«Серебряный век» российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

В настоящей контрольной работе была предпринята попытка отразить такой яркий момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
1.1 Поэзия
1.2 Проза
1.3 Публицистика
II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
2.1 Театр
2.2 Живопись
2.3 Музыка
2.4 Архитектура
III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
3.1 Достижения и открытия
3.2 Образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Серебряный век российской культуры.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1 Поэзия

1.2 Проза

1.3 Публицистика

II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

2.1 Театр

2.2 Живопись

2.3 Музыка

2.4 Архитектура

III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

3.1 Достижения и открытия

3.2 Образование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Слово “культура” происходит от латинского слова cultüra, что означает «культивировать, или возделывать почву». В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Другими словами, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

В нашей  сегодняшней жизни слово “культура” ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение  культуры отбросило аристократические  оттенки этого понятия. Оно символизирует  убеждения, ценности и выразительные  средства, применяемые в литературе и искусстве, науке и образовании.

Культура  такого великого государства как  Россия отражает уникальную самобытность русского народа, особенности национального  характера, специфическое мировосприятие.

На пути своего развития от язычества восточных  славян до современной православной России, культура русского государства  перенесла многочисленные изменения, интерпретации, упадок и возрождение.

В настоящей  контрольной работе была предпринята  попытка отразить такой яркий  момент российской культуры, как «серебряный  век». Этот период последовал за веком  «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства  в России. Век «серебряный» продолжил  начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Впереди предстояло огромное потрясение - эпоха  социализма. Многое было задушено, загублено, уничтожено, предано анафеме. Что-то удалось спасти, что-то пришлось восстанавливать  с огромным трудом, что-то было утеряно  навсегда.

I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1 Поэзия

Начало  ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый  и другие поэты, исповедовавшие различные  этические и эстетические взгляды, принадлежавшие к разным направлениям.

Важнейшим и крупнейшим течением не только в  поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был  символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта  и философа В. Соловьева.

Помимо  поэтических произведений Соловьев создал философию единства, продолжая  учение славянофилов (Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную  мировоззренческую систему, которая  связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную. Основой  такого единства по замыслам В. Соловьева  должно было стать христианство.

Научному  познанию мира символисты противопоставляли  конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что  высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Один  из поэтов-символистов Ф. Сологуб  писал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в  стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны  не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».

Символизм способствовал появлению новых  течений, одним из которых был  акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).

Акмеисты  провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному  миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.

Акмеисты  использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов  были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные  поэты. По мысли Н. Гумилева, акмеизм  должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии.

Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов.

В отличие  от символистов и акмеистов, блестящих  интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом, футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество и люмпен-пролетариат.

Большая часть футуристов, помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинский участвовали в альманахах и как поэты.

Футуризм  стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно  символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать  весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому  пользовались любым поводом для  публичного скандала.

1.2 Проза

Развитие  литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и  шло в русле традиций русской  классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.

В русскую  литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе  И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.

Бунин продолжал  традиции и проповедовал идеалы русской  культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых – социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.

Если  прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя  бесстрастность автора, то в прозе  Куприна проявилась стихийность  и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях  Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным  было творчество Горького, который  навсегда связал свою судьбу с пролетариатом  и вошел в историю как «буревестник революции». У Горького был могучий  темперамент борца. В его произведениях  появились новые, революционные  темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события  нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.

Известность получили произведения А. Т. Аверченко (1881 – 1925) – русского писателя-юмориста, драматурга и театрального критика. В 1903 году в харьковской газете "Южный  край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как мне  пришлось застраховать жизнь", в  котором уже чувствовался его  литературный стиль. В 1906 году Аверченко  становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый. В 1907 году Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене". "...Их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 году книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".

1.3 Публицистика

Вскоре  после революции 1905-1907 гг. несколько  известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В ней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие литераторы и религиозные деятели.

Одним из главных вопросов, рассматриваемых  в «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех» считали, что революция  должна была закончиться после издания  Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании  национальных и религиозных интересов  России, подавлении инакомыслящих, в  неуважении к праву, разжигании в  массах самых темных инстинктов. Веховцы  утверждали, что русская интеллигенция  чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет понимать.

Против  авторов «Вех» выступило множество  публицистов, прежде всего сторонников  кадетов. Начавшаяся полемика способствовала тому, что сборник «Вехи» был переиздан. В поддержку их авторов появилось  множество публикаций, особенно на страницах популярной газеты «Новое время». Эта полемика сыграла важную роль в разработке русскими философами и публицистами многих злободневных вопросов, в первую очередь касающихся русской национальной идеи.

II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

2.1 Театр

Главными  драматическими театрами были Большой  театр в Москве и Мариинский в  Петербурге. На сцене выступали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, Г.Н. Федотова, С.В. Шумских и другие. Их игра отличалась высоким мастерством.

В 1898 году К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был основан Художественный театр (МХТ), на сцене которого ставились  пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна  и других авторов, имевшие большой  успех у зрителей. В 1904 году В. Комиссаржевская  открыла Драматический театр  в Петербурге. Действовали оперные  театры.

Появилось также большое количество театров  и в ряде крупных городов в  провинции. Своими актерскими труппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.

Появившийся на рубеже XIX – ХХ веков в России кинематограф пользовался особой популярностью. В 1908 году была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 году в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.

2.2 Живопись

В начале ХХ столетия еще  продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы  как В. Суриков, братья Васнецовы, И. Репин, Н. Касаткин, представлявшие реалистическое направление в живописи.

В целом, достигнув творческой самостоятельности, русская живопись двигалась в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытеснял бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдались в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, А. Архипова.

Символизм, неоклассицизм, модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).

Существовало товарищество передвижных выставок – А.М. и  В. М. Васнецовы, И. Бродский и другие.

К 1910 году зарождается русский  авангард как стремление перестроить  основы искусства вплоть до отрицания  самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают  новые школы и направления, которые  определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др.

В конце столетия в русскую  живопись пришли К.А. Коровин и М.А. Врубель. Коровин занимался и  портретом, и пейзажем, но любимым  его жанром оставался пейзаж, написанный на пленэре. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической  приподнятостью, ощущением воздуха  на картине, что роднило его с  французскими импрессионистами. Те же импрессионистские традиции Коровин  сохранил в своих портретах и  натюрмортах («Портрет Шаляпина», 1911, «Рыбы, вино и фрукты», 1916).

Произведения И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, которые представляли собой вершины  передвижнического реализма, отличались свободной, широкой манерой письма, передачей свето-воздушной среды с помощью цветных теней, рефлексов, разнообразием и свободой композиционных решений.

Известность получил Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924), график, живописец и театральный декоратор. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В те годы он являлся постоянным членом юношеского кружка, из которого впоследствии родилось художественное объединение "Мир искусства". Как активный участник "Мира искусства", на первых его выставках он выставлял портреты, сделанные в основном в технике пастели. Графические работы, сделанные для журнала "Мир искусства" принесли известность Баксту.

Информация о работе «Серебряный век» российской культуры