Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.

Файлы: 1 файл

Финансирование театров.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

В соответствии с законодательством  Российской Федерации и уставом  театр наделяется его учредителем (учредителями) имуществом, необходимым  для осуществления сценической  деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым  имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Земельные участки, занимаемые государственным или муниципальным  театром, закрепляются за ним в постоянное (бессрочное) пользование в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, на весь период существования.

Театр использует имущество  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

Театр несет ответственность  перед собственником за сохранность  и эффективное использование  закрепленного за ним на праве  оперативного управления имущества. Контроль за использованием имущества осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Имущество, подаренное, пожертвованное или переданное театру по завещанию, приобретенное им за счет средств, выделенных ему по смете, по договору или на иных основаниях, находится в оперативном  управлении театра.

Государственная или муниципальная  собственность, закрепленная за театром, может отчуждаться собственником  в порядке и на условиях, предусмотренных  гражданским законодательством.

Театр самостоятельно распоряжается  продуктами своего интеллектуального  и творческого труда, включая  созданные им спектакли.

Отношения между учредителем (учредителями) и государственным  или муниципальным театром определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В договоре могут быть предусмотрены  обязательства театра в отношении  объемов основной деятельности, установления льготных цен для отдельных категорий  населения, гастрольной и выездной деятельности, другие обязательства, связанные  с основной деятельностью, и обязательства  учредителя по обеспечению финансирования театра в объемах, определенных бюджетом или договором, выделению средств  на техническое переоснащение, капитальный  ремонт или реконструкцию.

В договоре могут быть также  предусмотрены выполнение театром  отдельных заказов учредителя, предусматривающее  дополнительное финансирование, обязательства  учредителя по социальной защите работников театра и другие, определены порядок  использования театром имущества, переданного ему учредителем, материальная ответственность сторон.

Договор на новый срок заключается, как правило, не позднее чем за месяц до истечения срока действующего договора. Расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Отношения работника и  театра регулируются законодательством  Российской Федерации о труде  и гражданским законодательством.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации формы оплаты труда, материального поощрения, размеры  должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и  надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром  самостоятельно в пределах имеющихся  средств на оплату труда. Обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляются в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Условия труда  и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный  рабочий день и другие льготы для  работников устанавливаются театром  в порядке, определенном законодательством  Российской Федерации.

В порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, театр вправе устанавливать прямые связи с иностранными организациями, осуществлять внешнеэкономическую  деятельность, иметь валютные счета  в банках и других кредитных организациях.

Театр ведет бухгалтерскую  и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

1.3 Анализ динамики источников бюджетного финансирования государственных (муниципальных) театров

театр персонал бюджетный финансирование

Государственная поддержка  культуры, искусства и кинематографии осуществляется из консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу 15. В 2004 году на эти цели было выделено 32,9 млрд. рублей. В том числе  из федерального бюджета 6,7 млрд. руб. (20,5%), государственных бюджетов субъектов  Российской Федерации - 10,7 млрд. руб. (32,6%) и 15,4 млрд. руб. (46,9%) - из местных бюджетов.

Большая часть этих средств  в объеме 32,2 млрд. руб. была направлена на финансирование культурной деятельности, осуществляемой учреждениями государственных  и муниципальных органов культуры (далее по тексту - ведомственные  расходы). Остальные в сумме 0,7 млрд. руб. - на финансирование по федеральному бюджету учреждений культуры других ведомств. С их учетом ведомственные  расходы на культуру, искусство и  кинематографию из федерального бюджета  составили 18,7% консолидированного бюджета  Российской Федерации, из региональных бюджетов субъектов Российской Федерации 33,3%, местных бюджетов - 48,0% (Таб. 3 и 4).

Следует отметить, что структура  ведомственных расходов на культурную деятельность и кинематографию из федерального бюджета принципиально отличается от структуры расходов региональных и местных бюджетов. Так из 6,0 млрд. рублей из федерального бюджета - 2,6 млрд. руб. (43,1%) было использовано на финансирование особо ценных объектов культурного  наследия, и 1,7 млрд. рублей (29,0%) - на финансирование федеральной программы и других целевых расходов. А на сметное  финансирование деятельности федеральных  библиотек, музеев, цирков и организаций  исполнительских искусств - 27,9%.

