Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая ракитин.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

      Архитектура  башни вбирает в себя черты  колокольни Ивана Великого, а  именно композицию башни и  устремленность ввысь. Башня Меншикова  является храмом, а до пожара  она была и колокольней, как  и колокольня Ивана Великого. При этом постройка выглядит  нарядно, архитектор не скупится  на детали. Башня поражает своей  оригинальностью, а именно буйством  красок и обилием лепнины.

      Меншикова  башня -  это первая попытка  построить символ нового государства. 

      Таким образом,  колокольня Ивана Великого отдает  свои функции новому символу  государства – Меншиковой башне,  а затем Петропавловской колокольне.

      Из этого  можно сделать вывод, что Москва  передает свои функции столицы  Петербургу. При этом она не  теряет своей индивидуальности.

      Прообразом  колокольни Петропавловского собора, была колокольня Ивана Великого, т.к. обе постройки имеют форму  башни и устремлены ввысь. Нужно  отметить, что к колокольне Ивана  Великого была пристроена церковь  Вознесения Господня. Церковь гармонично вписалась в общий ансамбль кремля и стала составлять единое Целое с колокольней Ивана Великого.

     Таким образом,  строительство высоких храмов  в XVIII веке также послужило  примером для постройки величественных  зданий в Петербурге. Мы видим,  что здания Петропавловского  собора, Адмиралтейства и Кунтскамеры в архитектурном плане очень похожи, несмотря на то, что предназначены они были для разных целей. Кунтскамера была музеем, Адмиралтейство – главным штабом военно-морского флота Российской империи, а Петропавловский собор являлся главным храмом России и усыпальницей русских императоров. Все эти здания имели важное значение для России. Они олицетворяли мощь и силу России, поражая современников своим величием.

      Таким образом,  мы видим, что Петропавловский  собор, являясь доминантой Петербурга, является, также и символом власти, как колокольня Ивана Великого  и Меншикова башня в Москве. Петербург является приемником  нарышкинского стиля и высотности зданий. При этом нужно отметить, что тенденцию высотности зданий Петербург активно развивает, ведь, это очень важно для самоутверждения монархии.

      Из этого  можно сделать вывод, что колокольни  Ивана Великого и Петропавловского  собора, а также Меншикова башня  являются символами русского  государства, его мощи и славы.

             Список использованной литературы

1. Ю. Н. Александров  «Москва: диалог путеводителей», изд. «Московский рабочий», М. 1986

2. Б.Р. Виппер «Архитектура  русского барокко»,изд. «Б. С. Г- ПРЕСС»,М.  2008

3. И. Э. Грабарь «Русская  архитектура первой половины XVIII века (исследования и материалы), М. 1954

4. М. Ильин, Г. Моисеева  «Москва и Подмосковье», М. 1979

5. Л. Колодный « Хождение  в Москву», изд. «Голос», М.1997

6. И. К. Кондратьев «Седая  старина Москвы», М. «Аст», 2008

7. Н.И. Павленко «Меншиков», изд. «Молодая гвардия», М. 1999

8. Н. И. Павленко «Петр  Первый», изд. «Аванта+», М. 2010

9. В. И. Пилявский, А. Л. Тиц, Ю. С. Ушаков « История русской архитектуры», изд. «Архитектура», М. 2003

10. Р. Рахматуллин «Две  Москвы или метофизика столицы», изд. «АСТ», М. 2010

11. . С. Романюк «Из истории  московских переулков», М. 198

12. С. М. Соловьев «История  России с древнейших времен»,  том VI гл. 3

13. С. Д. Степанов «Санкт-Петербург.  Петропавловская крепость. История  проектирования и строительства», изд. Спб 2000

14. Г. Александров «Московская  церковь Гавриила Архангела (Меншикова  башня)» // Журнал Московской Патриархи № 9 1948

15. В. Н. и Н. И. Былинины «И. Зарудный»

16. Н.А. Мерзлютина «Традиционные бесстолпные храмы «нарышкинского стиля», М. 2002

17. Журнал Московской Патриархии  №10 1984

18. «Памятники архитектуры  Москвы. Белый город», М. 1989

19. «Памятники архитектуры  Москвы, состоящие под государственной  охраной», М. 1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рис. 1                                         рис. 2

                                      

Рис. 3                                        рис. 4

                                                      

 

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

                                   ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

   

Рис. 1

Рис.2

 

 

 

 

 

 

                           ПРИЛОЖЕНИЕ В (окончание)

 Рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рис. 1                                            Рис. 2

Рис. 3                                             рис. 4

 

 

1 Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с.17

2Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с.18

3Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 107

4Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 108

5Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 101

6Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 123

7Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с.126-127

8Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с.22-23

9С.М. Соловьев «История России с древнейших времен». Том XV гл. 2

10С.М. Соловьев «История России с древнейших времен». Том XVIгл. 3

11А.С. Пушкин поэма «Полтава».

