Фламенко в контексте Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.
Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Изучить историю появления и развития фламенко
Проанализировать стили и формы фламенко
Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3
ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7
1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7
1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19
ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30
2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30
2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Если говорить о женском танце, то двигательные стереотипы традиционной русской культуры и культуры фламенко различны. Если в русском танце регламентировано превосходство мужского пола, а женщина представляется покорной и сдержанной, то в танце фламенко проявляется яркость, мужественность, эмоциональность, непокорность, ревнивость, страстность цыганки. Но в танце фламенко также существуют двигательные паттерны, характеризующие мужской и женский танец. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается «сапатеадо» – отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч. Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук и кистей, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцора-мужчины более геометричные.

Вместе с  овладением новой для тела техники  движения люди овладевают иным для русской культуры способом самовыражения, иными возможностями демонстрации различных эмоциональных состояний.

Когда знаменитую испанскую танцовщицу, которую называли «живой скульптурой огня», Ла Архентину, спросили, что она думает о танце и чем для нее является танец, она ответила: «Во-первых, Красотой! И лишь потом Техникой! И любопытно, что технике – столь существенному элементу в обыкновенном танце – нужно как бы скрыться при исполнении танца фламенко, потому что если этого не произойдет, то красота танца пострадает в значительной степени. Поймете ли Вы балерину, которая движет рукой или ногой, словно повторяя заученный урок? Движение – это мой основной элемент в танце. Оно является главным элементом и у птиц. Я не стараюсь заимствовать у них абсолютную грацию! Однако чувствую себя связанной с ними крепким братством. Они являются для меня в некоторой степени «высокими» и «быстрыми» примерами. Красота их полета и взмахов крыльев раскрывает их радости и страхи, так же как и танец фламенко» .43Эти слова очень ярко и наглядно выражают суть танца фламенко и участии в нем тела.

Фламенко фактически стал символом Испании и изучается  по всему миру. В России интерес к фламенко существовал всегда, но особенно он усилился последние годы. Сейчас, когда искусство фламенко известно и популярно во многих странах, трудно поверить, что в первой четверти нашего века оно было, мягко говоря, не столь популярно. Фламенко выбирают так как, чтобы его танцевать не нужно иметь определённые данные. Это искусство для всех. Здесь нет никаких ограничений ни в возрасте, ни в весе и т.д. Люди выбирают фламенко, а не русские народные танцы, так как русский танец перешёл какую-то грань: отталкивает людей. Занимаются фламенко чтобы решить проблему с осанкой или фигурой, для того чтобы научиться красивому, гармоничному движению. Люди пытаются  самовыразить себя через танцевальную деятельность,

Многие выдающиеся российские танцоры отдали этому танцу большую часть своей жизни и добились серьезных успехов.

Конечно, можно  овладеть фламенко, и, не выезжая из нашей страны. Но настоящее мастерство приходит после посещения колыбели танца – Андалусии. В каждом городе этого региона (Гранада, Херес, Севилья) есть много танцевальных школ и потрясающих учителей. В Севилье, к примеру, каждый два года проходит фестиваль фламенко – биеналле – на нем представлены практически все ведущие испанские школы фламенко. Посетив этот фестиваль, можно сравнить все популярные стили фламенко, и выбрать тот, который больше всего подходит именно вам.

Отрадно, что  и в России в последнее время  начали появляться фестивали фламенко. В этом году в Санкт-Петербурге состоялся  уже десятый, юбилейный такой  фестиваль «Северное фламенко». На соревнованиях нет жестких рамок, все конкурсанты выступают в свое удовольствие. Многие приезжают туда не с одним-двумя, а с несколькими танцами. Насыщенный фестивальный день позволяет забыть о холодной и промозглой температуре за окном и насладиться настоящими южными мотивами.

2.2. Влияние фламенко на российскую культуру

Фламенко фактически стал символом Испании и изучается  по всему миру. В России интерес  к фламенко существовал всегда, но особенно он усилился последние годы. Сейчас, когда искусство фламенко известно и популярно во многих странах, трудно поверить, что в первой четверти нашего века оно было, мягко говоря, не столь популярно.

Фламенко оказало  большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего  мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.  
Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но наряду с развивающимся фламенко существуют и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п44. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Как известно, 2011 год в России объявлен годом Испании45. Сразу же приходит на ум коррида, кармен и жгучий испанский танец фламенко. Поскольку корриду в России увидеть проблематично, на первый план в популяризации испанской культуры у нас выходит именно этот зажигательный танец. Стоит сказать, что искусство фламенко развивалось в России и раньше, на протяжении нескольких десятков лет.

Для многих этот факт может показаться удивительным, но в одной только Москве танцевальных студий, где можно обучиться фламенко, насчитывается более двадцати. Многие выдающиеся российские танцоры отдали этому танцу большую часть своей жизни и добились серьезных успехов.

Важный элемент  образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами46. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда байлаора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки47.

Испанская шаль с очень длинными кистями —  один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается  вокруг стана танцовщицы, подчеркивая  стройный женский силуэт, то ниспадает  с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Еще один классический женский атрибут фламенко — большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

В России всё  больше и больше начинает развиваться  фламенко. В 2011 года в Государственном  институте искусствознания состоялась первая международная научная конференция  «Культура фламенко в  процессах глобализации», которая стала одной из составляющих десятого юбилейного фестиваля фламенко «Viva Espana!»48.

