем Петр, руками Меншикова, воплощает идею башни, устремленной ввысь.

      Таким образом,  архитектура Меншиковой башни  вбирает в себя черты колокольни  Ивана Великого, а именно композицию  башни и устремленность ввысь.  Башня Меншикова является храмом, а до пожара она была и  колокольней, как и колокольня Ивана Великого. При этом постройка выглядит нарядно, архитектор не скупится на детали. Башня поражает своей оригинальностью, а именно буйством красок и обилием лепнины.

      Петр задумывает  строительство башни как новый  символ его власти. Он берет  пример с Бориса Годунова, который  строит еще один ярус колокольни  Ивана Великого. При этом Петр  строит нечто новое, необычное,  давая понять окружающим, что  он хочет построить новое государство  по образцу европейских стран.

      Меншикова  башня -  это первая попытка  построить символ нового государства.  Показателен тот факт, что строительство  башни началось в имении фаворита  Петра, Александра Даниловича  Меншикова. Мы знаем, что царь  полностью доверял светлейшему  князю и именно поэтому башня  строится в имении Меншикова.

      Но царь  Петр не хочет править в  Москве, т.к. Москва - это оплот  старины. Он строит новую столицу  в устье Невы, которая является  воплощением всех замыслов царя-реформатора.  Он строит прямые улицы и  широкие проспекты, которые пересекаются  между собой и образуют прямые  углы. Эта застройка была не  характерна для русских городов.  Они строились по радиально-кольцевому  принципу, т.е. вокруг кремля. В  их числе была и Москва. Петербург  имеет лучевую застройку.

      Но первым  зданием, которое было заложено  в Петербурге, был собор во  имя первоверховных апостолов Петра и Павла. По замыслу Петра I именно этот собор должен был стать доминантой и новым символом столицы. Петропавловский собор был построен с колокольней, которая имеет 100-метровый «шпиц», увенчанный ангелом с крестом в руке. Мы знаем, что прообразом колокольни Петропавловского собора послужила архитектура Меншиковой башни.

      Из этого  можно сделать вывод, что прообразом  колокольни Петропавловского собора, была колокольня Ивана Великого, т.к. обе постройки имеют форму  башни и устремлены ввысь. Нужно  отметить, что к колокольне Ивана  Великого была пристроена церковь  Вознесения Господня. Церковь гармонично  вписалась в общий ансамбль  кремля и стала составлять  единое Целое с колокольней  Ивана Великого68.

      Ансамбль  Петропавловского собора также  состоит из колокольни и здания  собора. Но отличительной чертой  является тот факт, что собор  и колокольня были задуманы  архитектором, как единое целое.  Также нужно отметить, что обе  колокольни имеют три яруса. 

      Из этого  можно сделать вывод, что колокольня  Петропавловского собора в Санкт-Петербурге  является преемницей колокольни  Ивана Великого и Меншиковой  башни в Москве.

      Поскольку  Петропавловский собор является  символом новой столицы, то  он послужил прообразом для  ряда более поздних сооружений  в Петербурге. Например, здание Адмиралтейства69 также имеет башню со шпилем, которая организовывает центр города. Легкий кораблик, увенчивающий шпиль, воспринимается как символ утверждения России на море. От здания Адмиралтейства берут свое начало три центральных улицы города – Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица, которые отходят от него тремя лучами.

      Кунтскамера также имеет башню, которая устремлена ввысь. Это был первый музей России70.

      Таким образом,  мы видим, что здания Петропавловского  собора, Адмиралтейства и Кунтскамеры в архитектурном плане очень похожи, несмотря на то, что предназначены они были для разных целей. Кунтскамера была музеем, Адмиралтейство – главным штабом военно-морского флота Российской империи, а Петропавловский собор являлся главным храмом России и усыпальницей русских императоров. Все эти здания имели важное значение для России. Они олицетворяли мощь и силу России, поражая современников своим величием.

      Таким образом,  мы видим, что Петропавловский  собор, являясь доминантой Петербурга, является, также и символом власти, как колокольня Ивана Великого  и Меншикова башня в Москве.