12 Н. А. Мерзлютина «Традиционные бесстолпные храмы «нарышкинского» стиля», м. 2002

13 См. там же

14В.И Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков « История русской архитектуры», М. изд. «Архитектура-с» 2003, с.298

15В.И Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков « История русской архитектуры», М. изд. «Архитектура-с» 2003, с.308 -309

16С.М. Соловьев «История России с древнейших времен». Том XVI гл. 3

17 Н.И. Павленко Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 126

18И. Э. Грабарь «Русская архитектура первой половины XVIII века (Исследования и материалы)»,М. 1954

19В.И Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков « История русской архитектуры», М. изд. «Архитектура-с» 2003, с.308 -309

20В. Н. и Н. И. Былинины «И. Зарудный».

21См. там же

22См. там же

23 Н.И. Павленко Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 30

24Н.И. Павленко Н.И. Павленко «Петр Первый»,изд. «Аванта +», м. 2010, с. 31

25Г. Александров Московская церковь Гавриила Архангела ( Меншикова башня) // Журнал Московской Патриархии. 1948 №9. С. 63-64

26Н. И. Павленко «Меншиков» (2005)

27И. К. Кондратьев « Седая старина Москвы»,  м. «А СТ», 2008

28 Журнал Московской Патриархии 1984 № 10, с. 42

29 Л. Колодный «Хождение в Москву», изд. «Голос», М. 1997, с. 636

30И. К. Кондратьев « Седая старина Москвы»,  М. «А СТ», 2008

31См. там же

32 См. там же

33 «Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной», М. 1980, с. 11

34«Памятники архитектуры Москвы. Белый город», М. 1989, с. 245

35И.Э. Грабарь «Русская архитектура первой половины XVIII века (Исследования и материалы)»,М. 1954

36 См. приложение А, рис. 1

37  В.И Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков « История русской архитектуры», М. изд. «Архитектура-с» 2003, с. 309

38 См. приложение А, рис. 2

39 «Памятники архитектуры Москвы. Белый город», М. 1989, с. 246-248

40 С. Романюк « Из истории московских переулков», М. 1988, с. 105

41 См. там же

42 См. приложение А, рис. 3

43Ю. Н. Александров «Москва: диалог путеводителей», изд. «Московский рабочий», М. 1986, с. 308

44 См. приложение А, рис. 4

45 См. приложениеБ, рис. 1

46 М. Ильин, Г. Моисеева « Москва и подмосковье», М. 1979, с. 445

47 М. Ильин, Г. Моисеева « Москва и подмосковье», М. 1979, с. 445-447

48 См. там же

49См. там же

50 Б.Р. Виппер «Архитектура русского барокко», Изд. «Наука», М., 1978, С. 38-39

51 См. приложение Б, рис. 2

52 См. приложение Б, рис. 3

53 Б .Р. Виппер «Архитектура русского барокко», Изд. «Б.С.Г.-ПРЕСС», М., 2008

54Л. Колодный «Хождение в Москву», изд. «Голос»,М. 1997, с. 637

55См. там же

56См. там же

57 См. там же

58 См. приложение В, рис. 1

59 См. приложение В, рис. 2

60 См. приложение Г, рис. 1

61Л. Колодный «Хождение в Москву», изд. «Голос», М. 1997, с. 635

62 И. К. Кондратьев « Седая старина Москвы», М. «А СТ», 2008

63В. Н. и Н. И. Былинины «И. Зарудный»

64 С. Д. Степанов «Санкт-Петербург Петропавловская крепость. История проектирования и строитльства», изд. Спб. 2000, с. 192-197

65 См. приложение Г, рис. 2

66 С. Д. Степанов «Санкт-Петербург Петропавловская крепость. История проектирования и строитльства», изд. Спб. 2000, с. 192-197

67В. Н. и Н. И. Былинины «И. Зарудный»

68 См. приложение Г, рис. 1

69 См. приложение Г, рис. 4

70 См. приложение Г, рис. 3

 


Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I