Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.

Файлы: 1 файл

Финансирование театров.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Расчет затрат на рекламу  производится исходя из сложившегося в среднем за последние три  года соотношения между общей  суммой этих расходов (обязательные отчисления - авторам, Союзу театральных деятелей и др., комиссионные расходы по реализации билетов, расходы на рекламу) и сборами  данного театра; рассчитываемый показатель берется в той же пропорции  от суммы нормативных доходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей  Методики.

Указанные затраты рассчитываются только для тех театров, которые  не имеют стационара или в течение  последних трех лет показывали на стационаре менее половины общего числа  спектаклей. Расчет ведется, исходя из обоснованных театром дополнительных затрат, в среднем на один выездной (гастрольный) спектакль и нормативного количества таких спектаклей, которое определяется вычитанием из 280 среднего за последние три года количества спектаклей на стационаре.

2.3 Доходы от добровольных взносов и предпринимательской деятельности театров

Внебюджетные источники  финансирования театра подразделяются, как уже указывалось, на доходы от собственной деятельности и «внешние поступления». Доходы от собственной  деятельности государственных и  муниципальных театров в свою очередь делятся на доходы от основной деятельности, т.е. от платных форм творческой деятельности (прежде всего сборы  от продажи билетов), и на доходы от предпринимательской деятельности.

Многие театры, особенно обладающие современной материально-технической  базой, расширяют круг услуг, предоставляемых  за плату. Это платные экскурсии  по музею театра (там, где он существует), продажа абонементов, показ спектаклей с переводом на другие языки; некоторые  театры открывают платные стоянки для автомобилей зрителей и т.д. Тем не менее доля собственных доходов театров пока несущественна. Возможности получения дополнительных сборов от продажи билетов лимитированы вместимостью зрительных залов, допустимым количеством спектаклей, уровнем цен на билеты, резкое повышение которых приведет к уменьшению числа зрителей.

Кроме того, существуют ограничения  также на ведение предпринимательской  деятельности, предопределяемые некоммерческим статусом театров. В соответствии с  современным налоговым законодательством  театры должны платить налог на прибыль, полученную от ведения предпринимательской  деятельности, НДС, перечислять с  выручки налоги в дорожные фонды, что не способствует развитию предпринимательской  деятельности.

До недавнего времени  было довольно сложно разграничить виды основной и предпринимательской  деятельности театров. Только в новом  Положении о театре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.03.99 г. №329, дано четкое определение основных видов деятельности театров.

В условиях, когда внутренние источники финансирования практически  исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования  авторских и смежных прав в  области театрального искусства. Это, например, уступка прав на постановку спектакля другим театрам, продажа  права на кино-, радио и телепостановку и т.п.

Существует ряд нетрадиционных источников формирования финансовых средств  театров. Основной из них - спонсорские взносы коммерческих структур, прежде всего банков. Можно выделить два вида спонсирования театрального искусства: постоянную финансовую помощь и разовые спонсорские вклады.

Государство установило льготы в налогообложении, которые должны способствовать привлечению средств  от коммерческого сектора. Так, согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями) доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемая учреждениям культуры и искусства, составляет 5%. Однако эта льгота сохранена только для юридических лиц, выделяющих средства государственным (даже не муниципальным) учреждениям культуры и искусства. Причем если налогооблагаемая прибыль организации составляет 1 млн руб., то при перечислении денежных средств государственным театрам она может быть уменьшена лишь на 50 тыс. руб.

Распространенное мнение, что основным мотивом спонсорства  и благотворительности являются налоговые льготы, неверно. Пожертвования  на театральное искусство дают возможность  получить признание. Поддержка проектов, имеющих общественный резонанс, или  престижных театральных коллективов  основана на определенных стимулах. От признания фирмы, ее известности  не в последнюю очередь зависят  ее предпринимательский успех, прибыль. И в этом случае действительно можно говорить об опосредованной экономической выгоде.

Представляется целесообразным обратиться к новым формам привлечения  спонсорских средств. Речь идет о  размещении информации в глобальной компьютерной сети «Internet». Крупные театры могут иметь (а некоторые уже имеют) там свою страничку. Более мелкие театры могут для этого объединиться. Существует большая вероятность того, что среди пользователей данной системы могут оказаться организации и люди, которые заинтересуются творчеством того или иного коллектива и станут его спонсорами.

Важным звеном в системе  поддержки театральной деятельности становятся благотворительные фонды  и общественные организации. В настоящее  время существуют несколько таких  специальных целевых фондов, а  также фонды поддержки отдельных  театров. Однако если через систему  «Internet» легко получить необходимую информацию о международных благотворительных фондах, то по России подобных баз данных нет.

Фонды, как правило, занимаются долгосрочными программами развития искусства (в том числе образования, повышения квалификации, развития нового направления в искусстве, создания информационной сети и др.). Но это  не значит, что фонды полностью  финансируют такие программы. Их субсидии носят одноразовый или  непродолжительный характер и призваны помочь реализации программы на начальной  стадии.

3. Особенности финансирования  муниципальных театров

На практике бюджетные  ассигнования представляют собой в  основном текущее финансирование. В соответствии с принятыми нормативными документами (Положение 1995 г., Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 г. №329) деятельность государственных и муниципальных театров должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:

· покрытие эксплуатационных затрат на содержание театра, включая  расходы на заработную плату, а также  материальные и приравненные к ним  затраты;

· оснащение театров  техническими средствами и оборудованием;

· проведение капитального ремонта, реставрацию памятников истории  и культуры, переданных в пользование  театров.

