Фламенко в контексте Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.
Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Изучить историю появления и развития фламенко
Проанализировать стили и формы фламенко
Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3
ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7
1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7
1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19
ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30
2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30
2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Особенности стилей и форм фламенко

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палос — тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo). Вторая категория — это канте фламенко (cante flamenco)23.

Канте хондо (cante jondo) – это наиболее древнее ядро фламенко, его первооснова. Сущность отличия канте хондо от канте фламенко состоит в том, что канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения, а фламенко, его позднее эхо, определено и окончательно сложилось в восемнадцатом веке. Канте хондо – таинственный отсвет первовремен, канте фламенко – искусство почти современное и сильно уступающее по глубине чувства. Духовный колорит и местный колорит – вот в чем их коренное отличие. Канте хондо – это самый универсальный и древний голос Андалузии. Голос, который способен выразить как личную драму, так и драму целого народа.

«Cante jondo»  переводится  как «глубокое», «глубинное» пение24. Как и указывает само слово, канте хондо – это что-то настолько глубокое и древнее, что существовало уже в те времена, когда все андалузское, цыганское и то, что мы называем фламенко, только зарождалось, а, быть может, еще и не существовало.

Более полное название фламенко – это «канте фламенко» (cante flamenco). Несмотря на то, что в дословном  переводе с испанского «cante» означает «пение», это наименование включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре и охватывает все частные проявления стиля фламенко.

Стили в канте  хондо – дэбла, карсэлера, тона, мартинэтэ, саэта, солеа, поло, сигирийя, серрана, канья, нанас, кантес дэ трилья и др.

Стили в канте  фламенко – тьенто, танго, тангвильо, сапатэадо, фаррука, гарротин, булерия, алегрия, кантинья,плаэйра, фанданго, фандангвильо, ромерос, мирабрас, хабера, хилиана, калесера, севильяна, панадерос, малагенья, гранадина, таранта, таранто, картахенера, ронденья, минэра, халео, бандола, аликантина, галерас, мариана, вердиалес и др25.

Исследователи фламенко используют разные принципы классификации многочисленных стилей, но все они так или иначе  делятся на старейшее канте хондо и «всё остальное». То есть всюду канте хондо выделяется особо, как первооснова и почти самостоятельное искусство.

Итак, фламенко как направление в музыке, объединяет в себе значительное количество фольклорных  песенно-танцевальных форм с общим  характером мелодических интонаций, стиля  исполнения вокальной, танцевальной и  гитарной партий, а также сходными формами и тематикой поэтических текстов. Точное количество форм фламенко невозможно определить. Существует ряд причин такого положения дел.

Первая причина – постоянное развитие искусства фламенко, отражающее изменение вкусов и особенностей восприятия людей, что приводит к возникновению одних и исчезновению других форм, не отвечающих эстетическим требованиям современников. Достаточно, например, вспомнить о сарабанде фламенко (zarabanda flamenca), которая сегодня неизвестна и практически не поддается реконструкции. Она, по-видимому, растворилась в появившихся позднее гуахире, петенере и цыганской сигирийе. В то же время гуахира возникла как результат привнесения трансформированных напевов кубинских крестьян на андалусскую почву. И таких примеров можно привести довольно много. Сегодня разные исследователи выделяют как самостоятельные от тридцати до пятидесяти форм фламенко. Такой разброс во многом объясняется различием во взглядах на то, является какая-либо форма фламенко основной или вариантом иной, более ранней, формы.

Вторая причина – выделение некоторыми исследователями в самостоятельные формы фламенко обособившихся разновидностей какой-нибудь базовой формы. Например, малагенья, гранадина, аликантина, фанданго из Уэльвы – разновидности фанданго, которые практически всеми музыковедами выделяются в отдельные формы фламенко. А, например, ряд вариантов фанданго считаются самостоятельными только некоторыми из исследователей (количество местных разновидностей фанданго вы уже смогли оценить в начале этой статьи). Или еще один пример: кабалес иногда рассматривается и как отдельная форма и как вариант сигирийи.

Третья причина следующая. Кроме бесспорных форм фламенко в музыкальный стиль фламенко включаются и «пограничные» песенно-танцевальные формы, бытующие в Андалусии, и в той или иной мере основанные на мелодиях фламенко. Принципы включения их во фламенко зависят от исследователя, и единого мнения по ним также нет.