Иная структура расходов на культуру, искусство и кинематографию сформировалась в региональных бюджетах субъектов Российской Федерации. Здесь  на сметное финансирование учреждений культуры приходится 94,2% всех средств (на дворцы дома культуры и клубы 7,8% музеи - 14,1%; библиотеки - 15,2%, организации исполнительских искусств и цирки - 34,2%, кинематографии - 2,5%, прочие учреждения и мероприятия - 20,4%) и только 5,8% на программные мероприятия и другие целевые затраты.

Структуру расходов на культуру, искусство и кинематографию из местных  бюджетов определяет состав учреждений, находящихся в ведении муниципальных  органов власти. Более половины всех средств (52,1%) они используют на финансирование дворцов, домов культуры и клубов, еще четверть (22,7%) на финансирование библиотек, на финансирование прочих организаций  и мероприятий - 16,1%. На сметное финансирование музеев, организаций исполнительских  искусств, кинематографии направляется 8,7%, а на реализацию программ и целевых  мероприятий - лишь 0,4% (Таб.3).

Особенности ведомственной  структуры расходов на культуру, искусство  и кинематографию определяют и их экономическое содержание. Свыше 40% средств Федерального бюджета используется на подстатью «Прочие текущие  расходы» экономической классификации  бюджетов Российской Федерации, а также  на субсидии и субвенции. Более 35% направляются на капительные расходы, коммунальные и другие услуги по содержанию материальной базы и менее 25% на оплату труда работников и социальный налог.

Таково же, примерно, экономическое  содержание бюджетных ассигнований, выделяемых из региональных бюджетов. По иному распределяются бюджетные средства на культуру в местных бюджетах. Здесь большая их часть (45,2%) используется на оплату труда работников и социальный налог. Значительно меньше (16,7%) направляется на «Прочие текущие расходы», субсидии и субвенции (Таб. 4).

Бюджетные расходы на прочие организации и мероприятия в 2004 г. по статьям экономической классификации расходов

 

Статьи расходов

Код эконом, класс.

ВСЕГО

(млн. руб.)

в том числе:

 
     

Региональный бюджет

Местный бюджет

 

Оплата труда

110100

1117,5

301,5

816

 

в % к итогу

 

23,9%

13,8%

32,9%

 

Начисления

110200

387,6

103,8

283,8

 

в % к итогу

 

8,3%

4,7%

11,4%

 

Предметы снабжения и  расходные материалы

110300

126,2

46,4

76,8

 

в % к итогу

 

2,7%

2,1%

3,1%

 

Командировки

110400

17,8

9,8

8

 

в % к итогу

 

0,4%

0,4%

0,3%

 

Транспортные услуги

110500

20,9

1

13,9

 

в % к итогу

 

0,4%

0,3%

0,6%

 

Услуги связи

110600

21,9

9,3

12,6

 

в % к итогу

 

0,5%

0,4%

0,5%

 

Коммунальные услуги

110700

144,5

60,1

84,4

 

в % к итогу

 

3,1%

2,7%

3,4%

 

Прочие текущие расходы

111000

1914,7

1017,4

897,3

 

в % к итогу

 

40,9%

46,4%

36,1%

 

Субсидии, субвенции и  текущие трансферты

130000

55,5

24,6

30,9

 

в % к итогу

 

1,2%

1,1%

1,2%

 

Капитальные расходы

240000

869,2

612,3

256,9

 

в % к итогу

 

18,6%

27,9%

10,3%

 

ИТОГО

000000

4675,8

2192,1

2483,7

 
           

Прочие бюджетные расходы  на культуру в 2004 г. по статьям экономической классификации расходов

 

Статьи расходов

Код эконом, класс.

ВСЕГО

(млн. руб.)