Один из вариантов пусть  не решения, но «смягчения» проблемы - передача помещений, занимаемых театрами, в их оперативное управление, как  это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 1.07.96 г. №1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Это позволит сэкономить бюджетные средства, выделяемые на арендную плату, и направить их на заключение социально-творческих (целевых) заказов.

Целесообразно также освободить театры от расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны, переложив их на соответствующие ведомства.

Помимо прямого выделения  существует и так называемое косвенное  финансирование театров путем предоставления им налоговых льгот. Так, театры освобождены  от налога на имущество, НДС и налога на прибыль от основной деятельности, не платят земельный налог и др.

Особую озабоченность  вызывают расходы на культуру из местных  бюджетов. В 2004 году за счет средств  местных бюджетов на финансирование муниципальных домов культуры, клубов и библиотек было направлено 11,5 млрд. рублей, или в два раза больше чем расходует на культуру федеральный  бюджет. Между тем по данным Госкомстата  России в 1989 году в стране было 152,9 тысяч  сельских населенных пунктов, в том  числе с числом жителей свыше 200 чел. - 42,2 тысячи. По тем же данным в сельской местности находится 48,0 тысяч клубов и домов культуры и 38,9 тысяч библиотек. Если учесть, что за прошедшие годы число сельских населенных пунктов продолжало сокращаться, можно с достаточной долей уверенности предположить, что 6-7 тысяч клубов и домов культуры и значительное число библиотек расположены в населенных пунктах с числом жителей от 6 до 200 чел., где разграничении расходных полномочий, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

В целях обеспечения  стабильного функционирования театров  необходимо эффективно использовать уже  существующие источники финансирования и создать условия для привлечения  новых. Для этого следует:

1. Рационально использовать  бюджетные средства, направляемые  на финансирование театров:

· объединять на договорной основе средства федерального, региональных и местных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания театров. Объединение бюджетных  средств может быть оформлено  договором о совместном использовании  и финансировании этих театров с  фиксацией доли каждого участника;

· освободить театры от ряда затрат, не связанных с осуществлением их творческой деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.);

· более широко использовать социально-творческий заказ как  форму целевого финансирования театров.

Принять меры по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу  театрального искусства:

· разрешить относить расходы  на спонсорство на себестоимость  продукции и услуг и включать их в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

· шире использовать права  органов государственной власти субъектов Федерации и органов  местного самоуправления по установлению дополнительных налоговых льгот  юридическим лицам, вкладывающим деньги в театральное искусство;

· инициировать создание новых  благотворительных фондов и общественных объединений, деятельность которых  будет направлена как на содействие развитию и сохранению театрального искусства в целом, так и на поддержку отдельных театров  и театральных проектов;

обеспечить сбор, обработку и  распространение информации о существующих в нашей стране благотворительных  фондах подобного рода, оказывать  театральным коллективам методическую помощь в оформлении заявок на получение  грантов от этих фондов.

3. Освободить некоммерческие театры  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности  от всех видов налогов и  платежей в бюджеты разных  уровней, дать им возможность  направлять полученные доходы  на расширение и совершенствование  творческой деятельности.

4. Стимулировать создание таких  элементов театральной инфраструктуры, как лизинговые и страховые  компании.

Лизинговые компании могли бы заниматься закупкой дефицитного (дорогостоящего) оборудования, сдачей его в аренду, экспертизой состояния, капитальным  ремонтом и т.д. Важно то, что лизинговые платежи входят в себестоимость  продукции, на данную сумму уменьшается  размер прибыли.

При лизинговых отношениях право владения арендованным имуществом полностью  сохраняется за арендодателем, т.е. арендованное оборудование само является гарантией в рамках предоставления кредита. Лизинговый процент обычно существенно ниже банковского. Кроме  того, твердые арендные ставки на весь срок действия договора, обычные для  лизинговых отношений, дают значительные финансовые преимущества арендатору и  обеспечивают стабильность его деятельности.

Использование разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных театров позволит в значительной степени решить проблемы их финансирования.

На наш взгляд, целевое финансирование театров в виде социально-творческого  заказа должно получить большее распространение. Понятие социально-творческого заказа можно трактовать более широко, имея в виду возможность его получения  не только от органов управления культуры, но и непосредственно от администрации (мэрии) или других ее структурных  подразделений: органов образования, социального обеспечения, комитетов  по молодежной политике и др.

Речь идет об экономической недостаточности  большинства организаций культуры, обусловленной их неспособностью к  рыночной самоокупаемости и вынужденной  привязанностью к государству. Эта  недостаточность стала тем слабым местом в общественном организме, где  удобно расселяются болезнетворные вирусы,

90-е годы были связаны с  несбывшимися надеждами властных  структур переложить часть бюджетного бремени на плечи разного рода спонсоров и меценатов. В те годы и теперь популярными в экономических ведомствах являются рекомендации по переводу бюджетной поддержки на рельсы проектного финансирования, когда государственные средства выделяются не на содержание организации как таковой, а на достижение определенных результатов. Признавая такую позицию абсолютно необоснованной, не следует все же отвергать саму необходимость реформирования сложившейся системы государственного финансирования культурной деятельности. При этом надо помнить, что эффективность конкретных реформ в очень большой мере обусловлена ответами на общие вопросы - какие культурные блага, с какой целью и каким образом должно поддерживать государство?

В сложившихся условиях установка  на превращение конкурсного порядка  распределения бюджетных средств  из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности означает, не что иное, как требование проведения масштабной институциональной  реформы. Причем главным содержанием  такой системной модернизации является ликвидация большинства государственных  и муниципальных учреждений культуры и создание на их основе организаций  культуры, имеющих иной правовой статус.

Информация о работе Финансирование театров