Анализ любого явления начинается с разделения его на составляющие элементы, определения  набора базовых признаков для  каждого типа элементов, и, наконец, их классификацию с выявлением иерархии и взаимосвязей (так, например, поступали Линней и Дарвин в процессе изучения животного и растительного мира). Такая процедура была неоднократно проделана и в процессе анализа искусства фламенко. В результате было выделено ряд неких устойчивых песенно-танцевальных форм, обладающих собственным набором признаков, более или менее воспроизводящихся в процессе исполнения разными артистами.

Классифицировать  формы фламенко можно по-разному. Существует много вариантов классификации форм фламенко. Группы форм фламенко и их исторические взаимосвязи для наглядности часто представляют в виде генеалогического древа. Главной особенностью всех без исключения «деревьев» является наличие у любой формы фламенко только одной «родительской» формы, и несколько «детей». Но то, что верно для людей – наличие строго определенного количества родителей (двое), не очень подходит для музыкального фольклора. Например, возьмем для определенности три формы фламенко – танго, тангильо и сапатеадо. Очевидно, что если рассматривать только те музыкальные элементы, которые являются общими у этих трех форм, получим линейную схему родства: танго –> тангильо –> сапатеадо26. Но если, например, для тангильо в качестве источников учесть и иные песенно-танцевальные формы Испании (хота и пр.), то появятся боковые и перекрестные связи, и картина станет довольно запутанной. К тому же не будем забывать, что любая форма фламенко появилась не в одночасье, а потом не менялась. Для начального ознакомления с генезисом музыки фламенко можно допустить отбрасывание родственных связей форм фламенко с иными песенно-танцевальными формами, но всегда надо помнить, что это значительное упрощение истинного положения дел.

В современном  фламенко существуют три уровня, три направления, отражающие глубину и тональность исполнения. Это канте хондо, канте интермедио (intermedio –промежуточное) и канте чико (chico– маленькое). В древности глубину (хондо) выражали только пением (канте) без аккомпанемента, музыка с танцем добавили позже. Для канте хондо жанра фламенко характерна драматическая поэзия и музыка; гитара использует в качестве скупого, без лишних украшений аккомпанемента. Это уровень глубинного пения, музыки и танца.

Канте чико –  в противоположность канте хондо – лёгкий и весёлый жанр, насколько он может быть лёгким и весёлым в искусстве фламенко, простой по форме и характеру образов. В стилях канте чико гитара часто солирует, а критерием оценки мастерства гитариста становится прежде всего техническое совершенство, а не способность открывать, указывать своим искусством на нечто невербальное, к чему стремится канте хондо в своих лучших образцах. Канте чико – самое молодое направление фламенко, его появление связано с изменениями, происходившими во фламенко в течение последних веков.

Канте интермедио – категория промежуточных форм между канте хондо и канте  чико. Драматическое настроение в  канте интермедио может сменяться  весельем, а гитарные мелодии звучат всё разнообразней и переходят  от характера аккомпанемента к солированию.

Каждое из направлений  включает в себя группу танцевальных стилей фламенко, характеризующихся  особым ритмом и манерой исполнения.

Солеа пор булерия  – один из основных и наиболее популярных стилей фламенко. Это танец в минорных красках, для которого характерны медленные движения рук и корпуса с вкраплением быстрых поворотов, а также ускорение ритма в конце танца. Песня исполняется без соблюдения ритма. Тематика песен Солеа – жизнь, любовь, смерть. Этот стиль – один из самых древних стилей канте хондо. Название происходит от слова «soledad» – одиночество27.

Алегриас – этот стиль берет свое начало из Кадиса. Его название происходит от испанского слова «alegría» – радость28. Действительно, песни алегриас – одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации. Это легкий, грациозный, жизнерадостный танец.

Бамбас – стиль появился в одной деревушке в провинции Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcázar). Согласно народной традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный столб, который удается поднять, называется «бамба» (bamba). Один участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые называются «бамбас».

Булерия относится  к самым молодым стилям. Она  впервые появилась на сценах театров  и кафе кантанте в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.Булериас – это эмоциональный, быстрый танец. Может быть как веселым, так и печальным. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в очень быстром темпе.