в том числе:

 
     

Региональный бюджет

Местный бюджет

 

Оплата труда

110100

       

В% к итогу

         

Начисления

110200

       

в % к итогу

         

Предметы снабжения и  расходные материалы

110300

       

в% к итогу

         

Командировки

110400

       

В% к итогу

         

Транспортные услуги

110500

       

В% к итогу

         

Услуги связи

110600

       

в% к итогу

         

Коммунальные услуги

110700

       

в% к итогу

         

Прочие текущие расходы

111000

       

В% к итогу

         

Субсидии, субвенции и  текущие трансферты

130000

683,3

624,7

58,6

 

В% к итогу

 

100,0

100,0

100,0

 

Капитальные расходы

240000

       

в % к итогу

         

ИТОГО

000000

683,3

624,7

58,6

 
           

Экономический кризис девяностых годов, значительное (в сравнимых  ценах и условиях) сокращение бюджетной  поддержки отрасли вынудило учреждения культуры и искусства постоянно  наращивать объемы платных услуг  населению (зачастую в ущерб их качеству и общедоступности), изыскивать иные внебюджетные источники финансирования.

По данным ведомственного статистического учета только за период с 2002 по 2004 год общий объем  внебюджетного финансирования отрасли  увеличился в 3,5 раза - с 2,1 млрд. руб. в 2002 году до 7,4 млрд. руб. в 2004 году, в том  числе по федеральным учреждениям  в 3,7 раза - с 0,71 млрд. руб. в 2002 году до 2,64 млрд. руб. в 2004 году. В общем объеме финансовых ресурсов отрасли эти поступления ныне составляют 23%, в том числе по федеральным учреждениям - 35,4%.

В различных секторах культурной деятельности процесс привлечения  дополнительных средств происходил по-разному - в зависимости от возможностей учреждений культуры (Таб. 5.). Так, внебюджетные доходы театров возросли в 4,4 раза, музеев - в 3,6 раза, зоопарков - в 3,7 раза, а концертных организаций в 2,6 раза, цирков в 2,7 раза, клубных учреждений в 3,2 раза. Темпы роста внебюджетных поступлений по федеральным учреждениям как в целом по системе так и по отдельным их видам опережают соответствующие темпы роста по региональным организациям. В целом по федеральным учреждениям внебюджетные поступления возросли в 3,7 раза (по региональным - в 3,4 раза), в том числе по театрам в 7 раз (по региональным - в 3,3 раза), музеям в 3,9 раза (по региональным - в 3 раза).

Комментируя подобный рост внебюджетных доходов, следует подчеркнуть, что реализован он был в основном за счет повышения цен на билеты и замещения бесплатных для населения  видов культурных услуг на платные. Так, средняя цена билета в театры страны в 2004 году увеличилась по сравнению с 2002 годом в 3,5 раза, в том числе в театры федерального ведения в 4,2 раза, достигнув, например, в Государственном Академическом Мариинском театре 321 руб., в ГАБТе - 308,1 руб. в МХАТе им. Чехова - 156,3 руб. и Государственном Академическом театре им. Евг. Вахтангова - 117,4 руб. В клубных учреждениях и парках многие коллективы самодеятельного искусства ввели плату за показ своих спектаклей, концертов, выставок, а также плату за участие в самодеятельных кружках и коллективах.

В значительной степени  доходы возросли и за счет сдачи  помещений в аренду. По данным Министерства финансов Российской Федерации они  составили в 2004 году - 164,6 млн. рублей, в том числе по федеральным  учреждениям 128,6 млн. рублей. При этом поступления от меценатов и спонсоров  даже по организациям, профессионально  освоившим технологии фандрейзинга, они составляют менее 10% всех их доходов (по данным экспертов Совета Европы примерно такой же удельный вес они  занимают в большинстве европейских  государств).

Приведенные факторы роста  внебюджетных доходов никак нельзя рассматривать в качестве источника  благосостояния организаций культуры. Рассчитывать на возможности продолжения  многократного повышения цен  на культурные услуги и увеличение доходов от арендной платы не приходиться. Этот ресурс - сам по себе более чем  сомнительный - исчерпан и, по-видимому, полностью. Кроме того, принципиально  важно учитывать социальные последствия  такой стратегии. Многократное снижение посещаемости кинотеатров, театров, концертных залов, музейных экспозиций, оскудение книжных фондов библиотек и разрушение недвижимых памятников культуры, качественные изменения в самом содержании культурной деятельности, развитие антисоциальных форм проведения досуга и деформация отношения к труду - вот та цена, которую заплатила отечественная культура за допущенное государством в минувшее десятилетие почти двукратное сокращение (в сопоставимых ценах) расходов на культуру.

Информация о работе Финансирование театров