Фламенко в контексте Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.
Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Изучить историю появления и развития фламенко
Проанализировать стили и формы фламенко
Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3
ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7
1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7
1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19
ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30
2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30
2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Всё многообразие фламенко как танца можно передать, танцуя только руками50. Танцуя фламенко, каждый может поговорить с самим собой, благодаря особой музыке, которая способна помочь выйти за рамки своего «обыденного Я», рождая танец-разговор, танец-молитву, танец-медитацию. Большинство женщин благодаря фламенко более трепетно относятся к своему внутреннему пространству, оно стало для них образным и более понятным и близким51. Танец фламенко прекрасен тем, что он разный по структуре и ритму. Часто новички, начиная осваивать фламенко, чувствуют эмоциональную усталость и смятение. Ведь передать всю гамму быстро сменяющихся чувств на протяжении одного танца достаточно сложно.

Россия и  Испания всегда были тесно связаны. Начало XIX века стало новой хронологической точкой пересечения России и Испании. Только в этих двух странах «бонапартовы полчища» встретили не только сопротивление регулярных войск, но и народную войну против захватчиков52.

После 1917 года традиционный образ России сменился двойным образом  – для одной части испанского общества это был образ «России  – угрозы» (Красной угрозы), для другой – образ «России – надежды»53. Постепенно образ СССР вытеснил из сознания испанского общества образ традиционной России, впитав некоторые его черты. 

В начале XXI века образ России стал изменяться – на смену образу страны в упадке постепенно стал вырисовываться новый образ новой России.

Коррида и фламенко – высшие проявления испанской народной культуры. Испанская культура всё  интенсивней и интенсивней проникает  в культуру России и особенно сильно связана с танцевальной культурой. Русских людей начинают беспокоить испанские мотивы, пишется много стихов на тему фламенко, рисуются картины посвящённые корриде, фламенко.

«Год Россия – Испания» – это перекрестный год в самом широком понимании. Программа Года охватывает все сферы  двустороннего сотрудничества – экономическую, научную, культурную, образовательную и другие.

Чуть ли не каждый день Институт Сервантеса в Москве проводит различные  культурные мероприятия – вечера фламенко, демонстрации  новых испанских кинофильмов, встречи с писателями54. Да и впереди у Института Сервантеса очень богатая культурная программа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Испанские танцы многообразны, и фламенко – лишь один из них. Фольклор каждой испанской провинции своеобразен: баски, живущие на севере, мужественны, строги и суровы, кастильцы напряженно сдержанны, арагонцы веселы, каталонцы лиричны, а андалузцы отличаются особой страстностью. Культуры всех этих национальностей подвергались взаимному проникновению, потому появилось множество их разновидностей. Фламенко – не просто танец, скорее это группа танцев. Это целый пласт музыкальной культуры, включающей игру на гитаре, пение.

Фламенко – это больше чем музыка. Это целое мировоззрение, отношение к жизни. Не обязательно быть артистом, чтобы принадлежать к этому миру. Фламенко – всё то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. Оно уникально тем, что все чувства, характерные для танца в коллективе, танцор несет в себе, подчеркивая свою независимость, придавая драматичность танцу.

Искусство танца фламенко, пожалуй, одно из популярнейших направлений испанского танца. При этом мало кто знает, что фламенко – это не только танец, а целое направление музыкальной культуры народов Испании, фольклорные песни, стиль игры на гитаре.

Так как Фламенко – довольно юное танцевальное искусство, зародившееся в Андалузии, впитало в себя черты, мудрость и знания других, более древних цивилизаций, имевших контакты с Андалузией. Это арабская, греческая, цыганская, еврейская, латиноамериканская культуры. За сравнительно небольшой период из песен андалузских цыган фламенко превратилось в искусство, влияющее на некоторые Российские направления в музыке и танце.

Культурологические  синонимы Фламенко можно найти и  в других странах: например, в Америке – «черный» или «деревенский» блюз, или в России – русский романс. Интересно заметить, что в русском романсе, также имеющем цыганские мотивы, порой наблюдается курьезное сходство с фламенко.

В России в последнее  время начали появляться фестивали  фламенко, проводятся конференции, посвящённые этому феномену, всё больше и больше людей хотят научиться танцевать его. Ведь через танец, через движение можно проникнуть в прежде недоступное мировоззрение, почувствовать дыхание чужой культуры.

