«Серебряный век» российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

В настоящей контрольной работе была предпринята попытка отразить такой яркий момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
1.1 Поэзия
1.2 Проза
1.3 Публицистика
II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
2.1 Театр
2.2 Живопись
2.3 Музыка
2.4 Архитектура
III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
3.1 Достижения и открытия
3.2 Образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Серебряный век российской культуры.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

Бакст создал отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Созданная им символ-маркуа "Мир искусства" стала эмблемой журнала и выставок этого общества («Орел на горной вершине»). Его живопись и графика наполнены были образами античной мифологии и греческой архаики. Бакст вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна. Еще в 1902 г. он дебютировал в театре, оформив пантомиму "Сердце маркизы". Балет "Фея кукол" (1903) имел успех главным образом благодаря его декорациям. Бакст оформлял спектакли, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907), создавал декорации и эскизы костюмов для балета "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова Н.А., а также декорации и эскизы костюмов для множества других спектаклей.

По-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева" "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поразили публику декоративной фантазией, силой и богатством цвета, а разработанные Бакстом приемы оформления положили в балетной сценографии начало новой эпохи.

Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), которая стала своеобразным манифестом стиля модерн в русском  искусстве. Позднее сильное впечатление  на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. Во времена первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Имя Бакста как ведущего художника "Русских сезонов" гремело наряду с именами знаменитых балетмейстеров и лучших исполнителей.

Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражали фантастикой.

Значительную роль в русском  искусстве начала ХХ столетия играло движение «Мир искусства», возникшее  как своеобразная реакция на уже  утратившее свою актуальность движение передвижников. В нем участвовали  почти все заметные русские живописцы  того времени, объединившиеся вокруг журнала  с таким же названием. Как когда-то передвижники, «мирискусники» устраивали выставки работ, идейной основой которых было не изображение грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи.

Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А.Н. Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он был живописцем, графиком, театральным  художником, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них  были и символисты, и футуристы, и  кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П.Н. Филонов и Д.В. Кандинский. Филонов  в своей живописной технике тяготел  к футуризму, но в проблематике произведений был далек от него. Кандинский же во многом тяготел к европейскому новейшему искусству, нередко изображая  лишь отдельные очертания предметов. Его по праву можно назвать  отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины  К.С. Петрова-Водкина, сохранившего в  своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коня» (1912), напоминающее изображение  св. Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге» (1915), где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.

2.3 Музыка

Крупнейшими русскими композиторами  начала ХХ столетия были А.И. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С.В. Рахманинов, И. Стравинский, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 гг.

Композиции Скрябина от романтических  традиций эволюционировали к символизму, предвидя многие новаторские течения  революционной эпохи.

Строй музыки Рахманинова  был более традиционен. В нем  отчетливо видна связь с русским  музыкальным наследием минувшего  столетия. Музыка Рахманинова была менее субъективна и утонченна, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.

2.4 Архитектура

К началу XX века в архитектуре  получил распространение новый  стиль – модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть  функциональное назначение жилых и  общественных зданий, предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций  и материалов.

Стиль отражал поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая  архитектура началась с работ  живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф. О. Шехтель - особняк С. П. Рябушинского.

Поиски нового были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское и народное искусство. Особенностью этого стиля был контраст внешнего облика здания и его назначения (например, Казанский вокзал – архитектор А.В. Щусев).

III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

3.1 Достижения  и открытия

Значительных успехов  достигли исследования в области  механики и математики, что позволило  развить новые области науки  – воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные  самолеты «Русский витязь» и «Илья  Муромец». В 1911 году Г.Е. Котельников  сконструировал первый авиационный  ранцевый парашют.

К.Э. Циолковский в 1903 году опубликовал статью «Исследование  мировых пространств реактивными  приборами», где была изложена теория движения ракет. В своих последующих  трудах «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» (1910), работах о космических полетах (1911-1914) он продолжил разработку теоретических  основ будущих космических полетов.