Канья относится  к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет  песен, которые бы что-нибудь у нее  не позаимствовали. Считается, что название стиля происходит от арабского слова  «gamia» («песня»), которое позднее трансформировалось в «канья». В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют «чистым золотом» канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными.

Трильерас – это пение относится к части репертуара фламенко, связанного по своему происхождению с работой («trilla» переводится как «молотьба»)29. Этот стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете, красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в поле.

Карселерас – название этого стиля происходит от испанского слова «сarcel» – «тюрьма». В карселерас поется о страданиях и надеждах заключенных. Эти песни по происхождению цыганские, они степенные и медленные, в них рассказывается о заключенных, которые мучаются и испытывают отчаяние от того, что совершили преступление. Они раскаиваются и чувствуют, что совершили его в состоянии помрачения рассудка, из-за гнева или гордости, и ни за что не решаться на такой поступок всю свою оставшуюся жизнь.

Дебла сегодня почти не исполняется, но в свое время дебла была одним из ярчайших представителей канте хондо. Уже к 1880 году дебла была практически предана забвению. Как и канью, ее относят к одному из самых сложных для исполнения стилей, возможно, по этой причине она сейчас находится на грани исчезновения. Характер этих песен меланхолический, и для их исполнения нужен действительно выдающийся голос. Название этого пения происходит из цыганского языка и в переводе означает «богиня». О дебле говорят как о фундаменте, на который опирается канте хондо, она составляет одну ветвь канте хондо вместе с мартинете и карселерас.

Фанданго излюбленная  на юге мелодия. Колыбелью этого пения считаются Малага, Кордова и Лусена. Изначально фанданго являлось песней, аккомпанирующей танцу. Это танец для одной пары, и его хореографическое содержание – любовная пантомима. Оживленный и страстный, он и сейчас пользуется популярностью во многих провинциях Испании. Существуют разновидности фанданго, унаследовавшие название от тех городов, где они получили наибольшее распространение: малагенья (malagueña, от Malaga – Малага), ронденья (rondeña, от Ronda – Ронда), гранадина (granadina, от Granada – Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia – Мурсия), аликантина (alicantina, – от Alicante – Аликанте), фанданго де Уэльва (fandango de Huelva, от Huelva – Уэльва)… Различают fandango rápido (быстрое) (например, фанданго де Уэльва), fandango moderado (умеренное) (например, вердиалес) и fandango lento (медленное) (фанданго де Альмерия)30.

Фаррука происходит от слова  «farruco». Так андалузцы называли цыган из Галисии и Астуриас, обосновавшихся на юге Испании. Попав в Андалузию, фаррука смешалась с местными напевами и приобрела черты фламенко. Изначально она пелась и танцевалась в основном в портовых местечках близ Кадиса. В настоящее время фаррука часто поется для аккомпанемента танцу, занимая почетное место в репертуаре как кантаоров, так и байлаоров.

Гранандина (гранаина) относится к группе фанданго и ее отличительная черта – арабский колорит музыки. Из всех стилей гранадина наиболее близка к мусульманскому пению. Мелодическая линия гранадины – простая и ровная, унаследованная от фанданго, а наиболее сложной и красивой является заключительная часть песни.

Хабера – это исконно  андалузская песня с инструментальным вступлением, напоминающим малагенью, и коплой, близкой к фанданго, от которого она и берет свое начало. Хабера – один из самых древних стилей группы фанданго, но в настоящее время она почти не исполняется, а изначально это было сельское, крестьянское пение. Ее исчезновение – не следствие ее сложности, скорее, в этом вина популярности других песен, которые начали исполняться на таблао в то время, когда стоял выбор, какие песни будут пользоваться наибольшим престижем.

Ливиана – это дитя южной  Андалузии. Пение родившееся среди крестьян, работающих в поле, в часы отдыха от работы, когда андалузский крестьянин чувствовал потребность петь. Оно появилось без гитары, без аккомпанемента и впитало в себя все жаркое солнце испанских плоскогорий. Профессиональные кантаоры быстро приняли ее в свой репертуар и стали исполнять под аккомпанемент гитары. Ливиана – сложный для исполнения стиль, требующий от исполнителя великолепных способностей. Со временем она стала забываться и исполнялась все реже и реже.

Информация о работе Фламенко в контексте Российской культуры