Фламенко в контексте Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.
Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Изучить историю появления и развития фламенко
Проанализировать стили и формы фламенко
Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3
ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7
1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7
1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19
ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30
2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30
2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3

ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7

1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7

1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19

ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30

2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30

2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Испанские танцы известны далеко за пределами Пиренейского полуострова. Во всем мире известны болеро и фанданго, пасодобль и фламенко. Испанские танцы имеют историю, которая является столь же динамической как шумное прошлое страны.

Испанский танец известен с глубокой древности. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театральные представления. Танцевальные ансамбли, исполняющие фанданго и фламенко собирают полные залы зрителей, а лучшие танцоры являются известными личностями, которые представляют свою страну не только на сцене.

Фламенко фактически стал символом Испании и изучается  по всему миру. В России интерес  к фламенко существовал всегда, но особенно он усилился последние годы. Сейчас искусство фламенко известно и популярно во многих странах и особенно в России.

В 2010 году фламенко было включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как известно, 2011 год в России объявлен годом Испании. Сразу же приходит на ум коррида, кармен и жгучий испанский танец фламенко.

Актуальность  изучения фламенко в контексте российской культуры очевидна. Искусство фламенко развивалось в России и раньше, на протяжении нескольких десятков лет, но сейчас происходит более интенсивное развитие.

Для многих этот факт может показаться удивительным, но в одной только Москве танцевальных студий, где можно обучиться фламенко, насчитывается более двадцати. Многие выдающиеся российские танцоры отдали этому танцу большую часть своей жизни и добились серьезных успехов.

Что же такое случилось, отчего вдруг жители и жительницы русских городов – да не какие-нибудь неустроенные, а напротив, прекрасно адаптированные, с надежным социальным статусом и неплохим доходом – увлекаются танцем испанских маргиналов, бродяг, отверженных и гонимых? С чем связан интерес к фламенко и почему всё больше и больше людей занимаются им?

Испанский танец  отличается исключительным ритмическим  богатством, эмоциональностью, разнообразием  форм. Этим объясняется его широкое  распространение во всех странах. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на испанских танцах: «Арагонская хота» на музыку М. И. Глинки. Музыкальные обработки испанского танца имеются у К.В. Глюка, В. А. Моцарта и др.

Стоит, отметить, что данный феномен исследовался, но с недостаточной источниковой  базой. В настоящее время главная сложность в изучении фламенко – понять, что же называется фламенко. В то время как современная история народных традиций в других странах Запада консервативна, искусство фламенко благодарно отзывается на все новые веяния. Об этом говорят постоянные эксперименты исполнителей фламенко с различными стилями и направлениями музыки. В этом смысле фламенко - не рафинированное искусство, а скорее художественный взгляд, допускающий безграничные изменения.

Историография проблемы: История развития фламенко исследовалась всегда и по сегодняшний день. Впервые были подняты вопросы возникновения, формирования и развития такого феномена, как фламенко в 1847 году Серафином Эстебаньесом Кальдероном. Он один из первых фламенкологов, затрагивал вопрос влияния арабов на формирование и развитие фламенко. Известный фламенколог Росси отмечал существенную анологию некоторых еврейских песен с фламенко. В 1966 году Росси были приведены некоторые классификации фламенко в работе «Teoria del Cante Jondo», а так же классификациями фламенко занимались Хорхе Мартин. Лорком, Кларамутом в 1984 году исследовались особенности искусства танца фламенко в работе «Искусство танца фламенко». Происхождением слова «фламенко» занимались Рикардо Молина, Демофило, Бас Инфанте в 1900 году – «Правда о заговоре Таблады и о свободном государстве Андалусии». Серьёзное исследование было проведено Эль Монте Анди в книги «Фламенко: тайны забытых легенд» 2003 года. Исследование основано на источниках испанских авторов. Оно даёт глубокое представление об искусстве фламенко, его происхождении, эволюции.

В 2000-е годы активизируется изучение испанской культуры в России, появляются статьи: А.Е. Антоновой, О. Коволёвой, Е. Пака и другие, благодаря чему выходит много публикаций, посвящённых вопросам взаимодействия Русской и Испанской культур и развития фламенко в Росии.

Всплеск интереса к изучению культуры Испании выражен  в работах В. Трофимоваой «Испанская ночь. Дуэнде – «чёрный» дух культуры фламенко» 2010 года, А.Е. Антоновой «Россия и Испания как пример пограничных культур между Востоком и Западом».

Несмотря на то, что проблема исследовалась, она  до сих пор имеет интерес.

Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.

Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

  • Изучить историю появления и развития фламенко
  • Проанализировать стили и формы фламенко
  • Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
  • Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.

Объектом исследования – является искусство фламенко в России.

Предметом исследования – интенсивность развитие фламенко в Российской культуре.

Источниковая  база исследования.  Источниками информации послужили труды современных исследователей, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике фламенко.

Теоретико-методологическая основа исследования. На различных этапах научно-исследовательской работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, нами использовались различные методы исследования. В ходе работы было проведено интервью, сделаны выводы.

Жанр фламенко получил международную известность, когда в мае 1921 года целое представление  фламенко было включено в программу русского балета, выступавшего в Париже, в театре «Гайет Лирик».

Фламенко оказало  большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего  мира.

Практическая  значимость исследования.

Исследование  искусства фламенко России имеет важное научное и практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в учебном курсе истории музыкальной, танцевальной  культур России, могут быть включены в качестве регионального компонента в учебные дисциплины «История культуры» и «Культурология» в колледжах искусств, музыкальных училищах, институтах культуры и искусств. Данная работа вносит определённый вклад в изучение российской культуры, способствуя продолжению русской духовной традиции.

Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФЛАМЕНКО

1.1. История появления и развития фламенко

Фламенко сформировалось на юге Иберийского полуострова, в Андалусии, где более двух тысяч лет скрещивались культуры Востока. Оно стало известно только в последней трети XVIII в., хотя начало его истории надо отнести, вероятно, к XV в., когда цыганские племена из северной Индии добрались до Испании.1

Фламенко - это  сплав цыганской музыкальной традиции с восточными напевами, сохранившимися на земле Андалусии. Родившись, в цыганской среде, фламенко стал музыкой нижних социальных слоев населения, к которым, кроме цыган, относились другие этнические меньшинства и живущие в ужасающей нищете сельскохозяйственные рабочие. Фламенко как символ эпохи сформировалось на стыке культур, вобрало в себя и синтезировало знания различных традиций.

Существует  несколько гипотез об этимологии термина «фламенко».

1. Согласно теории профессора Гарсия Матос (M. García Matos), «фламенко» происходит от арго (к. XVIII – н. XIX вв.) в значении «самодовольный», «хвастливый», «фанфарон» («farruco», «pretencioso», «fanfarrón»). Отрицательный оттенок слова был связан с презрительным отношением испанцев к «фламенко» или «фламандцам», цыганам из Фландрии, заселивших в то время Андалусию.2

2. Другая гипотеза предполагает арабское происхождение слова «flamenco». Восемь веков владычествовали мавры в Испании. Это оставило определенный след в жизни и культуре обоих народов, в том числе в музыкальной культуре и языке. Начиная с XVI в., из мудехаров (мавр, оставшийся вассалом у христианских королей), которые были вынуждены обратиться в христианство, образуется класс морисков (крещёные мавры). После изгнания мавров в 1609 году, многие из них объединились с цыганами для узаконивания своих прав, другие уходили в труднодоступные горные районы Андалусии. В арабском языке они получают наименование felah-mengu, что означает «беглые крестьяне». И, трансформировавшись из арабского felah-mengu в испанское «flamenco», это слово стало обозначать искусство, отличное как от арабской музыки, так и от испанского фольклора.3

3. Некоторые исследователи считают, что своим наименованием искусство фламенко обязано пламенности своего характера, живости и извивающемуся рисунку танцев, вызывающих ассоциации с трепещущим пламенем. Это указывает на происхождение «flamenco» от слов «flameante», «flamante» (пламенеющий, полыхающий).4

4. Еще одно распространенное мнение – анималистическая гипотеза, происхождение «flamenco» от названия птицы фламинго, в переводе с испанского означающего «фламенко».5

Происхождение этого слова точно не установлено и имеет разные версии.

В фламенко выделяют три главных составляющих –  канте (cante – песня), бэйле (bailе – танец) и токэ (toque – музыкальная игра).6 Из этого следует, что ядром Фламенко является наглядный образ поющего/танцующего/играющего на музыкальном инструменте (гитаре) человека.

Музыкальной и  эмоциональной основой фламенко является канте хондо (cante jondo – глубинное пение) – древнее андалузское пение. Канте хондо – это истинное искусство выражения внутреннего состояния, глубинного переживания. Традиционно возникновение канте хондо связывают с древнейшими музыкальными системами Индии и цыганами, кочевавшими по миру и перенёсшими эти знания в Испанию в период IX – XIV веков. Существует двойной смысл понятия «канте хондо» один обозначает древнее искусство выражения глубины, второй – направления или группу стилей фламенко.

Корни фламенко уходят очень глубоко. Еще задолго до нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое государство с высокообразованным народом, собственной письменностью и музыкальной культурой. Античные авторы тогда с удивлением замечали, что даже законы свои жители страны писали в ритмизованной форме. Сильное влияние на формирование фламенко оказало внедрение во II – Х веках греко-византийского религиозного песнопения.

Затем в VIII веке на Пиренейский полуостров пришли арабские племена берберов, в период расцвета мавританского государства формируется классическая «андалусская музыка».7 В XV – XVI веках в Андалусию пришли цыгане – выходцы из Индии, изгнанные в 1400 году из Индии воинами Тамерлана. Найдя в Испании родственную музыкальную культуру, они органично сжились с ней. Соприкосновение «цыганского» и «андалусского», видимо привело к окончательному оформлению жанра фламенко.

Первое документальное упоминание о фламенко относится  к 1780 году, к Андалузии. К тому моменту  уже сформировались его мелодическая структура и стилистика и это время принято считать началом его существования.

Основными категориями  населения Андалузии того времени  были знать, духовенство, буржуа, ремесленники, рабочие, цыгане, а также слой, стоящий  по своему благосостоянию на низшей социальной ступени, состоявший в основном из нищих и бродяг. Деревенские жители активно перебирались в город в основном по причине бедственного состояния деревень, задавленных богатой знатью и ввергнутых в нищету. В этой атмосфере фламенко набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей.

Обиталищем  фламенко был дом. В традиционном испанском жилье все квартиры выстраивались вокруг общего внутреннего дворика (patio), который являлся своеобразным центром всего дома.8 Такая планировка подразумевала довольно тесное общение между соседями, которые часто являлись членами одной большой семьи или клана. Внутри дома патио являлся местом, где справлялись праздники и передавались секреты пения. Все это происходило в ограниченном кругу родственников, поэтому многие самые значительные имена во фламенко – это семейные династии, где из поколения в поколение передавались секреты мастерства.

Музыка воспринималась как диалог, общение, этим и объясняется  ее импровизационный характер. Диалог между двумя кантаорами (певцами фламенко), кантаором и гитаристом, песней и танцем.

Информация о работе Фламенко в контексте Российской культуры