Среди наиболее известных  ученых был энциклопедист В.И. Вернадский. Труды Вернадского легли в  основу биохимии, геохимии, биогеохимии  и радиогеологии. Еще в 1909 году Вернадский писал, что «в эти годы в мировом  научном движении… происходит полная революция в представлениях о  веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках о жизни». Самого Вернадского отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем  и предвидение открытий в самых  разных научных областях. Учение Вернадского  о биосфере легло в основу его  идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума.

Развитие естествознания происходило в тесном общении  с мировой наукой, чему способствовали обмены учеными, стажировки в заграничных  университетах, публикации совместных трудов.

Великий русский физиолог И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 году за исследования в области физиологии пищеварения  Павлову первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И.И. Мечников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

Огромный вклад в мировую  науку в начале ХХ века внес Н. И. Вавилов, специализировавшийся на генетике и наследственности и открывший  законы гомологичных рядов.

В российской науке появилось  созвездие имен в гуманитарных дисциплинах  – философии, социологии (С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.Б. Струве и др.). Авторы стремились осмыслить исторический путь и будущность России.

Достижения в исторической науке связаны с именами П.Н. Милюкова, В.О. Ключевского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Павлова-Сильванского, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова, А.А. Шахматова и других.

3.2 Образование

В начале ХХ столетия основой  отечественной науки явилась  Академия наук с уже развившейся системой институтов. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Киеве, Казани, Юрьеве, Варшаве, Харькове, Одессе, Томске, высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Действовали высшие женские институты – женский медицинский институт в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве.

Профессор Ф.Ф. Зелинский  был гордостью Петербургского университета, где он проработал более трети  века (1885-1921 гг.). Великолепный знаток латинского и греческого языков и литературы, Зелинский поставил свое филологическое мастерство на службу культурно-историческим изысканиям.

Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Постепенно росло число начальных школ. Немалую  роль в подготовке научных кадров играли и университеты с их научными обществами, а также всероссийские  съезды ученых. Широко издавались научно-популярная литература, выходили журналы «Природа», «Вокруг света», «Научное обозрение», «Наука и жизнь», и др. Содействовали  распространению научных знаний и публичные лекции известных  русских ученых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революция 1917 года внесла раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть  из них делали это из патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции.

В 20-е годы ХХ столетия расцвели модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. Маяковский, режиссеры В. Майерхольд, А. Таиров, архитекторы В. Татлин, К. Мельников искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие  режиссеры К. Станиславский и  В. Немирович-Данченко, поэт С. Есенин. Большой популярностью пользовались произведения о гражданской войне  Д. Фурманова, А. Серафимовича, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева. В 1928 г. вышла  в свет первая часть эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».

В первые годы советской  власти великие конструктивисты  Веснины, Иван Леонидов, Константин Мельников, Георгий Гольц, Моисей Гинзбург, в стиле, полном зажигательной утопической фантазии, строили фабрики, дома культуры, дома-коммуны для коллективного быта, фабрики- кухни и прочие фантазии отчаянных революционеров.

Шла острая борьба между  сторонниками «нового искусства» и  приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с  позиций «пролетарской культуры».

Для первых лет советской  власти характерно многообразие культурного  развития, но при этом проявлялись  попытки удушения «классово чуждых»  направлений. Например, генетика была объявлена «буржуазной лженаукой», а ученый Н.И. Вавилов обвинен  в шпионаже.

Одной из важнейших задач  культурной революции было формирование у людей социалистического сознания. Этой цели была посвящена культурно-просветительская работа большевистской партии в городе и в деревне. Сторонники коммунизма боролись с религиозными предрассудками людей. Активную борьбу с религией вел  «Союз воинствующих безбожников», широкая  атеистическая пропаганда шла через  печать, лекции, звучала по радио. Шла  активная работа по ликвидации безграмотности населения.

Принято было постановление  о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском  университетах восстанавливались  исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых  весь исторический процесс интерпретировался  с классовых позиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов В.В.., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений.– 4-е изд., стер. – М.: Мастерство, 2002. – 360 с.
  2. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/ И.В. Волкова, М.М. Горинов, А.А. Горский и др.; Под ред. М.Н. Зуева. –2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 640 с.
  3. В.О. Ключевский. Краткое пособие по русской истории. – М., 2007. – 390с.

Информация о работе «Серебряный век» российской культуры