Фламенко –  движение языков пламени, необузданная страсть, заставляющая кипеть кровь в жилах. В этом танце сплелся вековой колорит экспрессии и мужественности, страсти и любви, легкости и силы, сдобренные южным испанским солнцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Монографии, исследования

  1. Альтамира-и-Кревеа, Р. История испании / Р. Альтамира-и-Кревеа. – М.: Иностранная литература, 1951. – 358 с.
  2. Альфонсо Пуиг Кларамут. Искусство танца фламенко / Альфонсо Пуиг Кларамут. – М.: Искусство, 1984. – 184 с.
  3. Верников, В. Л. Испания. Анфас и профиль / В. Л. Верников. – М.: Весь мир, 2007. – 480 с.
  4. Деборин, А. М. Культура Испании / А. М. Деборин. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. – 498 с.
  5. Дефурно, М. Повседневная жизнь Испании Золотого века / М. Дефурно. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 368 с.
  6. Каптерева Т. П. Испания: История искусства / Т. П. Каптерева. – М.: Белый город, 2003. – 496 с.
  7. Кожановский, А. Н. Быть испанцем / А. Н. Кожановский. – М.: Восток-Запад, 2006. – 318 с.
  8. Мамонтов С.П. Испанский язык : Историко-лингвистический очерк / С.П. Мамонтов. Москва : УДН, 1966. – 86 с.
  9. Непомнящий, Н. Н. Испания, которую мы не знали / Н. Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2000. – 304 с.
  10. Родригес-Ириондо М. Немного об Испании / М. Родригес-Ириондо.  – М. : Высшая школа, 1984. – 199 с.
  11. Чернышев, В. П.  Город вечерней звезды : (Очерки о Мадриде) / В. П. Чернышев. – М.: Мысль, 1990. – 297 с.
  12. Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  246с.

 

 

Статьи

  1. Антонова, А. Е. Россия и Испания как пример пограничных культур между Востоком и Западом // Научный вестник Московского государственного технического универститета гражданской авиации. – 2005. №95. – С. 164 – 166.
  2. Довгань, В. Испанский танец // Музыка и время. – 2008. № 11. – С. 20 – 21.
  3. Жерносенко, Г. А. Особенности преподавания фитнес-аэробики по дисциплине «физическая культура» // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2007. №2. – С. 100 – 107.
  4. Ковалёва, О. Город Дона Жуана и Кармен. Родина корриды и фламенко // Вестник института геологии Коми научного центра уральского отделения РАН. – 2005. №10. – С. 28 – 29.
  5.   Куркузов, И. М. Культура Испании между прошлым и будущим // Латинская Америка. – 2010. №7. – С. 94 – 96.
  6. Народецкая, А. В. Испанские мотивы в камерно-вокальном творчестве Н. К. Метнера // Вестник башкирского университета. – 2010. №1. – С. 75 – 78.
  7. Пак, Е. Россия и русская культура в восприятии испанцев // Вопросы культурологи. – 2008. №1. – С. 51 – 53.
  8. Пантелеева, О.О. Концепт «фламенко» как национально-культурная реалия в художественном творчестве Висенте Бласко Ибаньеса // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. – 2008. №10. – С. 156 – 164.
  9. Трофимова, В. Испанская ночь. Дуэнде – «чёрный» дух культуры фламенко // 60 параллель. – 2010. №2(37).

Справочная  литература

  1. Волкова, Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник / Г. И. Волкова. – М.: Высшая школа, 2006. –  656с.
  2. Костылева, Е. А. Праздники Испании: Книга для чтения по страноведению / Е. А. Костылёва. – СПб.: Каро, 2001. – 272 с.

Учебники  и учебные пособия

  1. Эйдус, Б. Х. История и культура Испании: учеб. Пособие  / Б. Х. Эйдус. – М.: Московский лицей, 2001. – 224 с.

Электронные ресурсы

  1. Институт терапевтических искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exat-edu.ru/ [Дата обращения 2.06.2011].
  2. Международная жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interaffairs.ru/index.php [Дата обращения 8.06.2011].
  3. Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/ [Дата обращения 10.05.2011].
  4. Столетие[Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.stoletie.ru/   [Дата обращения 8.06.2011].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Пантелеева О.О. Концепт «фламенко» как национально-культурная реалия в художественном творчестве Висенте Бласко Ибаньеса // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. – 2008.  №10. – с. 156.

