Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.

Файлы: 1 файл

Финансирование театров.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Потому в предстоящие  годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении государственных расходов на культуру - продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми последствиями - а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучном в 1990 году. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации.

 

Внебюджетные источники  финансирования учреждений культуры и  искусства

Поступило из внебюджетных источников ВСЕГО

Темпы

Роста

 
 

2002

2004

   
 

млн. руб.

млн. руб.

в% к общему объему финансовых

   

1. По системе ВСЕГО

2111,1

7399,2

23,0

3,5

 

в том числе: Федеральное  ведение Региональное ведение

711,4 1399,7

2637,6 4761,6

35,4 19,0

3,7 3,4

 

2. Театры ВСЕГО

569,3

2526,9

39,1

4,4

 

в том числе: Федеральное  ведение Региональное ведение

171,6

397,7

1199,9 1327,0

52,7 32,0

7,0 3,3

 
           

2. Финансирование государственных  театров

2.1 Состав источников финансирования деятельности театра

Содержание организаций  культуры и искусства, в том числе  театров, является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов, выплату стипендий, предоставление грантов и т.п. Во многих регионах разработаны и реализуются соответствующие региональные программы в области культуры и искусства.

Необходимость бюджетного финансирования государственных и  муниципальных театров определяется самим их правовым статусом. Все  они являются некоммерческими и  осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса  Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.96 г. №7-ФЗ (ред. от 8.07.99 г.) «О некоммерческих организациях».

Из всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных  современным законодательством, государственным  и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование  других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации  и Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что  учреждение полностью или частично финансируется собственником (в  нашем случае - государственными и  муниципальными органами власти), то в  отношении предприятия такой  записи нет. Для государственных  и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение  средств на выплату заработной платы  ничем не гарантировано, не говоря уже  об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр  как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.

Источники финансирования государственных и муниципальных  театров - это бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя (капитальные вложения, социально-творческие заказы, текущие ассигнования) и  внебюджетные средства - доходы от собственной  деятельности (от основных ее видов, от предпринимательской деятельности), а также нетрадиционные внешние  источники финансирования (спонсорские  взносы, средства благотворительных  фондов, общественных организаций и  т.п.).

Основным каналом финансирования театров по-прежнему остается прямое выделение бюджетных средств. Что  касается структуры бюджетных ассигнований, то капитальные вложения по существу утратили былое значение. Лишь в  отдельных городах строятся и  реконструируются отдельные объекты.

Так и не получили должного распространения социально-творческие (целевые) заказы учредителя. Социально-творческий заказ является формой прямого единовременного  бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных  мероприятий (выполнению работ, оказанию услуг). Положение о социально-творческом заказе было утверждено Министерством  культуры СССР еще в 1989 г. Эта форма зафиксирована и в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. №609 (далее - Положение 1995 г.).

В Федеральном законе от 28.08.95 г. №154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 33 «Муниципальный заказ» указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.

Классическими примерами  социально-творческого закона для  театров являются целевые заказы на создание драматических и музыкальных  произведений, постановку спектаклей, их видеофиксацию, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п.

Источниками финансирования деятельности театра являются:

а) ассигнования учредителя (учредителей);

б) сборы от продажи билетов  на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих  услуг;

в) поступления по договорам  на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной  власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;

г) добровольные взносы и  дары, средства, полученные по завещаниям;

д) кредиты банков и иных кредитных организаций;

е) доходы от предпринимательской  деятельности.

Право театра на получение  от российских и иностранных юридических  лиц и граждан безвозмездных  пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.

Средства, оставшиеся у  театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления  иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование государственных  и муниципальных театров в  Российской Федерации является одним  из важнейших социально-экономических  обязательств государства.

Финансирование должно обеспечить:

а) создание необходимых  условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;

б) комплектование театральных  трупп, способных выполнить высокие  художественные задачи;

в) создание необходимых  условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого  потенциала;

г) необходимый минимум  затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.

Нормативы финансирования государственных и муниципальных  театров не могут быть ниже нормативов бюджетного финансирования государственных  и муниципальных организаций  культуры.

Данные нормативы определяются учредителем театра:

а) по организации труда - на основании нормативной численности  артистического и художественного  персонала по видам театров соответственно: театр оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180 и 28 человек; драматический театр и  театр юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;

б) по финансовому обеспечению  творческого процесса - на основании  минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара в следующих размерах: театр оперы и балета - 1200 тыс. рублей; театр музыкальной комедии - 800 тыс. рублей; драматический театр  и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей; театр кукол - 150 тыс. рублей в год. Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;

в) по организации творческого  процесса - на основании минимального нормативного количества спектаклей - 280 спектаклей в год. Средства, поступившие  из внебюджетных источников, не влияют на нормативы и размеры финансирования театра учредителем.