В ноябре 2010 года ЮНЕСКО включила фламенко в список нематериального культурного наследия человечества. Этот факт еще больше способствовал популяризации этого искусства в мире, и особенно в России. Ещё со времен М.И. Глинки влияние испанской музыкальной культуры на российскую стало весьма ощутимым. Но помимо культурного взаимодействия нашим странам необходим обмен аналитическим и практическим опытом. Международная научная конференция призвана была наладить этот процесс, а также восполнить пробелы в изучении фламенко как культуры и стиля.

 На конференцию  приглашались представители науки  и практики культуры, занимающиеся  пропагандой непосредственно фламенко и культурным пластами, связанными с фламенко.

Фестиваль фламенко «Viva Espana!»в Москве — это ежегодное событие в мире испанской музыкальной культуры с 2001 года, что показывает заинтересованность русских людей в культуре фламенко. В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары», участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов.

Фламенко отличается от танца западной Европы двумя существенными деталями. Хореографы европейских танцев стараются создать иллюзию свободы от сил земного притяжения и независимости движения конечностей от торса. А танец фламенко с его чудесными движениями ступней ног старается сохранить связь танцора с землей, а наиболее выразительные движения рук и ног всегда возвращаются к центру тела.

В настоящее  время главная сложность в  изучении фламенко – понять, что  же называется фламенко. В то время  как современная история народных традиций в других странах Запада консервативна, искусство фламенко благодарно отзывается на все новые веяния. Об этом говорят постоянные эксперименты исполнителей фламенко с различными стилями и направлениями музыки. В этом смысле фламенко - не рафинированное искусство, а скорее художественный взгляд, допускающий безграничные изменения. Найти сегодня фламенко в «чистом» виде практически невозможно. Ясно одно: фламенко будет существовать до тех пор, пока существуют любовь и отчаяние, честь и обман. Ведь именно эти чувства так ярко передает фламенко.

Фламенко на сегодняшний день является искусством-эгрегором, который сформирован духовными  знаниями и традициями различных  народов средневековой Андалусии. Очень важен здесь дух фламенко – дуэндэ. Дуэнде (в переводе с испанского «дух», «невидимка») – это душа исполнения фламенко, применительно к искусству слово означает «огонь», «чувство». У нас говорят «в нем нет огня», в Испании – «no tiene duende».

Дуэнде превращает фламенко в шаманство, в магию. Это сила, которая помогает исполнителям донести искусство до зрителя, это дух, пронизывающий тело танцора, который невозможно описать. Это состояние неистовства, экстаза, когда танцор полностью отдается искусству и следует за своим телом, за теми импульсами, которые тело выбрасывает во вне, превращая фламенко в магию.

Фламенко –  это искусство, где исполнители  не просто демонстрируют зрителям свою технику, но и свое мировоззрение, свою культуру ценностей, осуществляемых в  движении, пении и игре на гитаре.

Сегодня исполнители  фламенко находятся на стыке жанров, они сочетают искусство фламенко с роком, латиноамериканской культурой (стили румба и коломбиана), джазом.

Фламенко начинает быть экспериментальным искусством. Но, несмотря на свою прогрессивность, фламенко все равно сохраняет свою первоначальную структуру.

Фламенко становится очень популярным направлением и  в России, во многом благодаря усилиям  Валентины Пахомовой, педагога ГИТИСа по хореографии, стоявшей у истоков  этого направления в нашей  стране. В 1989 году ею была создана первая школа фламенко в России и ансамбль фламенко LOS DE MOSCU. На сегодняшний день в России появилось множество школ и коллективов фламенко. За последние годы Москву с концертами и мастер-классами посетили многие известные танцоры из Испании: Мария Пахес, Иоланта Кортес, Луиса Палисио, Леонор Леал, Мерседес Руис, Антонио Кастро Райя.

Взаимодействие  фламенко с другими культурами способствует продвижению фламенко за пределы  Испании. Фламенко продолжает искать новые  пути воплощения, звучания, исполнения в пространстве современности.

Принято считать, что из всех европейцев именно испанцы наиболее близки к русским по своему менталитету. Может именно поэтому у нас в стране такой популярностью пользуется обучение фламенко. За несколько лет горячие испанские ритмы завоевали прочные позиции среди других направлений. В Россию стали приезжать с выступлениями известные танцоры, а в школы выстроилась очередь из желающих освоить фламенко. 
Разумеется это направление делится на большое количество школ и стилей. Здесь его можно сравнить с танго. Каждый стиль имеет свои особенности в использовании песен, выражении чувств, основном эмоциональном заряде, подаче перед зрителями. Многие испанские города создали свой вид фламенко и продолжают развиваться в данном направлении.

Предназначение  фламенко – это исполнить желание  танцора: пробудить любовь или очиститься от гнева, пережить горе или найти  ответы на свои вопросы49. Это становиться возможным благодаря особой музыке и уникальным танцевальным движениям, которые помогают танцору обрести внутреннюю уверенность, видение пути достижения цели, тем самым, приближая или осуществляя желания.

Ритм во фламенко наиболее сильная его характеристика. Их много: они имеют свою структуру  и своё чередование.

После танца  в ритме тангос поднимается настроение, ощущается прилив сил, и женщины чувствуют себя бодрее. Повторяющийся ровный ритм может способствовать снижению нервной возбудимости и оказывать стабилизирующий эффект.

Информация о работе Фламенко в контексте Российской культуры