2  Там же. – С. 157.

3 Каптерева Т. П. Испания: История искусства / Т. П. Каптерева. – М.: Белый город, 2003. – с.381.

4 Волкова Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник / Г. И. Волкова. – М.: Высшая школа, 2006. – с. 221.

5Там же. –  С. 411.

6 Пантелеева О.О. Концепт «фламенко» как национально-культурная реалия в художественном творчестве Висенте Бласко Ибаньеса // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. – 2008. №10. – с. 158.

7 История фламенко – частьI // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/flamenco-history1 [Дата обращения 10.05.2011].

8  Альфонсо Пуиг Кларамут. Искусство танца фламенко / Альфонсо Пуиг Кларамут. – М.: Искусство, 1984. – с.63.

9 История фламенко – частьI // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/flamenco-history1 [Дата обращения 10.05.2011].

10 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с. 98.

11 Там же. – С .101.

12 Довгань В. Испанский танец // Музыка и время. – 2008. № 11.– с. 20.

13 Альтамира-и-Кревеа Р. История испании / Р. Альтамира-и-Кревеа. – М.: Иностранная литература, 1951. –с.111.

14 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с. 153.

15 Там же. – С. 154.

16 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с. 154.

17 Там же. – С. 155.

18 Стили фламенко // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/styles [Дата обращения 10.05.2011].

19 Довгань, В. Испанский танец // Музыка и время. – 2008. № 11.– с. 21.

20 Каптерева Т. П. Испания: История искусства / Т. П. Каптерева. – М.: Белый город, 2003. – с. 203.

21 История фламенко – частьI // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/flamenco-history1 [Дата обращения 1.04.2011].

22 История фламенко – частьIII // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/flamenco-history3 [Дата обращения 10.05.2011].

23 Альфонсо Пуиг Кларамут. Искусство танца фламенко / Альфонсо Пуиг Кларамут. – М.: Искусство, 1984. – c.53.

24 Фламенко, канте фламенко, канте хондо // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/jondo [Дата обращения 21.04.2011].

25 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с.110.

26 Стили фламенко // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/articles/styles [Дата обращения 22.04.2011].

27 Кожановский, А. Н. Быть испанцем / А. Н. Кожановский. – М.: Восток-Запад, 2006. – с. 203.

28 Волкова, Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник / Г. И. Волкова. – М.: Высшая школа, 2006. –  с. 23.

29 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с. 123.

30 Родригес-Ириондо М. Немного об Испании / М. Родригес-Ириондо.  – М. : Высшая школа, 1984. –с. 88.

31 Волкова, Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник / Г. И. Волкова. – М.: Высшая школа, 2006. –  с. 304.

32 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с.154.

33 Год России в Испании и Испании в России // Международная жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=652 [Дата обращения 8.06.2011].

34 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с.163.

35 Там же. – С.163.

36 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с.164.

37 Довгань, В. Испанский танец // Музыка и время. – 2008. № 11.– с. 20.

38 Фламенко искусство и психотерапия // Институт терапевтических искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exat-edu.ru/page.php?id=164 [Дата обращения 2.06.2011].

39 Пак, Е. Россия и русская культура в восприятии испанцев // Вопросы культурологи. – 2008. №1. – с. 51.

40 Очерек о возможностях ритуального фламенко Институт терапевтических искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exat-edu.ru/page.php?id=261 [Дата обращения 2.06.2011].

41 Фламенко искусство и психотерапия // Институт терапевтических искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exat-edu.ru/page.phpid=164 [Дата обращения 2.06.2011]

42 Там же.

43 Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд / Эль Монте Анди. – М. : Мусалаев, 2003. –  с.99.

44 Некоторые проблемы начального изучения теории музыки фламенко // Первый русскоязычный сайт о фламенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flamenco.ru/search?q [Дата обращения 10.05.2011].

45 Год России в Испании и Испании в России // Международная жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=652 [Дата обращения 8.06.2011].

46 Непомнящий, Н. Н. Испания, которую мы не знали / Н. Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2000. – с. 203.

47 Там же. – С. 204.

48 Антонова, А. Е. Россия и Испания как пример пограничных культур между Востоком и Западом // Научный вестник Московского государственного технического универститета гражданской авиации – 2005. №95. – С. 164

Информация о работе Фламенко в контексте Российской культуры