      Также нужно  сказать, что все три постройки,  а именно: колокольня Ивана Великого, Меншикова башня и колокольня  Петропавловского собора имеют  много общего:

Во-первых, все три сооружения являются православными храмами  или примыкают к ним, например, колокольня Петропавловского собора.

Во-вторых, все три здания имеют форму башни, которая разделена  на ярусы. Все постройки имеют  устремленность ввысь.

В-третьих, эти строения относятся  к типу «иже под колоколы», т.е. предполагается звонница.

      Таким образом,  мы видим, что колокольни Ивана  Великого и Петропавловского  собора, а также Меншикова башня  являются символами русского  государства, его мощи и славы.

      Поскольку  Петербург стал столицей Российской  империи при Петре I, то в городе стали строить здания, устремленные ввысь. Эти здания подчеркивали мощь России. Теперь это уже не только храмы, но и здания, предназначенные для других целей. Ярким примером являлось здание Адмиралтейства на Дворцовой площади в Петербурге. Характерный шпиль Адмиралтейства имел высоту 72 метра, что ниже Меншиковой башни. Также высокими зданиями Петербурга являются: Смольный собор высотой 93,7 метра, Александро-Невская лавра - 64 м, Кунсткамера - 80 м.

      А в первой половине XIX века. высоким зданием стал Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном, в Санкт-Петербурге. Он имеет высоту сто один метр, что выше Петропавловского шпиля и Меншиковой башни в Москве. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

      Из этого  можно сделать вывод, что Петербург  является приемником нарышкинского стиля и высотности зданий. При этом нужно отметить, что тенденцию высотности зданий Петербург активно развивает, ведь, это очень важно для самоутверждения монархии.

                                  Заключение

      Подводя  итоги курсовой работы нужно  отметить, что Петр I сумел осуществить  глобальные реформы в России, благодаря влиянию на царя  иностранцев, которые жили и  работали в России, а также  поездке Петра за границу с  «Великим посольством» в 1697—1698 годах. Эта поездка дала возможность  непосредственно познакомиться  с иным укладом жизни, культурой  и идеями. Великое посольство  преследовало цель обучить волонтеров  военному делу и кораблестроению,  нанять иностранных специалистов  в различных сферах жизни общества.

      Таким образом,  благодаря привлечению военных  специалистов из Европы и реформам  в военной сфере, Россия смогла  одержать победу в Северной  войне.

      Серьезные  социально- экономические реформы,  которые начались при Петре,  изменили внешний облик русского  человека. Теперь он не носит  бороду и русский костюм. Русский  человек становится европейцем. Он мог теперь, подобно Меншикову,  пройти путь от «торговца пирожков»,  до первого вельможи государства.

      Таким образом,  в это время в России происходит  закат древнерусской цивилизации  и расцвет новой культуры.

      Петровские  преобразования повлияли на характер  архитектурных проектов и застройку городов и барских усадеб. Так, например, самобытный мастер И. П. Зарудный внес существенный вклад в формирование русского искусства. Но самым ярким и впечатляющим творением мастера является храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве.

      Меншикова  башня - это удивительно гармоничное  сооружение во всех своих деталях,  имеет в плане крест и отчетливо  выраженное стремление вверх.  Церковь Архангела Гавриила это  не только пышное, вычурное, богатое  лепниной и буйством красок  здание, но и церковь-башня, являющаяся  самой высокой в Москве после  колокольни Ивана Великого и  Сухаревой башни.

      Архитектор  сохраняет и некоторые традиции XVII века, обогащает их новыми приемами, характерными для барокко. 

      Таким образом,  Меншикова башня в истории  русского зодчества стала связующим  звеном между «нарышкинским стилем» конца XVII начала XVIII в и архитектурой Петербурга, для некоторых характерных построек которого она, служила образцом. Данная церковь ближе к русской архитектуре последующих десятилетий, чем к другим московским постройкам 1690-х гг. Его новизна стала результатом постепенного развития традиций конца XVII в. Начало петровских реформ лишь ускорило темп постепенных изменений. Тогда Меньшикова башня завершалась высоким иглоподобным шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Меншикова башня отражала тенденции петровского времени и явила образец нового стиля в архитектуре.

Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I