2.2 Особенности определения  нормативной численности артистического  и художественного персонала  по видам театров

Нормативы численности  персонала и нормативы финансового  обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмотренным пунктом 3настоящего Положения, устанавливаются договором между театром и его учредителем.

Каждый государственный  или муниципальный театр самостоятельно устанавливает показатели численности  артистического и художественного  персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива.

Учредитель государственного или муниципального театра в зависимости  от национальных, социальных и экономических  условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать  нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное  художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив количества спектаклей.

Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных  театров пересматриваются в текущем  году в случае:

а) существенных изменений  условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);

б) реализации мероприятий  по пересмотру ставок, должностных  окладов и т.п.;

в) разовых существенных изменений цен на основные материалы  и тарифов на услуги, используемые театром.

Театр самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  ее развития, исходя из целей, предусмотренных  его уставом, наличия собственных  творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного  и социального развития театра.

Театр самостоятельно устанавливает  цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые  театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

Нормативные расходы театра состоят из:

· - расходов на оплату труда;

· - материальных и приравненных к ним затрат.

Нормативные расходы на оплату труда определяются путем  суммирования произведений по каждому  виду персонала среднемесячной заработной платы на нормативную или расчетную  численность и умножением полученной суммы на 12 месяцев.

Среднемесячная заработная плата устанавливается в расчетах, исходя из действующих в РФ, республиках  в составе РФ, краях, областях, городах  Москве и Санкт - Петербурге в текущем году схем должностных окладов работников театров с учетом коэффициента роста средней заработной платы за предыдущий год, а также районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Расчет производится по видам персонала (артистический персонал, художественный персонал, другой персонал) усреднением приведенных в схемах окладов, соответствующих виду театра и виду персонала.

Расчетная численность  другого (кроме артистического и  художественного) персонала в зависимости  от вида театра и строительного объема (в тыс. куб. метров) его основного  здания (без учета других зданий производственного и социально - бытового назначения).

Нормативные расходы по материальным и приравненным к ним  затратам включают в себя:

Начисления на сумму  нормативной заработной платы, определенной в п. 6.1 в установленном в РФ размере (в процентах).

Нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара (создание новых постановок, пополнение, содержание и текущий  ремонт материального оформления спектаклей, исходящий реквизит, грим, билеты), которые  определяются на уровне не ниже общереспубликанских  нормативов по финансовому обеспечению  творческого процесса, установленных  в следующих размерах (по видам  театров):

· - театр оперы и балета - 250 тыс. руб.

· - театр музыкальной комедии - 170 тыс. руб.

· - драматический театр и театр юного зрителя - 100 тыс. руб.

· - театр кукол - 30 тыс. руб.

Указанные нормативные  суммы ежегодно, начиная с расчета  финансирования на 1992 год, корректируются с учетом изменения оптовых цен  и тарифов по общегосударственной  методологии. Кроме того, учредитель в зависимости от специфики национальных, социальных и экономических условий  может увеличивать размер этих нормативных  затрат.

По театрам, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одному из указанных выше видов, нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара устанавливаются договором между  театром и его учредителем. Возникающие  при этом разногласия разрешаются  Министерством культуры РФ.

Расчетные расходы на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затраты на их аренду; к ним относятся:

· - полный комплекс расходов по содержанию зданий и оборудования:

· отопление, водоснабжение, канализация, мытье, натирка полов, уборка

· помещений, очистка территории и т.п.;

· - все виды ремонта основных средств (включая здание);

· - возмещение износа малоценного и быстроизнашивающегося

· инвентаря;

· - амортизация основных средств;

· - электроэнергия;

· - охрана труда;

· - арендная плата за пользование помещениями и оборудованием, транспортными и другими основными средствами по месту постоянного базирования театра.

Указанные расходы не включают в себя заработную плату работников

театра (она учтена в  п. 6.1), а также затраты по содержанию, аренде

зданий, оборудования, транспорта, не связанных с основными видами

деятельности.

Расчет нормативных затрат на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затрат на их аренду производится исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году, с учетом их возможного увеличения (переезд в новое здание, его  реконструкция, техническое перевооружение; изменение оптовых цен, тарифов  на коммунальные услуги и т.п.).

Информация о работе Финансирование театров